+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Дтп на придомовой территории 2019 год

Вопрос:

Во дворе попал в ДТП. В протоколе с места происшествия я признан потерпевшим (у второго водителя помеха справа). Но в комиссии по разбору мне заявили, что они предполагают движение моего автомобиля по встречной полосе. Во дворе, где ширина проезжей части (исключая припаркованные авто) около 4,5 м., знаков нет, разметки тоже!

На чем основывать свою защиту? на какие статьи можно ссылаться?

Ответ юриста:

Чтобы Вам правильно выстроить позицию для защиты своих прав, необходимо разобраться в понятиях ПДД (п. 1.1). Как Вами указано ДТП произошло во дворе. Двор, согласно Правилам, — прилегающая территория к дороге. Соответственно нельзя понятие «прилегающая дорога» отнести к понятию «дорога», первое является отдельной сущностью прилегающей к последнему. Однако движение во дворах однозначно осуществляется по дороге, но по какой. Учитывая Ваши пояснения, что во дворе нет никаких знаков и разметки, то такую дорогу никак нельзя совместить с основным понятием «дорога». Следует признать, что движение осуществляется по дороге прилегающей территории.

Движение ТС на прилегающей территории осуществляется по правилам ПДД (п. 1.1). То, какими правилами должны были руководствоваться Вы, зависит от части дороги прилегающей территории, где произошло ДТП.

  1. Так, если дорога прилегающей территории имеет пересечение с дорогой такой же территории, и не имеет знаков, обозначающих их, то действует правило равнозначных дорог и подлежит применению п. 8.9 ПДД (помеха справа).
  2. При выезде со двора необходимо уступить дорогу всем участникам движения, а при въезде — пешеходам и велосипедистам (п. 8.3, 17.3,17.4 ПДД).
  3. Если же ДТП произошло на участке дороги, где одна из полос движения занята стоящими авто, и для проезда ТС в обоих направлениях, остается лишь одна полоса, то следует руководствоваться п. 11.7 Правил. Уступит дорогу тот, кто имеет на своей стороне препятствие, второй же водитель будет иметь преимущество в движении.

Если же движение уже начато, и такая помеха возникла у водителей в обоих направлениях. Конечно же, в таком случае нельзя говорить однозначно о такой обязанности. Водители могут договориться, и маневр по освобождению дороги может совершить тот водитель, которому это будет сделать безопаснее. Ситуация не регулируется нормами закона.

Возможно, из перечисленных мной вариантов, Вы найдете тот, который поможет разобраться в вашей ситуации. В любом случае за Вами право на обжалование решения, принятого комиссией, в орган его вынесший, или через суд.

Некоторые другие отвеченные вопросы из раздела «Дорожно-транспортные происшествия»:

Произошло ДТП с большегрузными машинами вследствие колеи на дороге. Нашу машину выкинуло на полосу встречного движения, вследствие чего произошло столкновение лоб в лоб.

Сбили маму. Виновник отвёз её в больницу, данных по поводу аварии узнать не можем, так как инспектор будет только через день.

Перед перекрестком, подъезжая к светофору, остановился на красный сигнал. Загорелся зелёный, я поехал. Услышав звук тормозов, я остановился.

Я ехал по трассе. Сработала подушка безопасности, вследствие чего я съехал с дороги . сказали что подушка сработала после того как я съехал с трассы, а не до того.

Три года назад попал в аварию на своем автомобиле, при этом пострадал пассажир (тяжкие телесные повреждения), но он готов написать «мировую».

Во дворе попал в ДТП. В протоколе с места происшествия я признан потерпевшим. Но в комиссии по разбору мне заявили, что они предполагают движение моего автомобиля по встречной полосе.

Произошёл непреднамеренный наезд на пешехода в зоне нерегулируемого пешеходного перехода. Человека не было видно из-за остановившегося троллейбуса.

Я признан виновником ДТП. Пришло извещение о проведении независимой экспертизы. Обязательно ли мне присутствовать на независимом осмотре автомобиля?

Я ехал по жилой зоне. Второй участник аварии отъезжал от подъезда справа, двигался задним ходом и совершил столкновение с моим автомобилем.

Я совершил наезд на пешехода, который переходил дорогу в неположенном месте. Он был в состоянии алкогольного опьянения. Установлена вина пешехода.

Я зацепил легковой автомобиль, но не заметил этого. Уехал. На нем остались повреждения. Кто будет выплачивать ущерб — я или страховая?

Я попал в аварию по чужой вине. Горе-водитель с места столкновения сбежал, но я запомнил марку и номер его автомобиля. Оповестил звонком сотрудников ДПС.

Стоял на светофоре (горел красный свет). В зад моего автомобиля въехала машина, за рулем которой был пьяный военнослужащий на личном транспорте.

Я выехал со двора, а через 3 часа мне звонит инспектор ГИБДД и говорит о том, что я повредил бампер припаркованному в этом же дворе автомобилю и скрылся с места ДТП.

При въезде во двор повредила чужую машину. С места аварии отъехала, припарковала свою машину и вызвала ГИБДД.

Я ехал по своей стороне и мне навстречу, по моей же полосе, ехал автомобиль, который при приближении прижался вправо. Поравнявшись с ним, мне навстречу «вылетел» другой автомобиль.

Я притормозил, включил левый указатель поворота и начал выполнять поворот налево. При выполнении маневра меня обгоняет другой автомобиль и задевает переднее левое крыло.

В меня врезался пьяный водитель. В отношении этого самого водителя возбудили уголовное дело, я — свидетель. Как мне подать иск о возмещении материального вреда?

Стоящую во дворе машину повредил грузовик, скрывшийся с места происшествия. Свидетели есть, номер записан. ГИБДД бездействует.

Я виновен в ДТП. Потерпевший предложил решить вопрос на месте, не дожидаясь ГИБДД. Я не отказался, но у меня и моей подруги не оказалось с собой таких денег.

На дорогу упал пьяный мужчина, я его не заметил и сбил (летальный исход). Все оформили и дело у следователя, но они ничего не говорят.

Произошло ДТП с участием 6 автомобилей. Я в этом «паровозике» шестой, то есть последний.

Муж перебрал, захотел сесть за руль. Я возражала, ведь прав у него нет, лишен. Он все равно сел. Нас занесло, мы ударили дорогую иномарку.

Попал в аварию. Впереди идущий автомобиль внезапно применил экстренное торможение, без видимых на то причин. Я в него врезался.

Чем обернется невнимательным водителям наезд на пешехода на тротуаре и во дворе?

Участниками дорожного движения являются не только водители ТС, но и пешеходы. Вторые обязаны наравне с автомобилистами знать правила дорожного движения и соблюдать их.

Сегодня мы поговорим о наезде на пешеходов в жилых дворах и тротуарах, расскажем о существующих мерах наказаниях за такой вид нарушения, а также о спорных ситуациях и случаях, когда ответственности можно избежать.

ДТП на дворовой территории

Передвижение в данной местности является весьма опасным. Так как там часто засажены кустарники, развешено белье или установлены детские площадки — все эти пункты существенно ухудшают обзор проезжей части. К тому же, во дворах часто играют дети, которые могут в любой момент выбежать на дорогу. Стоит отметить, что не только дети ведут себя неосторожно во дворах, но и взрослые зачастую не внимательны.

Что же грозит автомобилисту за такие виды нарушения? Существует три вида наказаний: административное, гражданское и уголовное. Выбор вида ответственности зависит от степени тяжести последствий, а также обстоятельств ДТП. Самый главный критерий выбора наказания — степень вреда, причиненного здоровью пострадавшего.

Гражданская ответственность

В случае вынесения этого вердикта виновнику происшествия (то есть водителю) придется возместить моральный и материальный ущерб.

Единственным способом избежать данного наказания является доказательство того, что пешеход намерено кинулся под колеса транспортного средства с целью материальной наживы. Это можно сделать через суд. В некоторых ситуациях судья может полностью освободить водителя от выплаты компенсаций.

Административная

Это самый распространенный вид наказания за наезд на пешеходов. Существует три степени тяжести причиненного вреда:

  1. Легкая – при ней пострадавший потратит на лечение не более 21 дня и утратит не более 10% трудоспособности. Виновнику грозит штраф в размере от 2500 до 5000 рублей или лишение прав сроком от 12 до 18 месяцев согласно части 1 статьи 12.24 КоАП.
  2. Средняя – в этом случае допускается увеличение длительности лечения и процента потери трудоспособности, но не более трети. Нарушитель вынужден будет заплатить от 10000 до 25000 рублей или записаться в ряды пешеходов на срок от полутора до двух лет, руководствуясь второй частью статьи 12.24 КоАП.
  3. Тяжелая или смертельная – эту степень тяжести причиненного вреда уже относят не к административному, а уголовному правонарушению. Соответственно, и наказание за эти события будет значительно серьёзней. Если последствия дорожно-транспортного происшествия привели к летальному исходу – смерти пешеходов или причинению ему тяжкого вреда, то сотрудники ГИБДД будут устанавливать меры наказания уже согласно УК РФ.
Это интересно:  Налог на землю в днр 2019 год

Уголовная

По части 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации за наезд, следствием которого является причинение тяжкого вреда здоровью наезднику грозит:

  • до 3-х лет лишения свободы;
  • до 2-х лет лишения свободы, при этом дополняют наказание запретом занимать определенные должности до трех лет;
  • до 2-х лет принудительных работ с запретом занимать должности или вести некую деятельность сроком до трех лет;
  • до полугода ареста.

В более тяжких случаях виновника могут лишить свободы от 4 до 9 лет. Особенно это касается вождения в нетрезвом состоянии. Очень много граждан считают подобные меры слишком лояльными и периодически поднимают вопрос об ужесточении мер наказания. Побег с места аварии только отягчит наказание.

Кто может быть освобожден от статьи УК?

  1. Несовершеннолетний водитель транспортного средства.
  2. Женщина старше 55 лет или мужчина старше 60 лет.
  3. Беременная женщина.
  4. Женщина, имеющая на воспитании несовершеннолетнего ребёнка.
  5. Инвалид 1-3 группы.
  6. Мужчина, имеющий детей возрастом до трех лет.

Подробнее о том, какая ответственность грозит водителю, сбившему пешехода насмерть, и как действовать в этом случае, можно узнать тут.

Меры наказания за столкновение на тротуаре

Пешеход и водитель являются участниками движения, ровно как и велосипедисты. Но важно не забывать, что в любой ситуации приоритет остается за пешеходом. Что же касается системы наказаний и штрафов за наезд на пешехода на тротуаре, то она абсолютна идентична с мерами наказания за наезд на пешехода во дворе жилого дома.

Компенсация морального вреда

Практика показывает, что максимальная выплата обычно не превышает значение в 200 тысяч рублей. Подробнее о компенсации морального вреда можно узнать в ст. 151 ГК РФ, ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей», а также в параграфе 4 главы 59 ГК РФ.

Статья 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Правила движения транспортного средства в жилой зоне

Для начала стоит разобраться, в чем разница между дворовой территорией и жилой зоной. Первая — это участок, прилегающий непосредственно к дому. На нем нет ни тротуаров, ни дорог. (Обычно это детская площадка либо газончики с лавочками.) А вот жилая зона — это дорога, разделенная на тротуары и проезжую часть.

Итак, что должен знать управляющий транспортным средством:

  • Скорость не должна быть выше 20 километров в час.
  • Даже при отсутствии знака «Велосипедное движение» велосипедист имеет преимущество перед другими ТС (но не забываем, что самые главные – пешеходы).
  • Не разрешается оставлять заведенный автомобиль без движения дольше, чем на 5 минут. Решил постоять – глуши двигатель.
  • Запрещается проезжать и парковаться на газонах.
  • Наложен запрет на учебную езду.
  • Не допускается стоянка грузового транспорта, масса которого превышает 3,5 тонны. Для этого предусмотрены спецстоянки.
  • Выезжая из жилой зоны, водитель обязан уступить дорогу другим транспортным средствам.

Что делать, если машина сбила ребенка во дворе дома?

С юридической точки зрения, автомобильные аварии при участии ребёнка ничем не отличаются от других ДТП. Поэтому алгоритм оформления ДТП и возмещение компенсаций стандартный.

Если аварийная ситуация произошла во дворе жилого дома, водителю транспортного средства придется очень постараться, чтобы доказать свою невиновность и избежать наказания. Самое первое, что он должен предпринять — попытаться мирным путем уладить конфликт с родителями пострадавшего.

Ни в коем случае не обвиняйте ребёнка, этим вы только вызовите агрессию родителей и нежелание договариваться.

Спорные ситуации и способы избежать наказания в таких случаях

Существуют некоторые спорные моменты. Например, когда ребёнок внезапно выбежал из-за другого автомобиля или здания, а водитель не смог бы избежать наезда. (Акцентируйте внимание именно на невозможности избежания столкновения.) Все эти моменты чётко описывайте в протоколе ДТП, это пригодится вам при обжаловании решения.

Хорошо, если у вас установлен видеорегистратор. Если не имеется, зафиксируйте все обстоятельства и тонкости аварии на фото- или видеокамеру.

Подписание протокола говорит лишь об ознакомлении с ним. Но если вы не согласны с его содержанием, возле подписи пишите «Не согласен». Дополнительно можете перечислить спорные моменты.

Если водитель докажет, что пешеход специально бросился под колеса автомобиля, то водителя, управляющего ТС, оправдают.

Как сотрудник ДПС может доказать вину водителя?

В 90% случаев ДПС даже не приходится доказывать вину водителя. Так как любое транспортное средство считается источником повышенной опасности и его управляющий является виновником аварийных ситуаций с участием пешеходов. Даже если удастся доказать состояние алкогольного опьянения пешехода, водителю не уйти от ответственности (могут только изменить степень наказания).

Любой водитель должен понимать, что садясь за руль транспортного средства, он берёт ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих (пешеходов и других автомобилистов). Практически ни одно обстоятельство не оправдывает нарушение правил дорожного движения. И помните — каждого из нас кто-то ждёт дома. Давайте сделаем так, чтобы этот «кто-то» всё таки дождался.

Как действовать при ДТП во дворе дома?

Никто из автовладельцев не может себя застраховать от ДТП.

Несмотря на большой опыт вождения и строгое соблюдение всех правил в одно совсем не прекрасное утро можно обнаружить, что в твою любимую машинку кто-то «въехал» во дворе твоего же дома.

Такая цепочка событий вызывает шок и соответственно панический вопрос: «что теперь делать?» Мы постараемся дать ответы на все возможные вопросы о происшествии на дворовой территории.

Особенности ДТП во дворе дома

Анализ публикаций показывает, что на сегодняшний день, не существует единого мнения о том, является ли столкновение автомобилей на дворовой территории полноценным ДТП.

Давайте посмотрим, что написано в правилах дорожного движения, как основополагающем документе для водителей.

Правила гласят, что авария может возникнуть как в процессе движения по дороге, так и по прилегающей территории. В обоих случаях происшествия расследуются сотрудниками ГИБДД в установленном порядке.

Согласно п. 1.2. ПДД, прилегающая территория – это территория, которая прилегает к дороге и не предназначена для сквозного движения автомобилей, а именно дворы, жилые кварталы, автостоянки, предприятия и т.п.

Что делать участникам аварии во дворе дома

Какие обязательные действия выполняют участники происшествия во дворе дома?

Правила предписывают, что водителя должны делать следующее:

  1. Остановить машину. Желательно поставить ее на ручной тормоз.
  2. Включить немедленно аварийную сигнализацию. Выставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 м от машины (за невыполнение этого правила водителю угрожает 1000 рублей штрафа).
  3. Не перемещать автомобили с места, не поднимать отвалившиеся детали, пока не будет сделано: фотографии, видеосъёмку, схему ДТП.
  4. Оказать медицинскую помощь всем пострадавшим, при необходимости вызвать скорую помощь.
  5. Вызвать сотрудников ГИБДД, если: есть людские потери и пострадавшие; сумма ущерба значительная; есть разногласия между участниками аварии, кто виновник и какой нанесен вред машине.
  6. Сообщить в страховую компанию, что произошло дорожное происшествие. Указать точное место и время аварии, а также коротко описать повреждения авто.
  7. Сфотографировать место столкновения на мобильный телефон, или гаджет который есть в наличии. Нужно делать следующие фотографии: положение автомобилей относительно друг друга и чтобы в кадр попадали государственные номера; всех повреждений; всех оторвавшихся деталей; тормозного пути; машин на фоне дома, желательно захватить в кадр табличку с адресом; общего плана аварии на территории двора.
  8. Сделать видеозапись места происшествия.
  9. Вместе оформить схему ДТП, которую согласятся подписать оба водителя.
  10. Освободить проезд от автомобилей (согласно изменениям в ПДД за невыполнение этого правила оштрафуют каждого водителя на 1000 рублей).
  11. Искать очевидцев столкновения записать их личные и контактные данные.
  12. Если вызывали сотрудников ГИБДД, то дождаться их приезда.

Выполнив все перечисленные пункты, вы не только правильно оформите происшествие, а еще избежите штрафов.

Ведь сотрудники ДПС после приезда на место аварии на дворовой территории сначала оштрафуют водителей за невыполнение конкретного правила дорожного движения, а потом начнут оформлять протокол.

Когда можно не вызывать сотрудников ДПС и покидать место аварии

Правила дорожного движения с изменениями от 6 сентября 2014 года включают п. 2.6.1 с полным списком ситуаций, когда водители могут не вызывать сотрудников полиции для оформления происшествия и имею право покинуть место аварии.

Напомним, что до внесения этих изменений автолюбитель, который скрылся с места автоаварии, совершал административное правонарушение.

Это интересно:  Новый закон об изъятии земельных участков 2019 год

Согласно ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ его могли лишить водительских прав на срок от одного года до полутора лет или применить административный арест на пятнадцать суток.

В 2017 году, как и 2016 году если в результате столкновения вред причинен только имуществу и между автомобилистами нет никаких разногласий, то они не обязаны сообщать о нем в полицию, и могут оставить место аварии:

  • для оформления происшествия на ближайшем посту ДПС или подразделении полиции;
  • при оформлении европротокола;
  • не оформляя документов об автоаварии, если было повреждено только их имущество, и они не считают необходимым оформлять документы.

В случае, когда вред причинен только имуществу, но у водителей есть разногласия по поводу оценки ущерба, то необходимо связаться с полицией для получения указаний, где можно оформить аварию: либо на ближайшем посту ДПС, либо в подразделении полиции.

Как оформить европротокол

Европротокол – это очень удобная форма оформления дорожного происшествия непосредственно ее участниками без привлечения полиции, позволяющая получить страховую компенсацию ущерба.

При каких условиях можно оформлять европротокол?

Водители могут оформить европротокол только при одновременном выполнении всех условий:

  • столкнулось две машины;
  • оба водителя застрахованы по ОСАГО и имеют при себе действующие полисы;
  • нет пострадавших, а ущерб причинен только имуществу;
  • материальный ущерб не превышает 50 тыс. рублей;
  • у водителей нет разногласий, кто виновник аварии и какие получены повреждения.

При соблюдении всех условий можно приступить к оформлению европротокола, предварительно сделав звонок в страховую компанию для регистрации аварии (если вы этого не сделали раньше). Номер страховой всегда указан на полисе.

Что надо делать в первую очередь?

Если вы оценили размер материального ущерба свыше установленного лимита, то откажитесь от европротокола и оформляйте происшествие на посту ГИБДД.

Итак, причиненный ущерб позволяет вам оформит европротокол. Приступайте к согласованию с другим водителем важных моментов: кто виновник столкновения, в чем причина аварии, количество и характер повреждений. Если у обоих участников нет разногласий по всем вопросам, то можно заполнять извещение о ДТП.

Страховые компании вместе с полисом ОСАГО выдают бланки извещения о ДТП. Это документ заполняют вместе оба водителя, а потом разделяют на две части. Каждый участник аварии отвозит часть извещения в свою страховую компанию для получения компенсации ущерба.

Схема ДТП.

Автолюбитель вносит в обе половинки извещения информацию о себе и своем авто, а также подписывает обе части. Обратите внимание, что на обратной стороне бланка имеется подробная инструкция, как следует его оформлять. Придерживайтесь этой инструкции, иначе страховая компания может не принять у вас документ.

Схема ДТП изображается непосредственно на бланке извещения. Водителям обязательно следует обменяться не только номерами телефонов, но и адресами проживания. Все это может пригодиться в дальнейшем.

Предварительный этап оформления закончен. Правила дорожного движения уже позволяют покидать место столкновения и отправляться в свою страховую компанию. Если у вас другие планы, то вы можете отвезти извещение к страховщикам на протяжении 5 дней.

Как оформить ДТП, если нет согласия между участниками

В случаи, когда все условия европротокола соблюдаются кроме самого важного: водители не могут договориться и прийти к согласию кто виновник аварии, или какая сумма причиненного вреда, то необходимо привлекать сотрудников полиции.

Для этого на месте столкновения проведите фото и видеофиксацию, а также составьте схему ДТП, которую согласится подписать и виновник и потерпевший.

Найдите свидетелей столкновения и запишите их личные и контактные данные. После этого оба участника отправляются на ближайший пост или подразделение ДПС для дальнейшего оформления автоаварии.

Как оформить автоаварию полюбовно

Происшествия на дворовой территории, как правило, относятся к мелким. Машины получают незначительный ущерб: царапины, трещины на зеркале заднего вида и прочее. В таких случаях водители считают возможным договориться на месте.

Часто виновник аварии готов непосредственно во дворе передать нужную сумму денег на ремонт пострадавшего авто. Закон не запрещает такую процедуру.

Только учтите совет экспертов. Прежде чем передавать деньги попросите написать потерпевшего лично расписку о получении денег в полном объёме для устранения конкретных повреждений автомобиля после аварии. Пусть он напишет обязательно фразу, что больше не будет обращаться за материальной компенсацией даже при обнаружении скрытых повреждений.

Оформление расписки и передачу денег желательно делать при свидетелях. Только так, виновник аварии обезопасит себя от повторных требований оплатить ремонт машины и устранить неполадки, которые не имеют отношения к конкретному происшествию.

Когда необходимо вызывать сотрудников ГИБДД

Обязательно вызывать сотрудников полиции на происшествие когда есть человеческие потери. Согласно п. 2.6 ПДД при наличии раненых или человеческих потерь необходимо вызвать сотрудников ДПС и не трогать с места автомобили.

Если в результате автоаварии автомобилю причинен значительный ущерб, то необходимо вызывать сотрудников ДПС для оформления происшествия. Иначе страховая компания не выплатит страховой компенсации.

Правила страхования требуют в пакет документов включить справку о ДТП, которую выписывает инспектор ГИБДД только при оформлении происшествия.

Также, в случае, когда страховые выплаты не покрывают ремонт автомобиля, вам придется обращаться в суд, чтобы виновник компенсировал недостающую сумму личными средствами. Для обращения в суд необходима та же справка о происшествии.

В случаи, когда виновник аварии не имеет страховки, то без справки о ДТП вы не сможете подать исковое заявление в суд. Поэтому нужно делать обязательный вызов сотрудников ГИБДД на место происшествия.

Таким образом, участники происшествия действуют в соответствии с гражданским и страховым законодательством.

В завершение хочется акцентировать внимание на том, что столкновение, которое произошло на территории двора дома, относится к полноценным дорожно-транспортным происшествиям и расследуется сотрудниками ДПС.

Участники автоаварии на территории двора должны:

  • выполнять все обязательные действия предписанные ПДД;
  • вызывать сотрудников полиции, в случаях предусмотренных законом;
  • выбирать вариант оформления происшествия с учетом всех условий европротокола.

Только, придерживаясь всех изложенных нами рекомендаций, вы сможете не только грамотно оформить дорожное происшествие, а и возместить в полном объёме полученный материальный ущерб.

Дорожно-транспортное происшествие на дворовой территории

Страницы в журнале: 81-84

А.А. АНДРЕ,

аспирант кафедры гражданского права РГГУ

Рассматривается проблема возмещения имущественного вреда в результате столкновения автомототранспортных средств на дворовой территории. Проводится анализ понятия дворовой территории, правовых норм, регламентирующих возмещение ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия на прилегающей территории.

Ключевые слова: автострахование, дорожно-транспортное происшествие, прилегающая территория, ГИБДД.

Road traffic accident in the yard (adjacent) territory

The article is devoted to the problem of the recovery of damage as a result of the cars collision in the yard territory. The author conducts analysis of the concept of yard territory in the system of Russian law and legal rules of recovery of the damage as a result of the road traffic accident in the adjacent territory.

Keywords: auto insurance, road traffic accident, adjacent territory, road police.

Для того чтобы ответить на вопрос о порядке возмещения имущественного вреда в результате столкновения автомототранспортных средств на дворовой территории, важно прежде всего дать данному событию правильную правовую оценку. С признанием или непризнанием события дорожно-транспортным происшествием связана значительная часть споров, вытекающих из исполнения договоров ОСАГО и КАСКО.

Комплексный анализ действующих в российском законодательстве правовых норм дает возможность обосновать определение события, возникшего в процессе движения транспортного средства по дворовой территории, именно как дорожно-транспортного происшествия с соответствующими правовыми последствиями.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о безопасности дорожного движения) и п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее — ПДД РФ), утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (в ред. от 27.01.2009), дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Исходя из данных определений, можно было бы сделать вывод, что событие, произошедшее на прилегающей территории, по формальным основаниям не является дорожно-транспортным происшествием, так как согласно п. 1.2 ПДД РФ прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т. п.). Однако, на наш взгляд, такая позиция не вполне обоснованна. Например, то, что прилегающая территория «прилегает» к дороге, ни в коем случае не означает, что сама эта территория не может содержать дорог. Косвенное подтверждение находим в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ, где применительно к внутренней территории организации сказано: «Вместе с тем внутренняя территория организации представляет собой земельный участок, прилегающий к зданию организации, который принадлежит ей на праве собственности или на ином законном основании. Такая территория предназначена для движения транспортных средств в целях обеспечения деятельности организации, имеет ограждение и характеризуется наличием ограниченного режима допуска на нее транспортных средств и выезда с нее (пропускной режим).

Это интересно:  Закон об изъятии земельных участков 2019 год

Таким образом, если вред жизни, здоровью или имуществу потерпевшего причинен в результате дорожно-транспортного происшествия на территории, отвечающей вышеуказанным признакам, то он не подлежит возмещению страховщиком по договору обязательного страхования в силу подп. “и” п. 2 ст. 6 вышеуказанного Закона»[1]. (Речь идет о Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон № 40-ФЗ). — Примеч. ред.)

Несмотря на то что вывод, сделанный Верховным судом РФ, уже не актуален ввиду внесения изменений в подп. «и» п. 2 ст. 6 Закона № 40-ФЗ[2], как видно из приведенного выше текста, событие, произошедшее на внутренней территории предприятия, являющейся прилегающей территорией, квалифицируется как дорожно-транспортное происшествие, т. е. событие, которое произошло на дороге.

О возможности наличия дороги на прилегающей территории также свидетельствует п. 17.1 ПДД РФ, в котором указывается, что движение пешеходов в жилой зоне[3] разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. Согласно п. 1.2 ПДД РФ проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств, что полностью соответствует приведенному выше определению дороги. Согласно п. 17.4 ПДД РФ требования раздела 17 «Движение в жилых зонах» распространяются также и на дворовые территории. Дворовая территория — территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченная по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования[4]. Следует отметить, что содержание понятия «дворовая территория» на федеральном уровне не урегулировано. Существующее определение может использоваться только на основании аналогии закона.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 11 Закона о безопасности дорожного движения соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно статьям 6, 15, 20 ГрадК РФ схемы территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального района утверждаются соответствующими органами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Причем по положениям ст. 6 к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся организация и проведение государственной экспертизы проектной документации автомобильных дорог федерального значения. Согласно п. 1 ст. 19 и п. 2 ст. 23 ГрадК РФ схемы территориального планирования муниципального района, а также генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов включают только автомобильные дороги общего пользования, т. е. автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц[5].

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения[6] утверждается Правительством РФ (п. 7 ст. 5 Закона № 257-ФЗ). При этом согласно п. 4 той же ст. 5, к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Приведенные формулировки свидетельствуют о явной диспозитивности указанной нормы в части перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.

Из сказанного выше следует, что отсутствие заключения, упомянутого в п. 1 ст. 11 Закона о безопасности дорожного движения, равно как невнесение дороги в какой-либо дорожный перечень, не может являться основанием не считать обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли (либо поверхности искусственного сооружения) дорогой. На наш взгляд, это заключение не является основным условием существования дороги в формально-юридическом смысле, хотя и необходимо для подтверждения безопасности дорожного движения и в определенных случаях обязательно.

Согласно ст. 1 Закона № 40-ФЗ страховым случаем признается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату; использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожным движением), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях).

В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Правила ОСАГО) дорожно-транспортным происшествием является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Положения Правил ОСАГО, регламентирующие поведение участников дорожно-транспортного происшествия, применяются также в случаях причинения вреда потерпевшим при использовании транспортного средства на прилегающих к дорогам территориях.

В пункте 37 Правил ОСАГО указывается, что при наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители — участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные ПДД РФ, а также принять необходимые в сложившихся обстоятельствах меры с целью уменьшения возможных убытков от происшествия, записать фамилии и адреса очевидцев и указать их в извещении о дорожно-транспортном происшествии, принять меры по оформлению документов о происшествии в соответствии с Правилами ОСАГО.

Важно отметить, что обязанность водителей осуществить определенные Правилами ОСАГО и ПДД РФ действия при наступлении дорожно-транспортного происшествия корреспондирует с обязанностью сотрудников ДПС ГИБДД МВД РФ осуществить необходимые процессуальные действия по оформлению ДТП. Согласно пунктам 207—219 приказа МВД России № 185[6] оформление материалов по факту дорожно-транспортного происшествия является реализацией функции ДПС ГИБДД МВД РФ, результат исполнения которой согласно п. 8 этого же приказа — надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств.

В результате проведенного в данной статье правового анализа считаем возможным сделать следующие выводы:

— событие, возникшее в процессе движения по проезжей части дворовой территории транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб, является дорожно-транспортным происшествием;

— данное событие должно рассматриваться уполномоченными сотрудниками ГИБДД именно как дорожно-транспортное происшествие;

— сотрудники ГИБДД обязаны оформить все необходимые материалы по факту дорожно-транспортного происшествия, не исключая случаев, когда данное событие произошло на проезжей части дворовой (прилегающей) территории.

1 Обзор судебной практики ВС РФ от 07.06.2006, 14.06.2006: Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года // Бюллетень ВС РФ. 2006. № 9.

2 См.: Федеральный закон от 01.12.2007 № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и статью 2 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” ” и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации».

3 Понятия «жилая зона» и «жилой массив» в данном контексте являются тождественными.

4 См.: Закон Московской области от 29.11.2005 № 249/2005-ОЗ «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области».

5 Определение дано в п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 22.09.2009) (далее по тексту — Закон № 257-ФЗ).

6 См.: Постановление Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» (в ред. от 26.05.2008).

7 Приказ МВД России от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Статья написана по материалам сайтов: pravovoi.center, detepe.ru, www.sovremennoepravo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector