+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

341 фз о публичных сервитутах 2019 год

Семинары, тренинги, обучение. Работаем по всей России.

25 марта 2019 года ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ: новые правила, проблемные вопросы, судебная практика

  • Домой
  • 25 марта 2019 года ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ: новые правила, проблемные вопросы, судебная практика

ООО «Акаде мия бизнеса» — региональный партнер Российского Фонда образовательных программ Экономика и Управления. Работаем по всей России (действуют региональные спеццены)

Дата проведения 25.03.2019 10.00-17.00
Место проведения Москва, Славянская площадь, д.2/5/4 (Дом Металлургов, бывший Минчермет СССР),5 этаж, конференц-зал
Форма участия
  • Очное участие в Москве
  • Трансляция ПК
  • Стоимость участия на ПК — 5800 рублей
  • +5 дней доступа после окончания мероприятия к видео

Принятые в рамках реформы земельного законодательства августовские Федеральные законы (ФЗ от 03.07.2018 №341-ФЗ и №342-ФЗ) кардинально изменили правое регулирование зон с особыми условиями использования территорий (ЗОИТ, новая глава ЗК РФ) и публичных сервитутов. За несколько месяцев, прошедших после вступления в силу новых правил, стали понятны основные проблемы правоприменения, приняты подзаконные акты и появилась первая практика. А вместе с этим возникла потребность в обсуждении.
В программе: практические вопросы установления, изменения и прекращения разных типов ЗОИТ с учетом новых норм, внесения границ в ЕГРН; новые правила об урегулировании убытков в связи с установлением ЗОИТ; разбор ситуаций, когда возможно установить публичный сервитут и нюансы процедуры установления; алгоритмы решения вопросов с объектами недвижимости, расположенными на земельных участках (ЗУ) на которые устанавливается публичный сервитут, а также вопросов возмещения убытков правообладателям. Специальное время будет отведено анализу судебной практики и ответам на вопросы участников.
Семинар ориентирован на руководителей юридических подразделений и юрисконсультов, занимающихся вопросами оформления, защиты и оборота прав на недвижимость.

К выступлению приглашены**:

БУТОВЕЦКИЙ Алексей Игоревич, директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России

НУПРИЕНКОВА Анжела Витальевна, заместитель директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России

ЧУРКИН Владимир Эрнстович, к.ю.н., управляющий партнер ООО «Консалтинговая группа “Земля и Недвижимость”»

ЗАВЬЯЛОВ Алексей Александрович, д.э.н., заведующий кафедрой управления собственностью субъектов РФ и муниципальных образований Высшей школы приватизации и предпринимательства — Институт (ВШПП)

А также руководители юридических подразделений отечественных компаний

Программа

  • Новеллы регулировании в сфере недвижимости: экспертный обзор актуальных документов, перспективы развития законодательства. Новые правила оформления прав на ЗУ для размещения линейных объектов (установление публичного сервитута, ФЗ от 03.08.2018 №341-ФЗ). Установление зон с особыми условиями использования территорий (ФЗ от 03.08.2018 №342-ФЗ). Обзор судебной практики по делам об изменении ВРИ (утв. ПП ВС РФ от 14.11.2018) и перспективы принятия новой главы Земельного Кодекса (ЗК) о ВРИ. Новые правила о самовольных постройках (ФЗ от 03.08.2018 №339-ФЗ). и др.
  • Систематизация норм об «охранных» зонах: новая глава ЗК РФ и изменения в 26 ФЗ. Понятие и виды ЗОИТ в п.4.ст.1 ГрК РФ и ст.105 ЗК РФ. Срок установления ЗОИТ. Порядок и последствия установления/изменения ЗОИТ: замена Правил о ЗОИТ на Положения, утвержденные ПП РФ, определяющие порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении или прекращении существования ЗОИТ, исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается ЗОИТ, требования к предельным размерам зон и пр. Новое в содержании решения об установлении ЗОИТ: ограничения использования ЗУ в границах ЗОИТ, графическое описание местоположения границ. Внесение информация о ЗОИТ в ЕГРН. Урегулирование вопросов возмещения убытков в связи с установлением ЗОИТ: судебная практика до 04.08.2018 и ожидаемые изменения в части защиты интересов правообладателей при ограничениях в связи с установлением ЗОИТ
  • ЗОИТ из закрытого перечня ЗК РФ: актуальные вопросы установления и использования. Охранные и санитарно-защитные зоны (СЗЗ) предприятий, сооружений и иных объектов: порядок оформления, проблемные вопросы установления границ; правовой режим использования территорий в охранной зоне и размещение объектов сервиса; приобретение земли и проблемы строительства в охранных зонах и СЗЗ. Особо охраняемые природные территории (ООПТ): виды; особенности правого режима использования земель, находящихся в границах ООПТ; требования к оформлению прав на ЗУ в пределах ООПТ. Водоохранные зоны; зоны, подверженные затоплению, подтоплению: порядок установления границ (ПП РФ от 10.01.2009 N 17 в актуальной редакции); особенности ведения хозяйственной деятельности; права на ЗУ, используемые с изъятием и без изъятия. Зоны охраны объектов культурного наследия (ЗООКН): экспертный комментарий к ПП РФ от 12.09.2015 № 972 с учетом требований ст.106 ЗК РФ; разработка, согласование, утверждение уполномоченным органом проекта для ЗООКН; требования к градостроительным регламентам и использованию земель в границах ЗООКН
  • Кадастровый учет ЗУ, находящихся в границах ЗОИТ: проблемные вопросы. Основные характеристики ЗОИТ для целей кадастрового учета; особенности кадастрового учета; состав документов, необходимых для внесения в ГКН сведений о ЗУ, полностью или частично находящимся в границах зоны; особенности обозначения в ГКН нахождения ЗУ в границах особой зоны; сведения, вносимые в кадастровый паспорт
  • Проблемные вопросы установления границ ЗОИТ (актуальная судебная практика)
  • Административная ответственность за нарушения требований к ЗОИТ. Последствия несоблюдения правообладателем установленного режима использования ЗУ, полностью или частично входящего в ЗОИТ
  • Публичный сервитут: новые правила установления (ФЗ от 03.08.2018 № 341-ФЗ). Условия и цели установления, порядок подачи ходатайства; порядок извещения правообладателей ЗУ; проблемные вопросы внесения сведений в ЕГРН. Отказ в установлении сервитута и его оспаривание
  • Порядок применения сервитутов: решения для сложных ситуаций. Соглашение об осуществлении сервитута; права и обязанности обладателя; порядок расчета и внесения платы. Невозможность использования своих ЗУ с публичным сервитутом: условия и сроки
  • Обсуждение проблемных вопросов участников.
  • СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ: 19800 17 820 руб. НДС не облагается.

  • У вас появились вопросы? ПО ВОПРОСАМ РЕГИСТРАЦИИ И ПРОГРАММЫ:rodo142@mail.ru (843) 528-01-58

Что подписано о недвижимости 03.08.18?

Четыре ФЗ с номерами 339-ФЗ, 340-ФЗ, 341-ФЗ и 342-ФЗ, которыми внесены существенные изменения во все ФЗ о недвижимости: Гражданский, Земельный, Градостроительный кодексы, ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и сопряжённые с ними ФЗ. Изменения во множество статей ФЗ, многостраничные, поэтому не будем утяжелять нижеизложенное всякими цифрами и буквами подпунктов, укажем суть.

1. 339-ФЗ и 340-ФЗ

Посвящены самовольным постройкам.

Всего три года назад была почти полностью изменена статья 222 Гражданского кодекса о самовольных постройках (ФЗ от 13.07.15 № 258-ФЗ), и ФЗ от 03.08.18 № 339-ФЗ и 340-ФЗ фактически обобщают правоприменительную практику о самовольных постройках за последние три года, а также задают ей новое направление.

При этом государство продолжает непоследовательность своих изменений о самовольных постройках, начиная с сохранения положений о них в гражданском законодательстве.

Статья 222 Гражданского кодекса о самовольных постройках появилась задолго до Градостроительного кодекса, в котором, собственно, и должны быть положения о возведении и сносе любых построек, в т.ч. самовольных. Как ни странно, до сих пор их там вообще не было, 340-ФЗ их в него ввёл. Но 339-ФЗ опять почти полностью изменены (не отменены) положения гражданского законодательства о самовольных постройках.

Государство, с одной стороны, разными законодательными изменениями и многочисленными судебными решениями отрицает само право самовольного строительства, приобретение прав на самовольные постройки, их использование, с другой стороны – сохраняет положения о них и об условиях их узаконивания в главе Гражданского кодекса о приобретении права собственности, с обильным использованием в нём земельно-градостроительной терминологии. Эта непоследовательность теперь привела к размыванию положений об одном и том же – о самовольных постройках – по разным ФЗ, что затруднит не только их применение, но и поиск.

Из конкретных положений 339-ФЗ и 340-ФЗ отметим следующие:

  1. В статью 222 Гражданского кодекса вернулось отменённое в 2015 году «согласование» строительства, отсутствие которого является самодостаточным признаком самовольности постройки. С кем согласование – как и прежде, не уточняется. В законодательстве для разных построек, в разных местах, на разных стадиях оформления предусмотрено не меньше двух десятков согласователей.
  2. Объявлена не самовольной, а значит, не подлежащей сносу, постройка, созданная с нарушением ограничений использования земельного участка под ней, если «собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка». Безусловно, это незнание является предметом доказывания и оно вряд ли подтвердится, если ограничения на застройку предусматривались официально опубликованным нормативным актом, например, правилами землепользования и застройки. Очевидно, в данном нововведении имеются ввиду ограничения или запреты строительства в разных зонах с особыми использования территорий (ЗОУИТ). Действительно, на практике есть множество споров, установлены ли ЗОУИТ вокруг конкретных объектов, с какой даты, надлежащим ли органом и т.п. Теперь у построек в ЗОУИТ появилось больше шансов остаться не снесёнными.
  3. Ограничены полномочия органов местного самоуправления по сносу самовольных построек во внесудебном порядке. Теперь они не вправе сносить самовольные постройки на земельных участках частных собственников, «кроме случаев, если сохранение таких построек создаёт угрозу жизни и здоровью граждан»; жилые и садовые дома; постройки, права на которые зарегистрированы в Росреестре. Для сноса таких самовольных построек нужно судебное решение. Органам госземнадзора, стройнадзора, природнадзора и другого госнадзора предписано сообщать в орган местного самоуправления по месту нахождения самовольной постройки о ней, а тому – поведение в связи с таким сообщением, в частности, запрет вносить изменения в правила землепользования и застройки для узаконивания самовольной постройки, принять решение о сносе самовольной постройки или обратиться в суд о сносе самовольной постройки.
  4. Введён порядок изъятия земельного участка с самовольной постройкой. Позволено предоставлять «нечастный», в т.ч. ранее изъятый, земельный участок с самовольной постройкой через аукцион, и обязанность по её сносу возлагать на приобретателя такого земельного участка.
  5. Дело по спору о сносе самовольной постройки «должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу». Аналогичное положение введено в ГПК. И до них в последние годы суды в большинстве случаев принимали решения о сносе самовольных построек. Теперь такие решения в условиях загруженности судей и нехватки у них времени на изучение обстоятельств дел сделают такое большинство подавляющим.
  6. Закреплено, что орган регистрации прав на недвижимость, если его вина установлена судом, возмещает убытки, причинённые правообладателю постройки, зарегистрированной в ЕГРН и впоследствии признанной самовольной. Это нововведение представляется особенно важным, поскольку до сих пор так называемая «правовая экспертиза документов», проводившаяся органами регистрации прав на недвижимость, которая вроде бы должна подтверждать законность создания постройки, в т.ч. защищать её от сноса, на практике оказывалась не имеющей значения, поскольку регистрация построек в Росреестре не препятствовала решениям об их сносе как самовольных, т.е. незаконных, а попытки взыскать с Росреестра убытки на существенные суммы оказывались в судах безуспешными.
Это интересно:  Закон о налоге на землю и льготы 2019 год

Наряду с положениями о самовольных постройках 340-ФЗ ввёл принципиально новые положения об индивидуальных жилых и садовых домах (далее – ИЖС), в частности:

Новое понятие ИЖС. Теперь высота ИЖС может быть до двадцати метров. Не указано, что ИЖС предназначен для проживания одной семьи, но установлено, что ИЖС не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Площадь ИЖС в метрах не уточнена.

ИЖС освобождены от разрешения на строительство, а значит, и от оформления ГПЗУ и схемы планировочной организации земельного участка, что требовалось ранее. Но при этом ИЖС сделано предметом госстройнадзора и не исключено его признание самовольной постройкой. Вместо разрешения на строительство ИЖС введены правила оформления уведомлений о планируемом и построенном ИЖС, но с отказными основаниями.

2. 341-ФЗ

Ввёл принципиально новые правила о публичных сервитутах для размещения линейных объектов на чужих земельных участках, в т.ч. частных собственников, без их изъятия у нынешних правообладателей, если линейный объект нужен для нужд местного населения и не приведёт к невозможности и существенному затруднению прежнего разрешённого использования земельного участка, в частности:

  1. Положения введённой 341-ФЗ главы Земельного кодекса о публичных сервитутах для линейных объектов во многом аналогичны положениям главы Земельного кодекса об изъятии земельных участков для публичных нужд под линейные объекты, введённых ФЗ от 31.12.14 № 499-ФЗ.
  2. Отменены публичные слушания о публичном сервитуте.
  3. Публичный сервитут на земельный участок считается установленным с даты внесения сведений о нём в ЕГРН на основании решении уполномоченного органа о его установлении, а не с даты последующего соглашения о публичном сервитуте между правообладателем земельного участка и лицом, размещающим на нём линейный объект на условиях публичного сервитута.
  4. Публичный сервитут для линейного объекта на всех земельных участках стал платным, размер платы и убытков от такого сервитута правообладателю земельного участка подлежит расчёту.
  5. Введён сжатый срок на судебное оспаривание публичного сервитута.
  6. Требование о выкупе земельного участка, чрезмерно обременённого публичным сервитутом, правообладатель земельного участка вправе предъявить к обладателю такого сервитута, а не к установившему его органу.

Восстановлена возможность строительства линейных объектов на категории земель сельскохозяйственного назначения без предварительного перевода сельскохозяйственного земельного участка в другую категорию земель, отменявшаяся в июле 2016 года.

3. 342-ФЗ

Посвящён в основном ЗОУИТ: охранным, санитарным, защитным и другим подобным зонам. Но есть в 342-ФЗ и другие существенные, касающиеся многих, нововведения.

До сих пор положения о разных видах ЗОУИТ были в десятках нормативных актах со слабым обобщением. 342-ФЗ эти обобщения ввёл.

Основные нововведения 342-ФЗ:

  1. Исчерпывающе перечислены виды ЗОУИТ, к ним впервые отнесены минимальные расстояния до магистральных газопроводов.
  2. В отношении всех ЗОУИТ введено требование считать их установленными с даты внесения их границ в ЕГРН, но не позднее 2022 года, подробно прописаны правила внесения в ЕГРН границ ЗОУИТ и уведомления об установлении ЗОУИТ попавших в них правообладателей земельных участков.
  3. Новые правила возмещения убытков правообладателям недвижимости в ЗОУИТ связи с их установлением, в т.ч. в случаях наложения на земельный участок ЗОУИТ разных видов.

Также 342-ФЗ вне связи с ЗОУИТ:

  1. Расширил состав оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство.
  2. Предписал вносить в реестр границ ЕГРН перечень всех видов разрешённого использования земельных участков, установленных в правилах землепользования и застройки.

Оценивая все эти ФЗ в целом, полагаем их более отвечающим интересам различных органов (чиновников), а не частных лиц. Некоторые законопроекты в интересах частных лиц были отклонены.

В частности, по-прежнему существуют широкие возможности признания построек самовольными, но не расширяются возможности строительства некоторых объектов на некоторых земельных участках, например, ИЖС на земельных участках сельскохозяйственного назначения крестьянских хозяйств, которое было разрешено до 2003 года: недавно Госдума отклонила очередной законопроект об этом. Расширение оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство тоже никак не признать в интересах частных застройщиков.

Отклонён правительственный законопроект 2014 года об отмене категорий земель с переходом к территориальному планированию, хотя в 2018 году почти везде в стране приняты документы территориального планирования. Сохранение деления земель на категории существенно затягивает и удорожает многие виды деятельности, в т.ч. на которые государством выданы лицензии, в частности, недропользование.

Отмену разрешений на строительство ИЖС перевесили «уведомлением», которое по сути является не уведомлением, а заявлением о разрешении строить ИЖС, поскольку введены основания для «уполномоченного органа» в ответ на такое уведомление отказать в строительстве ИЖС с сообщением об этом в госстройнадзор и госземнадзор, т.е. в Росреестр, чтобы не состоялась регистрация права собственности на ИЖС. Также постращали признанием ИЖС самовольной постройкой в ускоренном (один месяц) судебном порядке.

Публичный сервитут для размещения линейного объекта в редакции 341-ФЗ означает, что сетевые или другие организации, размещающие линейные объекты (трубопроводы, кабели, воздушные линии), могут быстро и неожиданно для правообладателя земельного участка «прийти» практически на любой земельный участок, а его собственнику придётся расстаться со своими планами по его использованию или торговаться/судиться с «сетевиком». При этом до сих пор было очень мало решений судов о сносе линейных объектов как самовольных построек.

За линейным объектом на условиях публичного сервитута неизбежно следует его охранная зона, т.е. ЗОУИТ, которая ещё больше ограничит пользование своим земельным участком, а убытки от ЗОУИТ предстоит доказывать.

341 фз о публичных сервитутах

Отдел градостроительных исследований и методического обеспечения ИТП «Град» подготовил ключевые тезисы о последних изменениях, касающихся градостроительной документации в части градостроительного проектирования, внесенных 03.08.2018 в Градостроительный, Земельный кодексы Российской Федерации и иные законодательные акты (ФЗ № 341-ФЗ). Документ вступит в силу 01.09.2018. С текстом закона, а также Градостроительным и Земельным кодексами в редакции ФЗ № 341-ФЗ можно ознакомиться во вложении к новости.

1. Публичный сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком) будет устанавливаться на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления без изъятия земельного участка.

Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

2. Цели установления публичного сервитута

Публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также – инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

Это интересно:  Выделение границ земельного участка 2019 год

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

3. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута

Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования, устанавливается:

1) решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти – в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;

2) решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях;

3) решениями уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, – в случае установления публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для государственных или муниципальных нужд;

4) решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения – в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях;

5) решением органа местного самоуправления муниципального района – в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях.

4. В обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены:

1) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования, предусматривающего размещение объекта федерального, регионального или местного значения в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение инженерных сооружений федерального, регионального или местного значения, в целях проведения инженерных изысканий для их строительства, реконструкции, а также в целях строительства или реконструкции таких инженерных сооружений, если такие инженерные сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подлежат отображению в документах территориального планирования;

2) реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства, реконструкции инженерного сооружения, устройства пересечений указанных автомобильной дороги, железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами, примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, размещения автомобильной дороги, железнодорожных путей в туннелях, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для размещения указанных инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей не требуется разработка документации по планировке территории;

3) реквизиты решения об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа либо положения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, которыми предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции инженерного сооружения, в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях строительства или реконструкции указанного инженерного сооружения.

5. Обоснование изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в градостроительной документации

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:

1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);

2) утвержденными проектами планировки территории.

6. Отказ в установлении публичного сервитута

В установлении публичного сервитута должно быть отказано, если:

1) границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае подачи ходатайства об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 пункта 2 настоящих Тезисов;

2) установление публичного сервитута в границах, указанных в ходатайстве, препятствует размещению иных объектов, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории.

7. Срок публичного сервитута

Публичный сервитут устанавливается на срок, указанный в ходатайстве об установлении публичного сервитута, с учетом положений пункта 7 статьи 23 Земельного кодекса и следующих ограничений:

1) от десяти до сорока девяти лет в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 пункта 2 настоящих Тезисов;

2) на срок строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 настоящих Тезисов;

3) на срок не более одного года в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 настоящих Тезисов.

Тезисы подготовлены юристом отдела градостроительных исследований и методического обеспечения В.С. Пашниной.

Фрагмент комментария к Федеральному закону от 03.08.2018 № 341-ФЗ

Публикую фрагмент комментария к Федеральному закону от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов». Надеюсь, что в обозримом будущем в одном из периодических изданий будет опубликована полная версия комментария.

1. Историческая справка

Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее – Закон № 341-ФЗ) вступил в силу 1 сентября 2018 г. и, как следует из его названия, внес изменения в Земельный кодекс РФ (далее – ЗК РФ), а также ряд других нормативных правовых актов РФ в целях создания законодательной базы для упрощения размещения определенных линейных объектов на чужих земельных участках.

2. Ключевые изменения

Кроме того, основной целью настоящего комментария является постановка вопросов, возникающих в связи с принятием Закона № 341-ФЗ. Новеллы таковы, что для поиска однозначных ответов на эти вопросы потребуются определенное время и немалые усилия как научного сообщества, так и судов.

2.1. В п. 4 ст. 1 Закона № 341-ФЗ предлагается новая редакция ст. 23 ЗК РФ.

2.1.1. Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных гл. V.3 ЗК РФ.

Ранее мы обращали внимание на неоднозначность толкования норм гл. V.3 ЗК РФ[4]. По нашему мнению, Закон № 341-ФЗ ясности не внес.

2.1.2. В п. 2 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции дается обновленное определение публичного сервитута. В качестве такового рассматривается сервитут, установленный решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. В п. 3 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции указано, что публичный сервитут устанавливается в соответствии с ЗК РФ. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте и положения гл. V.3 ЗК РФ не применяются.

Забегая вперед, отметим, что обновленный публичный сервитут может быть установлен в пользу неопределенного круга лиц или в пользу определенного лица. Первую разновидность обновленного публичного сервитута можно квалифицировать в качестве предела права собственности по аналогии со ставшей уже традиционной доктринальной квалификацией ранее существующих публичных сервитутов. Или в качестве особого сервитута – публично-вещного права, т.е. субъективного права, устанавливаемого в пользу неопределенного круга лиц, по аналогии с отдельными сервитутами, существующими в некоторых западных правопорядках[5].

В любом случае полагаем, что введение такого рода неоднозначности в определении обновленного публичного сервитута мало обосновано.

2.1.3. Пункт 2 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции свидетельствует также о том, что обновленный публичный сервитут в пользу неопределенного круга лиц устанавливается в более простом порядке, нежели ранее существующий публичный сервитут. Теперь для установления такого сервитута достаточно решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Напомним, что ранее для этого требовался закон или иной нормативный правовой акт РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления и результаты общественных слушаний. Насколько разумно такое упрощение с учетом того, что и ранее действовавший более сложный порядок установления публичного сервитута не всегда гарантировал защиту прав и законных интересов собственников служащих земельных участков?

Это интересно:  Международный сервитут 2019 год

Что касается обновленного публичного сервитута в пользу определенного лица, то он устанавливается в порядке, предусмотренном новой гл. V.7 ЗК РФ. Анализ норм данной главы будет осуществлен отдельно.

2.1.4. Пункт 4 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции предусматривает цели, для которых может быть установлен обновленный публичный сервитут. Анализ данного пункта свидетельствует о том, что обновленный публичный сервитут может быть установлен в пользу неопределенного круга лиц или в пользу определенного лица, а именно:

а) Обновленные публичные сервитуты для удовлетворения потребностей в проходе и проезде; заборе (изъятии) водных ресурсов и водопое; прогоне и выпасе сельскохозяйственных животных; сенокошении; охоте; рыболовстве; аквакультуре (рыбоводстве); проведении дренажных работ (подп. 1, 3-7) устанавливаются в пользу неопределенного круга лиц. Такая законодательная квалификация более-менее понятна.

б) Обновленные публичные сервитуты в целях, предусмотренных гл. V.7 ЗК РФ (подп. 8), устанавливаются в пользу определенных лиц. Более подробно об этом будет сказано отдельно.

в) Что касается обновленных публичных сервитутов для размещения межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним (подп. 2), то законодатель явно предполагал их установление в пользу неопределенного круга лиц. Между тем, по нашему мнению, такие сервитуты не всегда направлены на удовлетворение интересов публики как таковой. В перечисленных случаях предполагается непосредственное использование чужих земельных участков определенными лицами для осуществления соответствующих видов деятельности и только опосредованное удовлетворение публичных интересов. Поэтому вызывает сомнения законодательная квалификация данного обновленного публичного сервитута.

Схожая проблема существовала ранее с установлением публичного сервитута для а) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; б) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; в) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ. Новая редакция п. 4 ст. 23 ЗК РФ обоснованно не предусматривает возможность установления обновленного публичного сервитута в пользу неопределенного круга лиц для целей, указанных в пунктах а и в. Этот вопрос урегулирован новой гл. V.7 ЗК РФ путем предоставления определенным лицам права требовать установления обновленных публичных сервитутов. При этом для целей, указанных в пункте б, регулирование осталось прежним.

Далее, в соответствии с п. 3 ст. 5 ЗК РФ в новой редакции обладатели публичного сервитута – это лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с гл. V.7 ЗК РФ.

Тем самым при установлении обновленных публичных сервитутов в пользу определенных лиц появляются обладатели прав ограниченного пользования, т.е. субъективных прав, а при установлении обновленных публичных сервитутов в пользу неопределенного круга лиц – нет. Полагаем, что это подтверждает нашу догадку о том, что обновленный публичный сервитут в пользу определенного лица – это субъективное право, а в пользу неопределенного круга лиц – это предел права собственности.

2.1.5. Согласно п. 5 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Таким образом, объектом обновленного публичного сервитута может быть не только такая классическая недвижимость как земельный участок, но и чуждый для гражданского оборота объект земельных отношений – земля.

Будут ли осуществляться государственный кадастровый учет и государственная регистрация обновленных публичных сервитутов, установленных в отношении земель? Судя по всему, будут, поскольку п. 17 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции предусматривает, что сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), а новый п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ предусматривает, что публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН. А как это будет производиться технически, если ЕГРН заточен на работу с индивидуально-определенными объектами, в том числе с земельными участками, имеющими конкретные пространственные характеристики и кадастровые номера? В частности, как будут производиться графическое описание местоположения границ сервитута и определение перечня координат характерных точек этих границ (см., например, новые подп. 1 п. 5, п. 7 ст. 39.41, п. 5 ст. 39.43 ЗК РФ и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в редакции Закона № 341-ФЗ)?

2.1.6. Согласно п. 8 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Согласно новому подп. 4 п. 1 ст. 39.44 ЗК РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием в течение определенных данной нормой сроков.

Одновременно п. 11 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции предусматривает, что деятельность, для обеспечения которой установлен сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом. А подп. 2 п. 6 ст. 48 ЗК РФ в новой редакции предусматривает, что сервитутодатель не вправе требовать в суде прекращения публичного сервитута, установленного в порядке гл. V.7 ЗК РФ, в случае отсутствия возможности использовать земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости или возникновении существенного затруднения в их использовании в соответствии с их разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута.

Таким образом, из приведенных норм неясно, подлежит ли учету целевое назначение и разрешенное использование служащего земельного участка при установлении, осуществлении и прекращении того или иного сервитута? По нашему мнению, очевидно, что отрицательный ответ на поставленный вопрос — который нельзя исключить — повлечет необоснованное расширение прав обладателей сервитутов вопреки фундаментальным законодательным запретам.

2.1.7. В п. 13 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции закреплено, что в случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

В процитированной норме идет речь о плате за обновленный публичный сервитут в пользу неопределенного круга лиц, поскольку согласно п. 18 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции специальные положения о плате за обновленный публичный сервитут в пользу определенного лица содержатся в гл. V.7 ЗК РФ. Пункт 13 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции не является новеллой – это п. 7 ст. 23 ЗК РФ в прежней редакции. При этом непонятно, почему законодатель продолжает наставать на том, что при установлении публичного сервитута в пользу неопределенного круга лиц плата взимается только при существенных затруднениях в использовании служащего земельного участка, тогда как при установлении любого другого сервитута такого ограничения нет?

2.2. Подпункт 8 п. 4, п. 18 ст. 23 ЗК РФ в новой редакции допускают установление обновленного публичного сервитута для использования земельного участка и (или) земель в целях, предусмотренных новой гл. V.7 ЗК РФ. Порядок установления, срок, условия осуществления, порядок определения платы за указанный сервитут также закреплены в гл. V.7 ЗК РФ. Данной главе посвящен п. 15 ст. 1 Закона № 341-ФЗ.

Пожалуй, новая гл. V.7 ЗК РФ – это наиболее важные изменения, внесенные Законом № 341-ФЗ. По нашему мнению, ключевой недостаток новой гл. V.7 ЗК РФ – это императивный механизм установления обновленного публичного сервитута, который мы никак не готовы поддержать. Подробнее об этом читайте в полной версии комментария.

[2]Тексты см.: http://regulation.gov.ru/projects.

[4]Подробнее см., например: Краснова Т.С. Сервитут для размещения парковки//Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2017. № 9. С. 13-21.

Статья написана по материалам сайтов: www.expertsud.ru, itpgrad.ru, zakon.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector