+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Изъятие земельного участка для гос нужд ндс 2019 год

Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2012, N 26

Действующим законодательством за государством оставлено право при необходимости изымать для своих нужд земельные участки у собственника путем выкупа. Очевидно, что в подобной ситуации может иметь место переход права собственности. Но достаточно ли этого для того, чтобы признать изъятие земли операцией по реализации, облагаемой НДС, а компенсацию стоимости участка — доходами от реализации, увеличивающими базу по налогу на прибыль?

Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Случаи, в которых это допускается, перечислены в ст. 49 Земельного кодекса. При этом выкуп земли, а вместе с ней и расположенной на ней недвижимости носит принудительный характер, то есть производится помимо воли и желания ее собственника. Благо согласно п. 2 ст. 55 ЗК обязательным условием изъятия участка в государственных или муниципальных целях является предварительное и равноценное возмещение его стоимости. При этом, как разъяснил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 11, под последним следует понимать выкупную цену земельного надела. В свою очередь, согласно п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса и п. 4 ст. 63 Земельного кодекса в таковую входят: рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земель, включая те, которые обусловлены досрочным прекращением его обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода. Выкупная цена, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Основания и порядок возмещения убытков, причиненных изъятием земельных участков их собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, приведены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262.

Налог на прибыль

Согласно п. 4 ст. 279 Гражданского кодекса решение властей об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации. Причем собственник извещается о таковой уже по факту с указанием даты. Впрочем, подобное изъятие, как правило, предполагает переход права собственности на землю к новому владельцу.

Что же касается сумм, полученных организацией в качестве компенсации упущенной выгоды и прочих убытков, то они включаются в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 Кодекса. По крайней мере, таково мнение налоговой службы. Финансовое ведомство этот момент не уточняло.

Налог на добавленную стоимость

Между тем если руководствоваться арбитражной практикой, то ни НДС, ни налог на прибыль с суммы компенсации за изъятие имущества исчислять нет никакой необходимости.

В точности до наоборот

Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23 июня 2009 г. N 2019/09, взимание налога на прибыль с суммы компенсации, получаемой собственником земельного участка при его изъятии для государственных целей, нарушает принцип полного возмещения убытков. Между тем таковой не только закреплен в Земельном кодексе в отношении выкупа земли для госнужд, но и провозглашен Конституцией. Согласно ч. 3 ст. 35 Основного Закона страны принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Правда, необходимо отметить, что в деле, ставшем предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ, за взысканием компенсации в связи с изъятием земли и лишением права собственности на расположенное на ней имущество налогоплательщику пришлось обратиться в суд, который он и выиграл. И ревизоры в данном случае настаивали, что на дату вступления в силу судебного решения организация должна была включить присужденные суммы в состав внереализационных доходов по налогу на прибыль на основании п. 3 ст. 250 Налогового кодекса. Иными словами, инспекторы квалифицировали их как суммы возмещения убытков или ущерба, подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу. Тем не менее высказанная высшими судьями позиция имеет более широкое применение. В частности, как указали арбитры, то обстоятельство, что компенсация была получена на основании судебного акта, не меняет характера сложившихся между обществом и муниципалитетом правоотношений и не влияет на налоговые последствия получения этой суммы. Проще говоря, и без суда спорные суммы не подлежали включению в базу по налогу на прибыль.

Изъятие земельного участка для гос нужд ндс

Вопрос: О порядке применения налога на прибыль организаций и НДС при изъятии земельного участка с расположенным на нем зданием для государственных нужд.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос о порядке применения налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость при изъятии земельного участка с расположенным на нем зданием для государственных нужд и сообщает следующее.

В рассматриваемой ситуации необходимо отметить, что вопрос налогообложения указанных выше операций следует рассматривать исходя из юридической квалификации взаимоотношений сторон — налогоплательщика — собственника имущества и соответствующего органа исполнительной власти и его уполномоченного лица, которое осуществляет выплату выкупной цены и денежной компенсации за изымаемый для государственных нужд земельный участок с расположенным на нем зданием.

Вместе с тем по существу вопросов сообщаем.

1. По налогу на прибыль организаций

В соответствии с пп . 1 п. 1 ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Это интересно:  Аукцион земельных участков вологодской области 2019 год

Таким образом, исходя из норм п. 1 ст. 39 Кодекса в общем случае, если происходит возмездный переход права собственности на недвижимое имущество, то в целях налогообложения прибыли доходы от указанной операции учитываются в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг). Расходы, связанные с этой передачей, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль при соблюдении критериев п. 1 ст. 252 Кодекса.

Основания и порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием земельных участков, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» (далее — Правила возмещения собственникам земельных участков убытков).

Как правило, при изъятии земельного участка происходит переход права собственности на него. Смена собственника на земельные участки, в соответствии с действующим законодательством, подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

В связи с этим если меняется собственник земельного участка, то данная операция рассматривается в режиме реализации и в целях налогообложения прибыли выкупная цена за земельный участок, получаемая бывшим собственником участка, учитывается у него в составе выручки от реализации. При этом расходы, связанные с приобретением этого земельного участка, при надлежащем документальном оформлении учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Если по соглашению сторон собственнику участка компенсируются убытки за изъятие земельного участка, то денежные средства учитываются у него в составе внереализационных доходов.

В отношении порядка учета в целях налогообложения прибыли компенсации за сносимое здание сообщается следующее.

Если юридически возникающие между сторонами отношения квалифицируются как отношения по возмещению убытков при причинении вреда имуществу, то сумму компенсации за сносимое здание необходимо рассматривать в качестве возмещения причиненных убытков. В таком случае сумма возмещения в целях исчисления налога на прибыль должна рассматриваться в качестве внереализационных доходов.

Если же отношения между сторонами нельзя квалифицировать в вышеизложенном порядке (а именно налогоплательщик утрачивает право собственности на строения до их сноса), то их в целях исчисления налога на прибыль следует рассматривать в режиме реализации, поскольку в данном случае происходит передача права собственности на имущество на возмездной основе (ст. 39 Кодекса). В таком случае сумма компенсации за сносимые строения при исчислении налога на прибыль должна рассматриваться в качестве выручки от реализации имущества организации.

2. По налогу на добавленную стоимость

В соответствии с пп . 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

При этом операции по реализации земельных участков (долей в них), на основании пп . 6 п. 2 ст. 146 Кодекса, не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Следовательно, компенсационные выплаты, получаемые налогоплательщиками в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

На основании п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на товары.

Пунктом 2 ст. 153 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

В том случае, если налогоплательщиком-собственником осуществляется снос здания (то есть его уничтожение и списание с баланса) без передачи права собственности на это здание, то данная операция, на основании ст. 146 Кодекса, не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим сумма компенсации, полученная налогоплательщиком за сносимое здание, не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

При этом на основании пп . 2 п. 3 ст. 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые налогоплательщиком к вычету при приобретении (строительстве) здания, в периоде подписания акта о его сносе подлежат восстановлению в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Если налогоплательщиком осуществляется передача здания другому лицу, то данная операция признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом на основании п. 1 ст. 154 Кодекса исчисление суммы налога на добавленную стоимость производится исходя из налоговой базы, определяемой в размере денежной компенсации (включая упущенную выгоду), получаемой налогоплательщиком за это здание.

Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение — найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим «обидчикам» с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Изъятие для госнужд, или Вынужденная реализация

Действующие законы позволяют государству для реализации тех или иных проектов изымать для своих нужд земельные участки и иное имущество. Естественно, потерю права собственности компенсируют. Осталось только разобраться, как экс-владельцам объектов отразить в учете «предложение, от которого нельзя отказаться»?

Это интересно:  Вещное право гк рф статья 2019 год

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Наиболее яркими примерами таких действий государства является строительство олимпийских объектов в городе Сочи, автомагистралей и транспортных развязок в крупных городах, а также возведение других крупных объектов. Вполне логично, что очередная «стройка века» может развернуться в любом уголке нашей родины. А посему (чисто гипотетически) подобное сотрудничество с органами власти может стать явью для многих владельцев земли и недвижимости.

Правовые основы

Отношения, связанные с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, регулируются статьями 279–283 Гражданского кодекса. Кроме того, ряд статей Земельного кодекса (49, 57, 63) посвящен данной операции.

Напомним, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. При определении выкупной цены в нее включаются: рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества; все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ст. 281 ГК).

Правила возмещения собственникам земельных участков (землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков) убытков, причиненных изъятием этих участков, установлены постановлением правительства от 7 мая 2003 года № 262. В соответствии с этим документом плата за изымаемый участок включает в себя и убытки, а сам размер платы определяется согласно положениям гражданского законодательства, включая определение убытков и упущенной выгоды.

Как видим, из положений действующего законодательства следует довольно простой вывод: изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является самостоятельным основанием для прекращения различных земельных правоотношений.

Прибыльная сделка

Напомним, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Об этом говорится в статьях 247 и 248 Налогового кодекса.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлены статьей 251 Кодекса. Данный перечень является исчерпывающим. Следовательно, средства, полученные фирмами в качестве платы за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, по существу не соответствуют ни одному из видов доходов, предусмотренных данной статьей Кодекса.

Но как быть, если помимо земельного участка у налогоплательщика изымается еще и недвижимое имущество, например здание? Как известно, реализация продукции хозяйствующим субъектом – это передача на возмездной основе (в том числе обмен) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК).

Что касается сумм, полученных организацией в качестве компенсации упущенной выгоды и прочих убытков, то они включаются в состав внереализационных доходов на основании пункта 3 статьи 250 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектами обложения данным налогом являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. Налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованной продукции (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК).

Исходя из этого, Минфин приходит к «оригинальному выводу»: денежные средства, полученные фирмой в виде компенсации в связи с изъятием земельного участка и объекта недвижимости для муниципальных нужд, являются оплатой услуги, оказанной организацией при строительстве объекта. Проще говоря, у собственника «добровольно-принудительно» изъяли имущество – и этим он (экс-владелец) будто бы оказал облагаемую НДС услугу. А посему, по логике чиновников, указанные средства следует включать в налоговую базу по налогу в общеустановленном порядке.

Альтернатива есть!

Итак, официальная позиция Минфина заключается в том, что любые денежные средства, полученные из бюджета в связи с изъятием земельных участков и недвижимого имущества для госнужд, облагаются налогом на прибыль и НДС. Желание главного финансового ведомства наполнить казну «столь нетривиальным способом» вполне логично и понятно.

Однако по вопросу налогообложения данных операций существует и иная точка зрения. В частности, московские налоговики в письме от 9 апреля 2007 года № 19-11/31917 отмечают, что в соответствии со статьями 9–11 Земельного кодекса органы власти осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в соответствующей собственности (федеральной, субъекта РФ, муниципальной). К полномочиям властей относится изъятие земель для государственных и муниципальных нужд. Изъятие земельных участков, производимое по инициативе государства, без передачи права собственности и смены собственника, не признается реализацией.

В случае демонтажа ОС, находящегося на территории изымаемого участка, и внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о ликвидации имущества данная операция не будет признаваться реализацией. Полученные денежные средства (компенсацию) нельзя расценивать как средства, полученные от реализации продукции, либо как средства, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В то же время денежные средства, получаемые организациями в счет возмещения упущенной выгоды, что обусловлено прекращением получения дохода с изымаемых земель, нельзя расценивать как средства, полученные от реализации товаров, или как средства, связанные с оплатой реализованной продукции. Таким образом, возмещение упущенной выгоды при изъятии для госнужд земельных участков, находящихся в пользовании организаций, НДС не облагается.

Это интересно:  Использование земельных участков без предоставления и сервитута 2019 год

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И НДС ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА С РАСПОЛОЖЕННЫМ НА НЕМ ЗДАНИЕМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Если меняется собственник земельного участка, то данная операция рассматривается в режиме реализации и в целях налогообложения прибыли выкупная цена за земельный участок, получаемая бывшим собственником участка, учитывается у него в составе выручки от реализации. При этом расходы, связанные с приобретением этого земельного участка, при надлежащем документальном оформлении учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Таким образом, исходя из норм п. 1 ст. 39 Кодекса в общем случае, если происходит возмездный переход права собственности на недвижимое имущество, то в целях налогообложения прибыли доходы от указанной операции учитываются в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг). Расходы, связанные с этой передачей, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль при соблюдении критериев п. 1 ст. 252 Кодекса.

Основания и порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием земельных участков, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 »Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» (далее — Правила возмещения собственникам земельных участков убытков).

Как правило, при изъятии земельного участка происходит переход права собственности на него. Смена собственника на земельные участки, в соответствии с действующим законодательством, подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

Если по соглашению сторон собственнику участка компенсируются убытки за изъятие земельного участка, то денежные средства учитываются у него в составе внереализационных доходов.

В отношении порядка учета в целях налогообложения прибыли компенсации за сносимое здание сообщается следующее.

Если юридически возникающие между сторонами отношения квалифицируются как отношения по возмещению убытков при причинении вреда имуществу, то сумму компенсации за сносимое здание необходимо рассматривать в качестве возмещения причиненных убытков. В таком случае сумма возмещения в целях исчисления налога на прибыль должна рассматриваться в качестве внереализационных доходов.

Если же отношения между сторонами нельзя квалифицировать в вышеизложенном порядке (а именно налогоплательщик утрачивает право собственности на строения до их сноса), то их в целях исчисления налога на прибыль следует рассматривать в режиме реализации, поскольку в данном случае происходит передача права собственности на имущество на возмездной основе ( ст. 39 Кодекса). В таком случае сумма компенсации за сносимые строения при исчислении налога на прибыль должна рассматриваться в качестве выручки от реализации имущества организации.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

При этом операции по реализации земельных участков (долей в них), на основании пп. 6 п. 2 ст. 146 Кодекса, не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Следовательно, компенсационные выплаты, получаемые налогоплательщиками в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

На основании п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на товары.

Пунктом 2 ст. 153 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

В том случае, если налогоплательщиком-собственником осуществляется снос здания (то есть его уничтожение и списание с баланса) без передачи права собственности на это здание, то данная операция, на основании ст. 146 Кодекса, не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим сумма компенсации, полученная налогоплательщиком за сносимое здание, не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

При этом на основании пп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые налогоплательщиком к вычету при приобретении (строительстве) здания, в периоде подписания акта о его сносе подлежат восстановлению в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Если налогоплательщиком осуществляется передача здания другому лицу, то данная операция признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом на основании п. 1 ст. 154 Кодекса исчисление суммы налога на добавленную стоимость производится исходя из налоговой базы, определяемой в размере денежной компенсации (включая упущенную выгоду), получаемой налогоплательщиком за это здание.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Статья написана по материалам сайтов: pismochinovnika.ru, www.audit-it.ru, subschet.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector