+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Федеральный закон «№217-ФЗ «О землях общего пользования»

Статья 24. Имущество общего пользования, образование земельных участков общего назначения

1. Образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

2. Управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.

4. Земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.

5. Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам.

Комментарий к статье 24

В комментируемой статье применительно к имуществу общего пользования впервые по тексту Закона N 217-ФЗ используется термин управление». Так, согласно ч. 2 комментируемой статьи управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства и огородничества может осуществлять только одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

Данный принцип заимствован из положений ЖК РФ, согласно которым собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья (ч. 1 ст. 136). Указанное положение применительно к территории садоводства и огородничества вполне оправданно, поскольку только подобный подход способен обеспечить соблюдение единых правил сосуществования граждан и использования ими общего имущества на одной территории. Однако, помимо собственно данного принципа, больший интерес вызывает сам термин «управление» применительно к общему имуществу садоводов и огородников. Что же он означает?

Вернувшись к жилищному законодательству, мы увидим, что согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

По большому счету функции садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества применительно к территории садоводства и огородничества по управлению имуществом общего пользования очень схожи с управлением многоквартирным домом. Это следует из п. 1 ст. 7 комментируемого Закона, в соответствии с которым одной из целей учреждения и деятельности садоводческого или огороднического товарищества является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

Принципиальная разница с жилищным законодательством состоит в том, что Закон N 217-ФЗ не предоставляет гражданам альтернативной модели управления общим имуществом, расположенным в границах территории садоводства или огородничества, к примеру непосредственное управление таким имуществом правообладателями садовых или огородных земельных участков, хотя с учетом развития положений гражданского законодательства можно сказать, что это не совсем так.

Напомним, что Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» Гражданский кодекс Российской Федерации был дополнен гл. 9.1 «Решения собраний».

Развитие гражданского законодательства указывает на то, что законодатель видит определенные сходства в подходах к организации управления имуществом общего пользования в многоквартирных домах и в садоводческих или огороднических товариществах, поскольку предлагает для этих целей создание одного и того же юридического лица — товарищества собственников недвижимости, видами которого являются товарищества собственников жилья и садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества. Кроме того, в соответствии с п. 6 ч. 8 ст. 3 Закона N 99-ФЗ со дня вступления в силу данного Закона (1 сентября 2014 г.) к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам применяются нормы о товариществах собственников недвижимости.

Однако, как было отмечено выше, ч. 2 ст. 161 ЖК РФ предоставляет собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме выбор способа управления, в частности возможность непосредственного управления общим имуществом многоквартирного дома.

В связи с этим с учетом появления в ГК РФ норм об общих собраниях следует оценить возможность использования садоводами и огородниками данного института для целей непосредственного управления территориями коллективных садов и огородов (по аналогии с непосредственным управлением многоквартирными домами) без создания для этого специального юридического лица (садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества).

Прежде всего рассмотрим общие положения, закрепленные в ст. 181.1 ГК РФ. Из них мы видим, что правила, предусмотренные гл. 9.1 ГК РФ, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. В настоящее время применение подобной модели реализации коллективных интересов садоводов и огородников, не создавших товарищество, закон не запрещает.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые направлено решение собрания, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других — участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Таким образом, решение собрания может быть принято любыми участниками гражданско-правового сообщества, к числу которых, безусловно, могут быть причислены и садоводы и огородники, являющиеся правообладателями земельных участков, не создавшими юридическое лицо.

Так, в частности, В.В. Кулаков указывает, что в ст. 181.1 ГК РФ закреплен новый вид объединений субъектов — гражданско-правовое сообщество. К сожалению, четкого понимания, что этот коллектив собой представляет, нет, очевидно только, что в их основе лежат общие правовые цели (цели деятельности юридического лица, цели максимального удовлетворения требований банкротящегося должника, цели более эффективного использования общего имущества). Однако факт того, что его участниками признаются не только участники юридического лица, но и сособственники, кредиторы при банкротстве, подтверждает, что в основе всех этих объединений лежат общие законы, требующие теоретического объяснения, учет которых будет способствовать формированию эффективного законодательства .

Он же отмечает, что множественные субъекты возникают при объединении лиц, обладающих одной вещью, при активной или пассивной множественности в обязательстве, при соавторстве. Эти отношения на первый взгляд разные по природе, однако их объединяет необходимость координации своей деятельности по поводу предмета, их объединяющего (вещи, предмета исполнения, произведения и т.д.). Такая деятельность, соответственно, становится совместной. Либо на ее необходимость прямо указывает законодатель, либо это очевидно следует из существа отношений .

В литературе также высказывается мнение о том, что, поскольку перечень участников гражданско-правового сообщества не является исчерпывающим, к ним можно отнести и родительские собрания, собрания сособственников, наследников, членов гаражного кооператива, соседей-дачников и т.д.

Безусловно, этот правовой подход (в случае если он действительно будет востребован со стороны самого садоводческого и огороднического движения) потребует дальнейшего развития на законодательном уровне.

В связи с этим обратимся к словам В.В. Витрянского, который высказывает мнение о том, что нормы гл. 9.1 ГК РФ рассчитаны на все случаи, когда закон связывает с принятием решения собрания (определенного гражданско-правового сообщества) наступление гражданско-правовых последствий, в том числе и на ситуации, когда законодательство, регулирующее соответствующие правоотношения, вовсе не содержит правил о порядке принятия и оспаривания таких решений. Более того, речь может идти и о тех решениях гражданских сообществ, которые ныне в законодательстве не упоминаются, но могут появиться в будущем. При этом будет значительно облегчена и задача законодателя, который сможет ограничиться лишь определением особенностей регулирования решений собраний, имея в виду, что в остальном они будут регламентироваться общими нормами о решениях собраний, предусмотренными гл. 9.1 ГК РФ .

Таким образом, предложенный гражданским законодательством механизм решения коллективных задач посредством принятия решений общими собраниями садоводов и огородников, не выразивших желания создавать юридическое лицо, также вполне может быть востребован как один из альтернативных способов управления коллективными садами и огородами, однако скорее только в перспективе.

Вместе с тем задолго до появления вышеуказанных положений в ГК РФ и принятия комментируемого Закона О.Н. Афанасьев писал: «Существует и еще одна очень интересная форма осуществления садоводческой, огородной или дачной деятельности, которая официально уже сегодня освобождает от необходимости платить многие налоги и сборы во внебюджетные фонды. Эта форма называется коллектив. Коллектив садоводов, коллектив огородников, коллектив дачников. Коллектив — это совокупность физических лиц, то есть людей. Коллектив не имеет прав юридического лица, а вместе с этим он не имеет и соответствующих обязанностей, в том числе и по уплате тех налогов и сборов, которыми обложены юридические лица. В этом и заключается главная ценность этой, условно говоря, четвертой формы» .

В сравнении с положениями Закона N 66-ФЗ изменился субъект, которому должен быть предоставлен земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования. Так, до 1 января 2019 г. и Закон N 66-ФЗ, и ЗК РФ указывали на то, что земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, подлежит предоставлению садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу. Часть 4 комментируемой статьи указывает на то, что с 1 января 2019 г. такой земельный участок подлежит предоставлению в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков.

Это интересно:  Легализация самовольных построек в Москве

В связи с этим отметим несколько важных моментов.

Во-первых, в случае если садовые или огородные земельные участки принадлежат гражданам на иных правах, чем право собственности, предоставить земельный участок общего назначения (соответствующую долю) таким гражданам нельзя. Во-вторых, при предоставлении земельного участка заранее необходимо определить размер доли каждого собственника садового или огородного земельного участка в праве собственности на общий участок. В-третьих, закон освобождает каждого собственника садового или огородного участка подписывать заявление о предоставлении земельного участка общего назначения в общую долевую собственность.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона N 217-ФЗ принятие решения о приобретении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о совершении необходимых действий для приобретения указанных земельных участков относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества. Для принятия такого решения необходимо две трети голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества (ч. 2 ст. 17 комментируемого Закона). Таким образом, представляется, что в решении общего собрания членов товарищества о приобретении земельного участка общего назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, помимо собственно самого волеизъявления о приобретении участка, необходимо указать:

1) размер доли каждого собственника садового или огородного участка в праве собственности на земельный участок общего назначения;

2) лицо, уполномоченное на подачу в орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления о предоставлении земельного участка;

3) перечень действий, которые надлежит совершить для завершения процедуры приобретения права общей долевой собственности на земельный участок общего назначения.

Обратим внимание также, что комментируемый Закон подтвердил легитимность ранее возникших в рамках положений Закона N 66-ФЗ прав на имущество общего пользования. Напомним, что в соответствии со ст. 4 Закона N 66-ФЗ допускалось нахождение общего имущества в собственности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения как юридического лица, за исключением имущества товариществ, которое было создано на целевые взносы его членов. Такое имущество находилось в совместной собственности таких членов некоммерческих товариществ садоводов, огородников и дачников. Вместе с тем согласно ч. 15 ст. 54 Закона N 217-ФЗ вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 г.

Не секрет, что важность общего имущества порождает не только необходимость детального регулирования правоотношений, складывающихся вокруг его использования, но и многочисленные конфликты, следствием которых является в том числе возникновение физических препятствий для отдельных садоводов и огородников к доступу на свои участки. Это проявляется на практике в виде шлагбаумов, контрольно-пропускных пунктов, организованной охраны и т.д. В частности, существование таких конфликтов явилось причиной внесения на рассмотрение Государственной Думы нескольких законопроектов, предусматривающих разрешение подобных ситуаций посредством применения института публичного сервитута .

Комментируемый Закон закрепил два важнейших принципа для разрешения спорных ситуаций по использованию земельных участков общего назначения. Первый из них — это возможность для садоводов и огородников использовать такие участки для прохода и проезда к своим садовым и огородным участкам свободно и без взимания платы. Второй — невозможность как-либо ограничить правообладателей в доступе к принадлежащим им садовым и огородным земельным участкам. Вместе с тем не следует забывать, что земельные участки общего назначения должны быть предусмотрены в качестве таковых в утвержденной применительно к территории садоводства или огородничестве документации по планировке территории.

В соответствии с ч. 14 ст. 54 Закона N 217-ФЗ имущество общего пользования ранее созданных садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан признается имуществом общего пользования садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, за исключением имущества садоводческих и огороднических потребительских кооперативов, созданных в соответствии с законодательством о сельскохозяйственной кооперации. Образованные до дня вступления в силу данного Закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования указанных объединений, являются земельными участками общего назначения.

Анализ Федерального закона № 217-ФЗ от 29 июля 2017 года

29.07.2017 был принят новый Федеральный закон № 217-ФЗ, который устанавливает новые правила создания и функционирования ТСН в форме СНТ, ОНТ. О том, какие бывают ТСН, Вы можете почитать здесь.

В этой статье речь пойдет только о тех ТСН, которые созданы по типу СНТ, ДНТ, ОНТ и регулируются (до 2019 года) Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Именно такие ТСН подверглись реформированию. Отдельно отмечаем, что ТСН, созданные в коттеджных поселках по типу ТСЖ (по ст. 136 Жилищного кодекса РФ) не подвергнутся реформированию, Закон 217-ФЗ на такие ТСН (ТСЖ) не распространяется. Если Вы прочитаете эту статью до конца, Вы сможете понять суть всех принятых существенных изменений. Наши юристы очень старались, когда готовили данную аналитику, в благодарность оставьте нам отзыв в комментариях или в Интернете.

Давайте посмотрим подробнее, что нового нам принес Федеральный закон № 217-ФЗ от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон 217-ФЗ). Речь пойдет об основных изменениях, которые нам показались важными.

ЧТО ОТМЕНИЛИ

  1. Федеральный закон № 66-ФЗ утратит силу с 01 января 2019 года. С 2019 года садоводческие и огороднические товарищества будут регулироваться Законом 217-ФЗ;
  2. Отменили ДНТ как организационно-правовую форму, оставили только две: СНТ и ОНТ (см. статью 4 Закона 217-ФЗ). Причины такого решения остаются загадкой;
  3. Отменили обязанность участвовать во всех проводимых общих собраниях. И это надо было сделать еще давно, потому что санкции за неучастие в собрании в Законе 66-ФЗ отсутствовали, эта норма никогда не работала;
  4. Отменили право членов товарищества определять размер платы для членов товарищества и индивидуальных садоводов. Теперь все расходы и тарифы должны будут утверждаться на общем собрании всех собственников;
  5. Юридические лица теперь не могут быть членами ТСН по типу СНТ и ОНТ (часть 1 ст. 12 Закона 217-ФЗ), и это одна из загадок данного закона;
  6. Председатель правления или учредители не смогут самостоятельно выбирать, в каком банке открыть расчетный счет на ТСН. Теперь решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание членов (пункт 8 части 1 ст. 17 Закона 217-ФЗ).
  7. Председатель Товарищества теперь может избираться только общим собранием членов Товарищества (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). Напомним, ранее можно было прописать в уставе один из двух возможных вариантов: либо избирать председателя на общем собрании, либо на заседаниях правления.

ЧТО ВВЕЛИ НОВОГО

  1. В законе даются законодательные определения некоторым объектам (например, садовый земельный участок, садовый дом, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения);
  2. Запретили создавать несколько ТСН по типу СНТ в рамках одной территории, если ее границы утверждены проектной документацией. Если не утверждены, то можно как раньше — сколько угодно СНТ.
  3. Ввели новое минимальное количество учредителей – не менее 7 человек. При этом решение о создании такого ТСН принимается единогласно (100% голосов). Если в товариществе менее 7 членов, оно подлежит ликвидации. Как и раньше, учредители просто создают товарищество, никаких особых прав и привилегий у них нет, такого органа как «собрание учредителей» по закону вообще не существует;
  4. Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов. Интересно, как требование про 5% будет соблюдаться, если правление минимум из троих членов (если их брать за 5%, то членов должно быть не менее 60-ти). Это требование прямо противоречит положению о минимальном составе СНТ из семи членов товарищества (тогда 5% от членов товарищества составят 0,35 человека, что абсурдно);
  5. Председатель правления ТСН не может выдать доверенность с правом передоверия (п. 6 части 1 ст. 19 Закона 217-ФЗ). Причины такого ограничения все также загадочны;
  6. Ввели очно-заочное голосование для принятия решений на общих собраниях. И это очень удобно и хорошо, испробовано практикой на ТСЖ;
  7. Улучшилось положение индивидуальных садоводов (то есть собственников, которые не являются членами товарищества). Теперь индивидуальные садоводы имеют право не только присутствовать на общих собраниях, но и голосовать по отдельным вопросам на общем собрании членов товарищества, а именно:
    • принимать решение о приобретении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
    • принимать решение по распоряжению всем общим имуществом, начиная от земельных участков, заканчивая шлагбаумами и видеокамерами;
    • определять порядок пользования общим имуществом;
    • принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);
    • определять размер и срок внесения взносов, порядок расходования целевых взносов, определять плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом (проще говоря, смету доходов и расходов теперь определяют не члены товарищества, а все собственники недвижимости). Кроме того, теперь все эти вопросы будут решаться квалифицированным большинством (2/3 от участников собрания);
    • Утверждать финансово-экономическое обоснование размера всех взносов.
  8. Индивидуальные садоводы теперь не только формируют и утверждают смету наравне со всеми, но и несут точно такое же бремя содержания общего имущества, как и члены товарищества (напомним, ранее по 66-ФЗ индивидуальный садовод мог не платить целевые взносы). В этом плане СНТ приблизили к ТСЖ в многоквартирном доме. Теперь членство в товариществе глобально влияет только на принятие некоторых управленческих решений. Права у членов СНТ и индивидуальных садоводов теперь будут практически равные.
  9. Регламентирован порядок ведения садоводства без создания товарищества (ст. 6 Закона 217-ФЗ);
  10. В части 7 ст. 10 Закона 217-ФЗ указали однозначно, что учредители ТСН по типу СНТ или ОНТ являются членами такого товарищества после его создания. Казалось бы, что все логично, ведь как может быть иначе? Разве учредители могут не быть членами товарищества? Такие вопросы часто возникают при создании любого ТСН, подробнее о проблематике можно почитать в этой статье;
  11. Максимальный срок полномочий правления и председателя правления продлили с двух до пяти лет (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). При этом возможно досрочное переизбрание правления и председателя в любой момент;
  12. Убрали еще один пробел в законодательстве. Раньше было непонятно, кто управляет товариществом в период между окончанием полномочий одного правления и избрания нового. Теперь закон говорит об этом прямо: «Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества» (часть 6 ст. 16 Закона 217-ФЗ);
  13. Расширился круг вопросов, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов (2/3 от числа участников собрания), а именно:
    • изменение устава товарищества;
    • избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;
    • определение условий, на которых осуществляется оплата труда всех работников по трудовым договорам;
    • принятие решения о приобретении товариществом земельных участков;
    • принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, о порядке его использования;
    • принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);
    • распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества;
    • утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;
    • определение размера и срока внесения различных взносов;
    • принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;
    • утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов.
  14. Наконец-то закон предусматривает новые способы уведомления членов ТСН о проводимых собраниях и их итогах, а именно (части 13 и 14 ст. 17 Закона 217-ФЗ):
    • заказным письмом на адрес регистрации члена ТСН;
    • цитата из закона дословно: «при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения». Таким образом, на федеральном уровне признали надлежащим уведомление по электронной почте (раньше это было только в уставах отдельных товариществ). Отдельным пробелом однако остается процессуальный порядок таких уведомлений (как определить электронный адрес собственника? что если он потерял к нему доступ? как собственник поймет, что его уведомляет компетентный орган товарищества, а не какой-нибудь хулиган? как это все доказывать в суде в случае чего?). Данные вопросы пока остаются без ответа. Полагаем, что стоит обязать органы управления товарищества принимать положения об уведомлениях по электронным адресам, если есть намерение использовать данный способ уведомления);
    • на сайте ТСН (при его наличии);
    • на информационном щите;
    • в СМИ субъекта РФ.
  15. Как и раньше, уведомлять о проведении собрания нужно не позднее чем за 14 дней до его начала. Частью 17 статьи 17 Закона 217-ФЗ определено, что не позднее чем за 7 дней инициаторы собрания должны довести до общего сведения (разместить или разослать) все материалы, по которым будут приниматься решения на общем собрании;
  16. Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые участвовали в собрании (часть 25 ст. 17 Закона 217-ФЗ).
Это интересно:  Планировочная организация земельного участка

КРИТИКА ЗАКОНА 217-ФЗ ОТ 29.07.2017 ГОДА

Юридическая компания Абонент Консалт работает в сфере СНТ, ДНТ, ОНТ, ТСЖ, ТСН с 2012 года. Наши юристы являются опытными специалистами в этой сфере, настоящими практиками, которые знают проблемы таких некоммерческих товариществ. Мы и сами писали несколько федеральных законопроектов в разных сферах жизни общества. Учитывая нашу практику и опыт, мы считаем допустимым давать профессиональные комментарии к принятому закону и просить государственные органы (если они увидят нашу статью) исправить недостатки до вступления закона в силу.

Почему юридическим лицам запретили быть членами ТСН ?

На наш взгляд, это полный абсурд. Если ООО владеет земельным участком в СНТ, почему оно не может вступить в это СНТ как член? В чем проблема? В чем логика такого запрета? Это ведь прямое ущемление прав юридических лиц как собственников земли.

Члены товарищества и индивидуальные садоводы равны в основных правах и обязанностях

Ранее в законе 66-ФЗ были заложены определенные преимущества и недостатки в том, чтобы вступить в товарищество и в том, чтобы быть индивидуальным садоводом. По Закону 217-ФЗ разница фактически нивелируется, ведь смету утверждают на общем собрании все собственники, исполняют ее также все. Если в товариществе существуют вступительные взносы, то смысл вступать в него теперь вообще отсутствует.

Более того, все собственники будут платить по общей смете за все имущество, даже если им не пользуются. Здесь законодатель решил сделать систему оплаты по аналогии с многоквартирными домами. Такое регулирование проще, но не значит, что лучше.

С другой стороны, в защиту данного нововведения хочется сказать, что такой порядок защищает собственников от рейдеров. Теперь уйдут в прошлое товарищества, в которых есть «привилегированные» члены и индивидуальные садоводы, которых члены товарищества загоняют в долговую яму. В таких «рейдерских» товариществах индивидуальные садоводы платят в несколько раз больше, чем члены, при этом не имеют возможности вступить в товарищество из-за огромного вступительного взноса (в нашей практике мы встречали вступительный взнос 1 млн. рублей). Теперь такие порядки будут в прошлом.

Членские книжки

Почему их не убрали из закона? Закон 66-ФЗ был принят в 1998 году, там наличие членских книжек допустимо и простительно. Но зачем они нужны будут в 2019 году, когда закон вступит в силу? Ведь Законом 217-ФЗ введены такие «новшества» как уведомления через электронную почту или сайт товарищества. Жилищный кодекс уже давно предусматривает ведение реестра членов товарищества в электронном виде. Почему в этом новом законе нельзя отменить бессмысленные членские книжки, при том что реестр членов товарищества также существует (ст. 15 Закона 217-ФЗ)? Какой объективный смысл в членских книжках?

Как и в законе 66-ФЗ, принятие в члены ТСН осуществляется через решение общего собрания членов

Почему это не убрали? Какой в этом смысл? Почему нельзя сделать как в Жилищном кодексе, как в ТСЖ, чтобы вступать можно было на основании заявления собственника? Зачем усложнять? Неужели авторы закона не понимают, что созывать общее собрание для принятия нового члена каждый раз никто не будет? Что принятия в члены будут ждать по полгода или год? Какой смысл в такой сложной процедуре?

Лишение права правления избирать из своего состава председателя

Напомним, что Закон 66-ФЗ, действовавший до 2019 года, давал право определять, кто будет избирать председателя: либо общее собрание, либо члены Правления (см. пункт 4 части 1 ст. 21 Закона 66-ФЗ). Теперь право избирать председателя осталось только у Общего собрания. На наш взгляд, это необоснованное ограничение товариществ в правах по формированию своих органов управления. Избрание председателя Правлением имеет как минимум одно большое преимущество: председателя можно переизбрать в любой момент. То есть, как только установили, что председатель украл что-то, можно было в тот же день лишить его полномочий и избрать нового председателя из состава Правления. Теперь нужно созывать общее собрание, а это долгие месяцы сборов и бумажной волокиты, что дает нечестному на руку председателю фору в обворовывании товарищества.

Решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание

Мы просто считаем, что это лишнее. Почему нельзя передать это полномочие председателю правления или просто правлению?

Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые проголосовали за принятие решений

 

Что изменится с вступлением в силу ФЗ №217 от 29.07.2017 “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” с 1 января 2019 года.

В настоящее время деятельность СНТ, ОНТ и ДНТ и прочих видов садоводческих товариществ (ДНП, ДНТ) регламентируется специальным законом №66-ФЗ» О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998г. Новый закон уже принят, однако вступает в силу он (за исключением нескольких статей) только с 01.01.2019г. И сделано это не просто так. С одной стороны к предстоящим изменениям необходимо подготовить самим товариществам, с другой стороны государству также необходимо подготовиться – разработать регламенты и пр.

1. Товарищества останутся только садоводческие и огороднические. Но это не значит, что ДНП, ДНТ и прочие дачные товарищества вне закона. При первом изменении устава такие товарищества автоматически станут ТСН (товарищество собственников недвижимости). То же касается СНТ и ОНТ. Они также при внесении изменений в устав станут ТСН. Более того садоводческие и огороднические товарищества собственников недвижимости станут разновидностью товариществ собственников недвижимости.

По сути своей ничем это не грозит. Уставы в любом случае придется приводить в соответствие с новым 217-ФЗ, так как в большей своей части старые уставы будут противоречить новому закону. Крайнего срока приведения у става товарищества в соответствие законодатель не установил, поэтому спешки и обязанности никакой нет. Каждое товарищество само определяет, когда менять устав и становиться ТСН. Менять иные документы товарищества при смене организационно-правовой формы на ТСТ также обязанности нет. При желании, технически это сделать возможно.

3. Садоводы, ведущие хозяйство в индивидуальном порядке – они же индивидуальные садоводы по новому 217-ФЗ с 01.01.2019г. платят столько же, сколько и члены. Также они могут принимать участие в общих собраниях и голосовать по вопросам, касающимся установления размеров вносов и распоряжения имуществом общего пользования. Те индивидуалы, с которыми уже заключены договора о пользовании объектами инфраструктуры продолжают платить по ним до 31.12.2019 года, если по условиям договор не заканчивается ранее. С 01.01.2019г. договоров о пользовании объектами инфраструктуры больше не будет. Индивидуалы будут вносить платежи по решению общего собрания. Не забудьте о том, что данные платежи включаются в налогооблагаемую базу. Сумму данного налога необходимо заложить в членские взносы! Платежи от индивидуалов также как и членские взносы вносятся только на расчетный счет товарищества.

4. Взносы по новому закону можно принимать только на расчетный счет товарищества. Для налоговой инспекции не составляет труда ознакомиться с банковской выпиской. В банковской выписке отражаются все суммы приходов и расходов с указанием кому или от кого они пришли и за что. Это означает, что необходимо более тщательно подбирать исполнителей услуг и работ. Если исполнителя-юридического лица не нашлось, то товарищество должно учитывать, что суммы, подлежащие выплате физическим лицам будут облагаться взносами в фонды и НДФЛ. Уйти от уплаты налогов с сумм за электричество и платежей от индивидуалов также не получится. Нулевые отчеты также сдаваться больше не будут. Говорить о массовом увеличении взносов пока рано, хотя их все прогнозируют. Вышеуказанные взносы и налоги товарищества должны оплачивать и сейчас. Новый закон в этой части ничего не меняет. Просто в настоящее время обязанность товариществ по уплате взносов и налогов проконтролировать практически невозможно.

Это интересно:  Госпошлина за раздел земельного участка

На что придется обратить внимание – бухгалтерский учет. Когда взносы проходили только по кассе, которая нигде не визировалась, скрыть или исказить тот или иной факт хозяйственной деятельности не сложно. Когда все взносы проходят через счет , для корректного учета необходимо найти квалифицированного бухгалтера. Нулевые отчеты уже сдавать не получится.

5. Проведение общего собрания по-новому. Во-первых, о проведении общего собрания товарищество должно не только членов, а всех собственников земельных участков (если речь пойдет о взносах и имуществе общего пользования). Если на собрании планируется утверждение сметы, новой формы устава или иного другого документа (положения, регламенты и пр), то товарищество обязано ознакомить с проектом документов не позднее, чем за 7 дней до даты проведения общего собрания. В противном случае собрание легко может быть отменено в судебном порядке. В этом поможет еще одно новшество – официальный сайт товарищества. Это сайт, утверждённый решением общего собрания, как официальный сайт товарищества. Все уведомления, публикуемые в дальнейшем на нем, будут считаться надлежащими. Можно, конечно, вывесить проект сметы на сторожке и сфотографировать, но сайт более удобный и гарантированный способ.

6. Исключение из членов. Если сейчас для исключения достаточно кворума, то по новому закону исключение – целая процедура. Исключить можно только за неуплату взносов более чем два месяца. За два месяца до предполагаемого исключения заказным письмом необходимо уведомить должника о намерении его исключить и указать, о наличии долга, реквизитах для его уплаты. Далее уведомляем, как и остальных членов о дате, месте проведения общего собрания и его повестке. После проведения общего собрания направляем уведомление об исключении с указанием причин и обстоятельств исключения. Исключенный может быть принят в члены только после устранения причины исключения.

7. Территория товарищества. Без документов территориального планирования никуда. Создать в рамках одного и того же земельного массива несколько товариществ, если он уже закреплен за одним не получится. В настоящее время встречаются ситуации, когда в одном товариществе организуются несколько. В результате каждое тянет одеяло на себя, садоводы путаются кому платить и сколько и заканчивается все, как правило, в суде. По новому закону: за каким товариществом закреплена территория согласно документам терпланирования, то товарищество и осуществляет хозяйственную деятельность.

8. Лицензирование по-новому. Товариществам до 01.01.2020 разрешили пользоваться скважинами без лицензии. А с 01.01.2019г. существенно сократили перечень документов и проектов, необходимых для получения лицензии, что существенно удешевит процедуру.

9. Сроки полномочий. Правление, Председатель и Ревизионная комиссия (Ревизор) избираются теперь на любой срок, установленный уставом товарищества, но не более пяти лет.

10. Устав товарищества. Уставу товарищества нужно будет уделить особое внимание, так как уставом конкретизируется много нюансов. Закон в целом очень вариативен и каким именного образом необходимо поступать в том или ином случае нужно закрепить в уставе. Если ранее порядок внесения взносов (график) допускалось устанавливать решением общего собрания, то теперь это должно быть указано в устав, например.

11. Финансово-экономическое обоснование. Еще один документ обязательный к утверждению на общем собрании членов. Но бояться его не стоит. Это тот документ, который решит извечный вопрос на что делить: на участки или на сотки. С 2019 года можно будет применять смешанную систему расчета: некоторые статьи сметы делить на количество участков, некоторые на площадь, учитывая при этом планируемый приход от коммерческой деятельности (если таковая планируется). Т.е. к собранию должно быть понимание: сколько участков на территории товарищества. На что решит общее собрание делить каждую статью сметы, так и будет. В итоге членский взнос может быть рассчитан как сумма фиксированной части – от количества участков и переменной – в зависимости от площади. Например: 2000 рублей с участка и 200 рублей с сотки в год.

12. Перевод садовых домов жилые и наоборот. С 2019 года должен появиться регламент, позволяющий переводить дома нежилые в жилые и наоборот.

Федеральный закон №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества»

Уважаемые садоводы!
29 июля 2017 года Госдума РФ приняла Федеральный закон № 217-ФЗ — «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2019 года и отныне определяет права и обязанности садоводов и дачников, в отличие от утратившего силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ, новый закон вносит ряд значительных изменений и нововведений, поэтому Правление предлагает ознакомиться с основными из них.

Основные изменения и нововведения Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заключаются в следующем:
Новый закон предусматривает лишь две организационно-правовые формы — садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество.
Некоммерческая организация, которая создается гражданами для ведения ими огородничества или садоводства может быть создана исключительно как огородническое некоммерческое товарищество или садоводческое некоммерческое товарищество.
Создание дачных некоммерческих товариществ, партнерств, кооперативов, также как и садоводческих партнерств и кооперативов, новый закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве не предусматривает.
Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
По новому закону будет только два вида взносов: членские и целевые.
Взносы в товариществе будут двух видов:
1) Членские взносы,
2) Целевые взносы.
Членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные:
1) с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество;
2) с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими электро-, тепло- газо-, водоснабжение, водоотведение для нужд членов товарищества на основании договоров, заключенных с этими организациями;
3) с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями;
4) с благоустройством земельных участков общего пользования товарищества;
5) с охраной территории ведения садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности;
6) с проведением аудиторских проверок товарищества;
7) с выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;
8) с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний;
9) с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Вступительных взносов по новому закону не будет, но тем, кто успел их сдать до вступления закона в силу, они не возвращаются.
Целевые взносы могут быть направлены на расходы, исключительно связанные:
1) с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;
2) с подготовкой документации по планировке территории применительно к территории ведения садоводства или огородничества;
3) с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего пользования;
4) с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;
5) с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.
Размер членских и целевых взносов определяется на основании финансово-экономического обоснования, утвержденного общим собранием членов товарищества.
Утвержденные общим собранием взносы, члены огороднического некоммерческого товарищества и садоводческого некоммерческого товарищества должны будут вносить исключительно на расчетный счет объединения.
Председатель садоводческого некоммерческого товарищества и огороднического некоммерческого товарищества
По нынешнему законодательству, председатель и члены правления избираются общим собранием из членов товарищества на срок не более двух лет.
Председателя правления садоводческого товарищества можно будет избрать на 5 лет.
С 1 января 2019 года, согласно новому закону, председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионной комиссии (ревизор) будут избираться из числа членов товарищества тайным голосованием на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более пяти лет.
При этом, одно и то же лицо может переизбираться неограниченное количество раз на должности в органах товарищества.
Членство в товариществе
Членом садоводческого или огороднического товарищества могут быть физические лица, возраст которых не ограничен. Для того, чтобы стать членом товарищества не обязательно иметь земельный участок в собственности.
По новому закону членом садоводческого или огороднического товарищества могут быть граждане, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо которым эти земельные участки предоставлены в аренду.
Среди обязанностей, которые должны исполнять члены товарищества теперь значатся решения не только общего собрания, но и решения, принятые председателем товарищества и правлением товарищества.
Новый закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу 1 января 2019 года. При этом в отношении реорганизационных процедур установлен отдельный переходный период – 5 лет с даты вступления закона в силу.
Садоводы — индивидуалы по новому закону
Вступление в члены садоводческого товарищества — добровольное. Чаще всего садоводы не вступают в товарищество, чтобы платить меньше.
Однако, по новому закону, граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке, без вступления в товарищества, будут платить ровно столько же, сколько и члены такого объединения.
Садоводы — индивидуалы будут платить столько же, сколько и члены
Не вступившие в члены товарищества должны платить:
— за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования,
— текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства,
— за услуги и работы товарищества по управлению общим имуществом.
Размер платы, для тех, кто не является членом товарищества, устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества.
Что можно строить на садовом и огородном участке
На садовом земельном участке можно возводить следующие строения:
— садовый дом – здание, для сезонного (временного) использования,
— жилой дом,
— хозяйственные постройки (сараи, бани, теплицы, навесы и др.),
— гаражи.
На огородных земельных участках можно возводить хозяйственные постройки, предназначенных для хранения инвентаря и урожая. Строить дома на огородных земельных участках нельзя.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector