+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

339 фз о самовольных постройках 2019 год

  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • ENG
  • РУС
  • FIN
    • Главная
    • Пресс-центр
    • Обзоры законодательства
    • Начало августа ознаменовалось значимыми изменениями в регулировании недвижимости, земли и строительства

    Информация и связи

    Начало августа ознаменовалось значимыми изменениями в регулировании недвижимости, земли и строительства

    • Автор: Елена Степанова
    • Услуги: Строительство, Недвижимость и строительство
    • Дата: 08.08.2018

    03 августа 2018 года Президентом РФ был подписан блок законов, вносящих поправки в законодательство РФ в сфере недвижимости, земли и строительства.

    Среди множества привнесенных изменений, к ключевым из них можно отнести следующие:

    • Новый подход к самовольным постройкам

    Федеральным законом №339-ФЗ от 03 августа 2018 года («Закон №339-ФЗ») были внесены существенные изменения в статью 222 ГК РФ, посвященную самовольным постройками.

    Ранее самовольной постройкой признавалось здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

    С 03 августа 2018 года самовольной может быть признана постройка, базируясь на перечисленных выше основаниях, только если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

    Таким образом, в случае, если на момент строительства постройка отвечала признакам самовольной (к примеру, разрешенное использование земельного участка не допускало строительства на нем данного объекта), но на дату выявления такой постройки вид разрешенного использования земельного участка уже был приведен в соответствие, то такая постройка не может быть признана самовольной.

    Кроме того, теперь постройка не может быть признана самовольной, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. Безусловно, данное нововведение может быть воспринято позитивно. Вместе с тем, вряд ли оно коренным образом поменяет подход, сформировавшийся ранее в судебной практике.

    До вступления в силу Закона №339-ФЗ самовольная постройка подлежала исключительно сносу. С 03 августа 2018 года самовольная постройка может быть также приведена в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или с обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.

    Законом №339-ФЗ также уточнены полномочия органов местного самоуправления в части принятия решений о сносе самовольной постройки.

    Предыдущая редакция пункта 4 статьи 222 ГК РФ, регламентирующего «внесудебные» основания для сноса самовольных построек лишь по решению органа местного самоуправления, вызвала значительное количество споров, ввиду осуществления сноса даже тех объектов, права на которые были зарегистрированы в ЕГРН.

    Теперь же органы местного самоуправления не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки, право собственности на которую зарегистрировано в ЕГРН или признано судом.

    • Установлен механизм сноса объекта капитального строительства

    Вопрос сноса объектов капитального строительства долгое время оставался законодательно неурегулированным. На практике существовали различные подходы и требования к осуществлению сноса объектов. Основным являлся подход, согласно которому снос объекта признавался по сути отдельным этапом строительства и осуществлялся на основании разрешения на строительство.

    Федеральным законом №340-ФЗ от 03 августа 2018 года («Закон №340-ФЗ») была введена новая Глава 6.4 в Градостроительный кодекс РФ, посвященная сносу объектов капитального строительства. Так, теперь снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления и на основании проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа.

    Кроме того, Законом №340-ФЗ регламентирован порядок и особенности осуществления сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, которые до настоящего времени отсутствовали в законодательстве, а также закреплен механизм прекращения прав на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в случае неисполнения решения о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.

    • Введена новая Глава в Земельный кодекс РФ — зоны с особыми условиями использования территорий

    Ранее зоны с особыми условиями использования территорий регулировались исключительно специальными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.

    Однако Федеральным законом №342-ФЗ от 03 августа 2018 года («Закон №342-ФЗ») была введена абсолютно новая Глава в Земельный кодекс РФ, посвященная зонам с особыми условиями использования территорий. В ней закреплены цели установления зон с особыми условиями использования территорий, установлен исчерпывающий перечень зон с особыми условиями использования территорий, определены общий порядок установления, изменения и прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий, а также последствия установления, изменения и прекращения существования таких зон.

    Кроме того, Законом №342-ФЗ был закреплен отсутствовавший ранее на законодательном уровне механизм возмещения убытков правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости при ограничении их прав в связи с установлением и изменением зон с особыми условиями использования территорий.

    • Определен порядок установления видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий

    По общему правилу, согласно действующему законодательству градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий. Иными словами, на такие земли не распространяются правила землепользования и застройки в части видов разрешенного использования, а также предельных параметров строительства.

    Законом №342-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», которыми был впервые законодательно урегулирован вопрос установления видов разрешенного использования применительно к земельным участкам, расположенным в границах особо охраняемых природных территорий.

    Так, с 03 августа 2018 года основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, а также предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков.

    Помимо указанных выше изменений, законодателем также были дополнены основания для внесения изменений в правила землепользования и застройки, внесены изменения в части требований к проектной документации объектов капитального строительства и ее экспертизы, введено определение некапитальных объектов и скорректирован ряд иных положений.

    Изменение Гражданского кодекса РФ с 4 августа 2018 года

    Редакцию Гражданского кодекса РФ с 4 августа 2018 года изменили сразу два новых закона, вступивших в силу в день официального опубликования:

    1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 292-ФЗ «О внесении изменения в статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»;
    2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»».

    Законодатели добавили в текст ГК РФ упоминание о Федеральном законе «О международных компаниях», а также уточнили понятие «самовольная постройка», ограничили правила принятия решений об их сносе, а также защитили права добросовестных собственников строений, которые могли не знать о существовании ограничений на строительство на принадлежащем им земельном участке.

    Личный закон юридического лица

    Изменилась редакция статьи 1202 части третьей Гражданского кодекса РФ, которая определяет понятие «личный закон юридического лица». Законодатели добавили в ее пункт 1 слова: «и Федеральным законом «О международных компаниях»». Таким образом, теперь личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»» и Федеральным законом «О международных компаниях». Это понятие служит для того, чтобы, в частности, определять:

    • статус организации в качестве юридического лица;
    • организационно-правовую форму юридического лица;
    • требования к наименованию юридического лица;
    • вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
    • содержание правоспособности юридического лица;
    • порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
    • внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
    • способность юридического лица отвечать по своим обязательствам;
    • вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам.

    Понятие «самовольная постройка»

    В соответствии с новой редакцией статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой теперь признается:

    Здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

    Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

    Пунктом 2 этой же статьи 222 ГК РФ предусмотрено, что использование самовольной постройки не допускается. Она подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными:

    • правилами землепользования и застройки;
    • документацией по планировке территории;
    • обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.

    Это должен выполнить собственник самостроя за свой счет, либо лицо, в собственности (пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании) которого находится земельный участок, на котором расположена самовольная постройка. Если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления, то это происходит, в том числе, и за его счет.

    Правила сноса самовольных построек

    По нормам нового пункта 3.1 статьи 222 ГК РФ, решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями может принять:

    • суд;
    • орган местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) исключительно в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 ГК РФ.

    Такими случаями, в частности, признаются следующие.

    • Возведение самостроя на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, при условии, что в отношении самовольной постройки нет разрешения на строительство.
    • Границы особой зоны и (или) необходимость наличия разрешения на строительство установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства самовольной постройки.

    При этом срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем 3 месяца и более чем 12 месяцев. Также теперь предусмотрен срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. Он также устанавливается с учетом характера самостроя, но не может составлять менее чем 6 месяцев и более чем 3 года.

    Органы местного самоуправления не могут принимать решение о сносе самовольной постройки в следующих случаях:

    • в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом;
    • по постройкам, в отношении которых ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе;
    • в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

    Исключение составляют ситуации, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

    По нормам новой редакции статьи 263 ГК РФ , последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определены в статье 222 ГК РФ.

    Изъятие земельных участков

    Новая редакция статьи 285 ГК РФ предусматривает, что изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ, происходит в том числе, если такой земельный участок используется собственником или арендатором с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности:

    • не по целевому назначению;
    • использование земельного участка приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде;
    • на земельном участке возведена или создана самовольная постройка и ее собственниками не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

    То есть если владелец самостоя отказался его сносить, у него теперь могут изъять земельный участок на законных основаниях.

    339 фз о самовольных постройках

    Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Ваш голос важен в дискуссии по банкротству юр. лиц. Лекторы: В. В. Витрянский, В. В. Бациев, Е. Д. Суворов, О. Р. Зайцев, А. В. Юхнин.

    Обзор документа

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 339-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

    Принят Государственной Думой 26 июля 2018 года

    Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

    Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 27, ст. 3213; 2015, N 29, ст. 4384; 2016, N 27, ст. 4287) следующие изменения:

    а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

    «1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

    Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.»;

    абзац второй признать утратившим силу;

    дополнить абзацами следующего содержания:

    «Использование самовольной постройки не допускается.

    Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее — установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.»;

    в) абзац третий пункта 3 изложить в следующей редакции:

    «если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;»;

    г) дополнить пунктами 3.1 и 3.2 следующего содержания:

    «3.1. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

    3.2. Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.

    Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.

    Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.»;

    д) пункт 4 изложить в следующей редакции:

    «4. Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

    1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

    2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

    Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

    Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

    Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.»;

    2) пункт 2 статьи 238 дополнить предложением следующего содержания: «В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.»;

    3) абзац второй пункта 2 статьи 263 изложить в следующей редакции:

    «Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.»;

    4) статью 285 изложить в следующей редакции:

    «Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации

    Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.».

    Статью 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3302; 2016, N 14, ст. 1906) изложить в следующей редакции:

    1. Положения пункта 4 статьи 222 Кодекса не распространяются на самовольные постройки, относящиеся в соответствии с федеральным законом к имуществу религиозного назначения, а также предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующие с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс. Понятие «имущество религиозного назначения» используется в значении, указанном в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

    Религиозные организации вправе использовать указанные в настоящем пункте самовольные постройки в случае соответствия таких построек требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. В случае, если такие самовольные постройки не отвечают указанным требованиям, их использование религиозными организациями допускается до 2030 года.

    2. Положения абзаца шестого пункта 4 статьи 222 Кодекса применяются также в отношении жилых домов и жилых строений, созданных до 1 января 2019 года соответственно на дачных и садовых земельных участках.

    3. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, не может быть принято в соответствии со статьей 222 Кодекса в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:

    1) права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 года;

    2) параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом;

    3) эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.

    4. Положения пункта 3 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав на объекты индивидуального жилищного строительства, построенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, жилые дома и жилые строения, созданные соответственно на дачных и садовых земельных участках, после 1 сентября 2018 года.

    5. Орган местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения здания, сооружения или другого строения на межселенной территории) не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, в соответствии со статьей 222 Кодекса:

    1) в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации;

    2) в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 года.

    В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, может быть принято только судом.».

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Президент Российской Федерации В. Путин

    3 августа 2018 года

    Обзор документа

    Поправки касаются самовольных построек.

    Чтобы избежать отнесения к самовольной постройке легально возведенных объектов, уточнено понятие самовольной постройки. Введено требование о том, чтобы нарушенные при возведении постройки градостроительные и строительные нормы и правила были установлены на дату начала создания самовольной постройки и действовали на дату ее выявления. Кроме того, не считается самовольной постройка, возведенная с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если собственник этого объекта не знал и не мог знать о действии таких ограничений в отношении принадлежащего ему участка.

    Предусмотрен механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, конкретизированы основания и порядок принятия решения о сносе самовольной постройки. Определены случаи, когда такое решение принимают органы местного самоуправления, а когда — только суд.

    В частности, введен запрет на принятие органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки, созданной до вступления в силу Земельного кодекса (если основанием принятия решения о сносе является отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок) или до 14 мая 1998 г. (если основанием принятия решения о сносе является отсутствие разрешения на строительство). В этих случаях решение о сносе самовольных построек может принять только суд.

    Предусмотрена возможность изъятия земельного участка, на котором возведена или создана самовольная постройка, в случае невыполнения обязанностей по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

    Также предусмотрен запрет на принятие решения о сносе самовольной постройки в отношении жилых домов и строений, расположенных в границах населенных пунктов или возведенных на дачных и садовых участках, если права на эти объекты зарегистрированы до 1 сентября 2018 г., их параметры соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, а земельные участки под ними принадлежат собственникам этих строений.

    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Изменения в правовом регулировании самовольных построек в свете принятия Федерального закона от 03.08.2018 № 339-ФЗ

    Рубрика: Государство и право

    Статья просмотрена: 127 раз

    Библиографическое описание:

    4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

    Данным законом внесены масштабные изменения в гражданское законодательство в части правового регулирования самовольных построек.

    В настоящей статье резюмированы наиболее значимые и актуальные для правоприменителей дополнения и изменения о самовольных постройках.

    Так, можно отметить следующие нововведения:

    1. Конкретизировано понятие самовольной постройки

    Само по себе понятие самовольной постройки содержательно осталось прежним, что не ведет к изменению понимания сущности данного понятия. Но в то же время важным изменением является то, что понятие самовольной постройки дополнено новым признаком — требования, которым не соответствует самовольная постройка, должны быть приняты на дату начала ее возведения или создания и являться действующими на дату выявления самовольной постройки.

    Из этого следует вывод о том, что если постройка не соответствует параметрам, которые были приняты после начала ее возведения или такие параметры утратили силу к моменту выявления такого здания (строения), то оно не может быть признано самовольной постройкой.

    Наиболее интересной представляется новелла, введенная абзацем вторым п. 1 ст. 222 ГК РФ [1], которым закреплено, что самовольной постройкой не может быть признан объект, собственник которого не знал и не мог знать о действии установленных в соответствии с законом ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

    Таким образом, данное положение направлено на защиту добросовестного застройщика. Такой подход ранее находил отражение в п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 143, где было разъяснено, что признание незаконным разрешения на строительство само по себе не влечет квалификацию постройки как самовольной.

    Теперь, когда данная норма закреплена в гражданском кодексе, основным вопросом являются пределы её применения.

    На мой взгляд, в судебной практике может появиться проблема, заключающаяся в сложности доказывания добросовестности застройщика.

    Зачастую доказать обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований о признании объекта недвижимого имущества самовольной постройкой практически невозможно, поскольку суд признает многие доказательства ненадлежащими.

    Так, суд отклоняет доводы собственника о незнании о действии установленных в соответствии с законом ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка, ссылаясь на принцип публичной открытости и достоверности сведений из Единого государственного реестра недвижимости [2].

    В связи с этим можно сделать вывод о том, что вероятно данная норма будет применяться на практике в исключительных случаях, поскольку остались не ясными критерии добросовестности застройщика объекта, возведенного в нарушении требований и ограничений на данном земельном участке, о которых собственник не знал и не мог знать.

    2. Предусматривается возможность приведения самовольной постройки всоответствие сустановленными параметрами споследующим оформлением права собственности на здание (сооружение)

    Исходя из данного нововведения, можно отметить, что законодатель закрепил возможность выбора судом дальнейшей судьбы самовольной постройки в виде сноса или принудительной реконструкции, что, несомненно, является положительным.

    Введение альтернативной санкции за возведение самовольной постройки также способствует защите прав и законных интересов застройщика, сохраняя объект недвижимого имущества.

    При этом самовольная постройка будет подлежать сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем — лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица.

    Таким образом, лица, владеющие земельными участками с расположенными на них объектами недвижимого имущества, которые признаками самовольной постройки, имеют риск несения расходов на снос таких самовольных построек или приведение их в соответствие с установленными параметрами в случае отсутствия сведений о лицах, осуществивших данные самовольные постройки.

    3.Прямо установлен запрет на использование самовольной постройки

    До настоящего времени запрет на использование самовольной постройки находил свое отражение в судебной практике [3]. Теперь такой запрет прямо предусмотрен ГК РФ, что обеспечит более совершенное правовое регулирование самовольных построек.

    Однако имеются исключения, которые остались не внесенными в новую редакцию ГК РФ. Так, религиозные организации вправе использовать самовольные постройки в случае соответствия таких построек требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. В случае если такие самовольные постройки не отвечают указанным требованиям, их использование религиозными организациями допускается до 2030 года [4].

    4. Органы местного самоуправления влюбом случае не вправе принимать решение осносе самовольной постройки либо решение осносе самовольной постройки или ее приведении всоответствие сустановленными требованиями вотношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано вЕдином государственном реестре недвижимости

    Данное нововведение предполагает отсутствие исключений из данной нормы, поскольку законодатель такой формулировкой прямо указывает на запрет в принятии таких решений органам местного самоуправления.

    Отдельно можно отметить новую меру ответственности, введенную ст. 285 ГК РФ в виде возможности принудительного изъятия земельного участка у собственника, который не исполнил требование о сносе самовольной постройки или приведении в соответствии с установленными требованиями.

    Кроме того нельзя оставить без внимания введение минимальных и максимальных сроков сноса самовольных построек (от трех месяцев до года) или приведения их в соответствии с параметрами (шести месяцев до трех лет), что способствует снижению риска внезапного сноса для лица, осуществившего возведение самовольной постройки.

    Если оценивать принятые дополнения в ГК РФ, в части правового регулирования самовольных построек, то можно отметить, что такие дополнения давно назрели и в совокупности с другими масштабными изменениями гражданского законодательства призваны устранить многочисленные пробелы и противоречия действующего законодательства, касающиеся вопросов, связанных с самовольными постройками.

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018);
    2. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017 № 09АП-53649/2017 по делу № А40–197758/15;
    3. Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 № 1515-О;
    4. Федеральный закон от 30.11.1994 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

    Статья написана по материалам сайтов: ppt.ru, www.garant.ru, moluch.ru.

    »

    Это интересно:  Корректировка на сервитут земельного участка 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector