+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Генеральный план для земельного участка сроки 2019 год

С 1 июля 2017 введен новый порядок заполнения и форма градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ). Соответствующие изменения внесения внесены в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Теперь в соответствии с законодательством ГПЗУ исключается из перечня документации по планировке территории и является информационным документом.

Изменения в ГрК РФ с 1 июля 2017 года

В соответствии с ФЗ от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ статья 44 ГРК РФ Градостроительные планы земельных участков с 1 июля 2017 года утратила силу. Теперь вопросы, связанные с формой и порядком заполнения ГПЗУ, регламентируются статьей 57.3. Градостроительный план земельного участка, глава 7 ГрК РФ «Информационное обеспечение градостроительной деятельности». Возникает вопрос: может ли быть использована информация, указанная в выданном ГПЗУ, после вступления в силу новой нормы закона? Да, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства или их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, а также выдачи разрешений на строительство данная информация может быть использована. Срок использования ранее выданного ГПЗУ не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу ФЗ от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ. Срок использования ГПЗУ установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; по истечении его использование информации, указанной в данном градостроительном плане земельного участка, не допускается. Исключение составляют случаи, когда после выдачи ГПЗУ в градостроительные регламенты соответствующей территориальной зоны были внесены изменения.

В соответствии с действующим законодательством, срок действия ГПЗУ с 1 июля 2017 года — 3 года со дня его выдачи.

ГПЗУ и разрешение на строительство. Порядок подготовки и выдачи

В соответствии с п.1 ч.6 ст.48 ГрК РФ ГПЗУ относится к числу исходных данных при проектировании. Для прохождения экспертизы проектной документации и в дальнейшем для получения разрешения на строительство получить градостроительный план земельного участка нужно в обязательном порядке. В частности, информация (реквизиты утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке градостроительного плана земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства) указывается в разделе проектной документации «Пояснительная записка». Указанные документы прилагаются к Пояснительной записке в полном объеме. То есть, не предоставление ГПЗУ на экспертизу проектной документации является основанием для отказа в приеме документов.

После получения разрешения на строительство менять градостроительный план крайне не желательно до момента ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, поскольку объект должен соответствовать градплану. В соответствии с ч.13 ст.51 ГрК РФ несоответствие проекта требованиям плана — основание для отказа в выдаче разрешения на строительство. То есть, при изменении, например, границ участка необходимо будет получить новый градостроительный план, требования которого придется учитывать для получения нового разрешения на строительство. Раздел земельного участка также влечет за собой получение нового ГПЗУ и нового разрешения на строительство.

При обращении за выдачей ГПЗУ желательно указать, для каких целей нужен запрашиваемый документ. Судебная практика показала, что «пустой» ГПЗУ, в котором, например, отсутствует штриховка, обозначающая места допустимого расположения объекта капитального строительства и их назначения, являются основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с новым законодательством, если в заявлении на получение ГПЗУ не указаны цели использования земельного участка, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки. Соответствующий запрос в данную организацию направляется органами местного самоуправления в течение семи дней с момента получения заявления о выдаче ГПЗУ заявителем.

С 1 июля 2017 года вводятся новые условия оформления ГПЗУ. Для того, чтобы получить градостроительный план земельного участка, его правообладатель (физическое или юридическое лицо) должен обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения данного участка с заявлением. Подать заявление можно через многофункциональный центр (МФЦ). В Москве и Московской области предоставление госуслуги «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков» осуществляется в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг. Полномочия по предоставлению данной госуслуги осуществляются Москомархитектурой.

В течение двадцати рабочих дней после получения заявления орган местного самоуправления осуществляет подготовку и регистрацию ГПЗУ с выдачей его заявителю. Услуга оказывается без взимания платы.

Документы, необходимые для получения ГПЗУ:

  • заявление;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок и здания, строения, сооружения, помещения, расположенные на соответствующем земельном участке (при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект).

Новая форма ГПЗУ

С 01.07.2017 вводится новая форма ГПЗУ.

Приказом Минстроя РФ от 25.04.2017 N 741/пр утверждены новая форма ГПЗУ и порядок заполнения формы ГПЗУ. Форма ГПЗУ заполняется в трех экземплярах на бумажном и (или) электронном носителе. Все формы градостроительного плана земельного участка заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица. Первый и второй экземпляры формы после регистрации передаются заявителю, третий — оставляется на хранении в органе, выдавшем градостроительный план земельного участка.

В форме градостроительного плана земельного участка указываются:

  • номер ГПЗУ;
  • реквизиты заявителя;
  • местонахождение земельного участка;
  • описание границ земельного участка;
  • кадастровый номер земельного участка;
  • площадь земельного участка;
  • информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства;
  • информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
  • реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории.
Это интересно:  Компенсация за земельный пай 2019 год

В ГПЗУ также указываются ф.и.о., должность уполномоченного лица, наименование органа, осуществившего подготовку градостроительного плана, и дата его выдачи.

Также в ГПЗУ содержится подробная информация о чертеже(ах) градостроительного плана земельного участка с указанием масштаба, даты и организации, разработавшей чертежи. Далее указываются:

  • информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке;
  • информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и объектах культурного наследия;
  • информация о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур;
  • информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
  • информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
  • номер и (или) наименование элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;
  • информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • реквизиты нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
  • информация о красных линиях.

Если у Вас остались вопросы по новой форме ГПЗУ, необходимой для направления документов на экспертизу проектной документации, Вы можете задать их нашим экспертам. Обратившись в ООО «Минэкс», Вы также можете направить документы на экспертизу и получить заключение, как на конкретный раздел, так и на все разделы проектной документации. Будем рады сотрудничеству с Вами!

О градостроительном плане земельного участка

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ в ГрадК РФ (а также в иные правовые акты) внесены изменения. Указанные изменения затрагивают в том числе и регулирование процедур, связанных с градостроительным планом земельного участка (далее – ГПЗУ). Применительно к ГПЗУ изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г. (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ).

Я думаю, что вполне уместен анализ соответствующих изменений, как и взгляд на вопросы, связанные с действующим регулированием, практикой.

Отмечу, конечно, что де-факто в нашей стране многие объекты капитального строительства (далее – ОКС) возводятся и в отсутствие разрешения на строительство, и без привлечения лиц, действительно компетентных в вопросах строительства. Чего уж говорить о пренебрежении к «какому-то» ГПЗУ.

Но де-юре ГПЗУ является весьма важным документом в сфере строительства: ГПЗУ необходим не только для получения разрешения на строительство (п. 2 ч. 7 и п. 2 ч. 9 ст. 51 ГрадК РФ), но и для подготовки проектной документации (п. 1 ч. 6 ст. 48 ГрадК РФ, пп. «б» и пп. «т» п. 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87). А на месте рядового гражданина, желающего приобрести земельный участок для целей строительства, я бы предпочел сначала взглянуть в том числе и на ГПЗУ, и только потом уже ставил бы подпись в договоре купли-продажи земельного участка.

1. ГПЗУ и его назначение

Еще в 2013 г. Президиум ВАС РФ весьма корректно и лаконично раскрыл понятие «градостроительный план земельного участка»:

«градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок» (постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13).

Кроме того, указанная позиция, как я понимаю, повлияла и на изменение ГрадК РФ. Так, уже в действующей редакции ч. 1 ст. 51 ГрадК РФ лишена сомнительного «подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка» (требованиям выписки?). Ст. 41 ГрадК РФ в будущей редакции исключает ГПЗУ из числа документации по планировке территории, разумно оставляя там лишь ППТ и ПМТ. Да и статья ГрадК РФ в гл. 5, посвященная ГПЗУ (ст. 44), утрачивает силу – ГПЗУ появляется в «информационной» гл. 7, ст. 57.3.

Ст. 57.3 ГрадК РФ предусмотрены уже более близкие к реалиям положения:

– ГПЗУ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции ОКС в границах земельного участка (ч. 1);

– источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в ГКН, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения (ч. 2).

Это интересно:  Коммунальный сервитут 2019 год

На сегодняшний же день, если строго следовать букве закона, подготовка ГПЗУ «осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры» и в прочих целях, указанных в ч. 1 ст. 41 ГрадК РФ, что, мягко говоря, не соответствует действительности.

2. Информация, содержащаяся в ГПЗУ

Действующая редакция ГрадК РФ раскрывает конкретное содержание ГПЗУ в восьми пунктах ч. 3 ст. 44. Будущая редакция ГрадК РФ (ч. 3 ст. 57.3) предусматривает уже 17 пунктов, которые должны содержаться в ГПЗУ. Но существенная разница, на мой взгляд, отсутствует (кстати, сети ИТО и красные линии, например, я встречал в чертежах ГПЗУ задолго до появления Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ), да и форма ГПЗУ после 1 июля 2017 г. не изменится.

Отмечу лишь то, что, судя по изменениям (особенно, если взглянуть на ч. 7 и ч. 8 ст. 57.3 ГрадК РФ), органы местного самоуправления начнут более серьезно подходить к обязанности указывать в ГПЗУ информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям ИТО.

Новая форма ГПЗУ была утверждена еще в 2016 г. – Приказ Минстроя России от 6 июня 2016 г. N 400/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка». Главным ее элементом (как и применительно к старой форме) для большинства субъектов градостроительной деятельности является чертеж ГПЗУ (п. 1 формы), который выглядит примерно так. Особое внимание уделяется месту допустимого размещения ОКС, т.н. «пятну застройки».

Зачастую ограничения, связанные с конкретным земельным участком, влекут выполнение чертежа ГПЗУ с таким «пятном застройки», который весьма неприятно удивляет правообладателя земельного участка (если, конечно, о соответствующих ограничениях он не знал ранее). А не знать о каком-либо ограничении (коих тьма) или иметь о каком-либо ограничении не вполне корректное представление – далеко не редкость в наших реалиях. Однако это уже другой вопрос (немного о нем здесь).

3. Получение ГПЗУ

Ч. 17 ст. 46 ГрадК РФ в действующей редакции, регулирующая процедуру выдачи ГПЗУ, отличается своей лаконичностью: «Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы».

Это влекло (и влечет до сих пор) огромное количество споров, в том числе и не доходящих до судов, относительно перечня документов, которые необходимо представить для подготовки и утверждения ГПЗУ, и перечня лиц, которые вправе обратиться с соответствующим заявлением.

С одной стороны, ВС РФ прямо указал, что: «подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица» (определение ВС РФ от 27 марта 2013 г. N 6-КГ12-11).

Да и многие административные регламенты такой позиции не противоречат. Примером может служить п. 14 раздела II административного регламента предоставления администрацией МО г. Краснодар муниципальной услуги «Выдача ГПЗУ», утв. постановлением администрации МО г. Краснодар от 6 июля 2012 г. N 5635: «Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги:

1) заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка, которое оформляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту (далее — заявление);

2) документ, удостоверяющий личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя юридического лица (паспорт), в случае обращения доверенного лица — доверенность и документ, удостоверяющий его личность (копия 1 экземпляр, подлинники для ознакомления);

3) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) ».

С другой стороны, как показывает практика, чем дальше населенный пункт находится от административного центра субъекта РФ, тем всё более странными тонкостями обрастает получение ГПЗУ – заявителю могут сообщить о необходимости представить топографическую съемку территории земельного участка, об иных сомнительных необходимостях. В некоторых субъектах РФ разъяснят, что существует плата за выдачу ГПЗУ.

ГрадК РФ в будущей редакции относительно вопроса получения ГПЗУ всё так же лаконичен. Следует лишь отметить, что в редакции, которая вступит в силу с 1 июля 2017 г., срок выдачи ГПЗУ составляет 20 рабочих дней (ч. 6 ст. 57.3 ГрадК РФ), в действующей редакции – 30 дней (ч. 17 ст. 46 ГрадК РФ).

Новая редакция ГрадК РФ предусматривает также положение о том, что если в соответствии с ГрадК РФ размещение ОКС не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача ГПЗУ для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого ОКС допускается только после утверждения такой документации по планировке территории (ч. 4 ст. 57.3 ГрадК РФ). Примером этому, полагаю, может служить комплексное освоение территорий – ч. 1 ст. 46.4 ГрадК РФ. По существу, речь идет о масштабных строительных проектах.

Смутило указание в ч. 5 ст. 57.3 ГрадК РФ именно на правообладателя земельного участка. Почему законодатель решил прямо исключить из перечня заявителей иных заинтересованных лиц – вопрос. Особенно, если рассматривать интересы потенциальных приобретателей земельных участков. Таким лицам, на мой взгляд, больше нужны превенции (механизмы ex ante ), а не право бегать ex post по нашим судам с разнообразными исками, узнав только впоследствии, что на земельном участке даже хозблок метр на метр нельзя возвести. Да и такие «забеги с исками» будут иметь смысл, по сути, только при наличии соответствующих заверений, условий об ответственности в договоре об отчуждении земельного участка.

Это интересно:  Какие права относятся к вещным правам 2019 год

4. Срок действия ГПЗУ

Однако с 1 июля 2017 г. применительно ко всем выдаваемым ГПЗУ устанавливается срок действия такого документа – 3 года со дня выдачи, ч. 10 ст. 57.3 ГрадК РФ: «информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается».

При этом прямо в законе не указано как быть в ситуации, если после выдачи ГПЗУ произойдут релевантные изменения. К примеру, изменятся правила землепользования и застройки (ПЗЗ на территории МО г. Краснодар так-то четыре раза изменялись за 2016 г.), и действующее регулирование станет в корне отличаться от информации, содержащейся в ГПЗУ. Будет ли возможность получить разрешение на строительство, представив ГПЗУ, выданный до изменений?

5. Если в ГПЗУ что-то забыли указать

Иногда специально, а иногда случайно, иногда это потом обнаруживается, а иногда нет – речь идет о забывчивости должностных лиц органов местного самоуправления при выдаче ГПЗУ, которые могут что-либо не указать в данном документе. Например, забудут про обязательный минимальный отступ от границ земельного участка, который составляет 5 метров (абстрактный пример), выдадут ГПЗУ с чертежом, который такие ограничения не содержит. А застройщик с учетом информации, содержащейся в ГПЗУ, ОКС и возведет, нарушив фактически правило о соответствующем отступе.

Главный нюанс заключается в том, что 1 сентября 2015 г. «с существенным нарушением» в п. 1 ст. 222 ГК РФ лишилось слова «существенным», а это, простите за тавтологию, весьма существенно. То есть строго по закону спорный ОКС будет являться самовольной постройкой даже в том случае, если при допустимом отступе в 5 метров это правило будет нарушено всего лишь на 1 метр (фактический отступ составит 4 метра). Не говоря уже о более серьезных нарушениях.

Далее, исходя из сегодняшних реалий, выделю следующие нюансы:

– запись о праве в ЕГРН о легитимности ОКС не свидетельствует;

– разрешение на строительство могут признать недействительным и после окончания строительства объекта, а могут и перепроверить ( sic !) разрешение на строительство в ходе строительства объекта;

– дело «Ижевское раздолье» хорошо показало, что если речь идет о безопасности, сноса постройки точно не избежать.

В общем, спорный ОКС будет являться самовольной постройкой. Ладно еще, если выдача незаконного ГПЗУ это часть некой «схемы», тогда может и нет проблемы в том, что недобросовестный застройщик пострадает.

Другой вопрос, если постройка является «несамовольно-самовольной» – должностные лица органа местного самоуправления действительно могут случайно забыть про какие-то ограничения, а лицо, которое возвело постройку, действительно может не знать о таких ограничениях. Судя по вышеуказанным нюансам, защитить себя т.н. «бумажками» (разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, выпиской из ЕГРН, etc .), скорее всего, не удастся. А последствием самовольного строительства является простая и печальная обязанность – снести постройку. Потенциальный максимум возможной гибкости в этом вопросе – не снести, а привести постройку в состояние, соответствующее всем обязательным требованиям, что в большинстве случаев будет не так-то и просто сделать в отношении оконченной строительством постройки.

Это, конечно, не означает «горе, всё снесут»: у органов местного самоуправления и без того дел хватает, как им выявлять и признавать свои ошибки при выдаче ГПЗУ и обращаться потом в суд с иском о сносе. Учитывая этот факт, многие, наверное, отметят, что мой пример оторван от жизни (в плане потенциального сноса).

Частично соглашусь. Но отмечу, что всего лишь несколько лет назад «ночь длинных ковшей» тоже могла показаться фантастикой. Да и можно обидеть (даже нехотя) какого-нибудь высоко сидящего гражданина, как сразу все нарушения станут явью.

Разумеется, никто не лишит права ссылаться на принцип estoppel , заявлять об истечении сроков исковой давности, но поможет ли?

Получается, что ГПЗУ – это интересная такая выписка. Очень важна, очень нужна, но лучше ее после получения все-таки сразу перепроверить (по возможности). Так как пусть это будет и 1 случай из 500, когда что-то важное в ГПЗУ не будет отражено, но последствия для соответствующего лица могут быть весьма неприятные в дальнейшем.

Статья написана по материалам сайтов: zakon.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector