+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Изменение вида права на земельный участок 2019 год

Владельцы земельных участков (ЗУ) нередко сталкиваются с потребностью в расширении полномочий по использованию надела. Для этого требуется внести изменение разрешенного использования земельного участка собственником.

Кто устанавливает и изменяет?

Выясним, кто устанавливает вид разрешенного использования земельного участка.

При выкупе (приватизации) участка, находящегося в аренде у муниципального образования, при его выделе или приобретении с торгов, вид разрешённого использования должен указываться в сопроводительной документации.

Виды использования ЗУ

Перед тем, как поменять вид разрешенного использования земельного участка узнаем, какие существуют классификаторы использования надела:

  • основной;
  • условно разрешённый;
  • дополнительный.

На основании регламента Приказа Минэкономразвития РФ № 540, от 01.09.14 г., основной вид использования отражает нормы, применимые к целевому назначению ЗУ, указанные в соответствующем классификаторе.

Это означает, что надел допускает использования исключительно в пределах регламента, который ориентирован на код целевого назначения. То есть, если земли сельскохозяйственного назначения предусматривают посадку огорода, бахчи и т.п. – здесь не допускается возведение капитального строения.

Дополнительный вид разрешённого использования всегда идёт приложением к иным видам и не требует специального оформления. На его основании допускаются незначительные самостоятельные действия, не требующие регистрации или иного юридического оформления.

Исходя из представленного примера, собственник, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе поставить лишь временную постройку для хранения сменной одежды или инвентаря.

Если же оформлен условно разрешённый вид использования – собственник вправе применить действия, существенно улучшающие качество имеющегося участка. При этом его действия:

  1. Требуют согласования с администрацией.
  2. Должны полностью соответствовать целевому назначению ЗУ (узнать об ответственности за нецелевое использование ЗУ можете здесь).
  3. Не нарушать регламента использования окружающего массива.

Например, на землях, предоставленных под насаждение сада (огорода), собственник вправе возвести небольшое капитальное строение под овощехранилище.

Но как поменять разрешенное использование земельного участка? Ответ на этот вопрос дан ниже.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

Причины и условия внесения изменений

Если владелец ЗУ не переоформлял, но ему требуется произвести перевод вида разрешенного использования земельного участка – следует действовать в соответствии с указанным ниже алгоритмом. Однако следует учитывать, что согласие административного органа предоставляется только по его усмотрению, при комиссионном рассмотрении и принятии решения большинством голосов.

Основными причинами изменения вида использования земельного участка могут служить потребность в расширении прав владельца ЗУ. Например, при обозначенном регламенте на возведённое жилое строение, заказчик планирует строительство культурно-спортивного комплекса. Либо планируется место для парковки, которая будет использоваться в коммерческих целях.

Если речь идёт о землях сельскохозяйственного и промышленного назначения, окружающий ландшафт и плодородие почв не должны пострадать. Так же учитывается соблюдение противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм при переводе разрешенного использования земельного участка.

Заявление

Чтобы произошла смена вида разрешенного использования земельного участка необходимо написать специальное заявление. Пишется на имя начальника департамента по градостроительству и архитектуре – для жителей столицы, а также – областных и краевых центров, подаётся в земельный отдел уполномоченному лицу, с регистрацией документа.

В заявлении указывают:

  • сведения о земельном участке;
  • место расположения;
  • сроки владения;
  • форму собственности;
  • кадастровые и технические характеристики.

В основном тексте указываются причины, согласно которым требуется процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка. Делается акцент, что вносимые изменения допускаются без ущерба для градостроительного контекста или окружающего массива земель и соответствуют целевому назначению земель, расширяя предусмотренный перечень допустимых действий в пределах установленных законодательством норм. В завершение ставится дата и подпись с расшифровкой.

Декларация

К заявлению прилагается заполненная декларация о смене разрешенного использования земельного участка. Она, как и заявление, составляется в свободной форме.

Вносимые сведения частично повторяются. Но декларация выполняет иную функцию.

Поэтому, кроме указанных сведений об участке и его собственнике, здесь требуется внести формулировку с просьбой о передаче сведений об изменении разрешённого использования земельного участка в регистрирующий орган населённого пункта.

Предварительно в тексте указывается просьба о замене основного вида разрешённого использования на условно разрешённый, с указанием причин. В завершение так же ставится дата и подпись заявителя.

Документы

Перед тем как изменить вид разрешенного использования земельного участка необходимо приложить:

Обозначенные документы подаются в виде копий. Исходя из нюансов ситуации, могут потребоваться справки или акты:

  • из отдела градостроительства и архитектуры;
  • из Росреестра;
  • от экспертов и иных уполномоченных инстанций.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Заявление рассматривается в течение 5 дней, после чего принимается решение о его отклонении или принятии к рассмотрению запроса заявителя. В случае отклонения составляется мотивированная выписка, в которой перечисляются основания отказа, с опорой на нормы законодательства.

Решение по запросу принимается административной комиссией на публичных слушаниях. Предварительно в СМИ публикуется дата слушаний, на которых рассматривается установление разрешенного использования земельного участка. Здесь же указывается повестка дня, с указанием тематики рассматриваемых заявлений.

При положительном исходе слушания по вопросу, правообладатель ЗУ получает административный акт, в котором указывается вынесенное решение, с указанием законодательных постановлений, на которые таковое опиралось. Этот акт прилагается к собранному ранее пакету документации, для обращения в регистрирующий орган на основании Федерального закона № 122-ФЗ от 27.07.97 г.

После получения выписки из протокола о разрешении переоформления вида использования, удостоверенного администрацией, требуется внести изменения в Росреестр. Для регистрации требуется обращение в отделение многофункционального центра по месту расположения ЗУ с заявлением и документальным приложением.

Процедура слушаний занимает период от 1 до 1,5 месяцев. Регистрация внесения изменений в Росреестр занимает не более 1 месяца.

Узнав, как сменить вид разрешенного использования земельного участка следует рассмотреть финансовые затраты и причины отказа.

Оплата пошлины

Все административные услуги исполняются безвозмездно и не требуют оплаты пошлины. Однако некоторые виды документов, требующиеся для приложения к заявлению, могут выполняться за соразмерную плату.

При регистрации в службе одного окна следует оплатить пошлину в размере 350 рублей. Квитанция об оплате прилагается к пакету документации, подаваемой регистратору.

Основания для отказа

Наличие нарушений регламента земельного или градостроительного законодательства, а также административных актов и нормативов – послужат причиной отказа. В иных случаях отказать могут на основании официальных заявлений, сделанных представителями организаций, на публичных слушаниях.

Иногда заявление возвращается до принятия в производство, с требованием переоформить его или внести дополнительные сведения. Также допускается требование дооформления поданного пакета документации или замены того или иного документа. В этом случае допускается повторная подача документации.

Главными основаниями для отказа являются:

  1. С обращением обратилось неправоспособное лицо.
  2. Сособственники или соседи заявителя высказали претензию.
  3. Недостаток документации.
  4. Документ имеет неправоспособный (испорченный) вид.

В целом основания отказа делятся на два типа:

  • исправимые, подлежащие восстановлению правоспособности;
  • категоричные, не допускающие получения разрешения.

Теперь вам известно, как изменить разрешенное использование земельного участка. Как показано в статье, изменение допускается, при соблюдении норм законодательства и алгоритма обращения к уполномоченным должностным лицам.

Порядок изменения вида использования земельного участка

Изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка – это неизбежная операция, требующаяся для того, чтобы получить право использовать свою землю для какой-либо цели, не предусмотренной ее действующим ВРИ.

Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, изменить ВРИ возможно только, если это предусмотрено местными правилами землепользования и застройки, утвержденными для данного муниципального образования.

Зачем менять ВРИ?

Разрешенный вид использования – это не просто слова. Собственник земли имеет право пользоваться своим участком только так, как это разрешено и зафиксировано в правоустанавливающих документах. Иные способы использования недопустимы.

Типичный пример. Собственник хотел бы построить на своем участке торговую точку. Однако данная земля имеет сельскохозяйственное назначение. Это означает, что выполнить свое желание он по закону не вправе. Возможно это станет только после смены ВРИ.

В действительности изменение ВРИ может потребоваться в силу самых разнообразных причин:

  1. Перепродажа земли. С изменением ВРИ вполне возможно увеличить стоимость участка в несколько раз. Например, если ранее землю можно было использовать только для сельскохозяйственных нужд, а после смены ВРИ на ней можно будет построить многоквартирный дом, то цена участка возрастет минимум в 3-4 раза.
  2. Строительство торговой точки или производственного предприятия. В этом случае земля будет приносить максимум прибыли даже в том случае, если конечной целью правообладателя станет ее перепродажа.
  3. Жилое строительство. Эта цель стоит перед огромным количеством землевладельцев, которые и хотели бы построить жилье на своей земле, но не вправе этого сделать до смены ВРИ.
Это интересно:  Пользование земельным участком без правоустанавливающих документов 2019 год

Использование земли вразрез с ВРИ чревато для правообладателя серьезным административным штрафом, который будет взиматься до тех пор, пока собственник не устранит выявленное правонарушение.

На данный момент предусмотрены следующие штрафы за данное правонарушение:

  1. До 1% от кадастровой оценки участка (не менее 10 тыс. руб.) за нецелевое его использование.
  2. До 0,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 3 тыс. руб.) за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения.
  3. До 1,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 20 тыс. руб.) за отсутствие строительства на земле, выделенной под ИЖС.

Что такое основные и условно разрешенные ВРИ?

Все виды разрешенного использования земель перечислены в классификаторе ВРИ. Каждый участок имеет присвоенный ему основной ВРИ, Однако, существуют также градостроительные регламенты, применяемые к каждой отдельно взятой территориальной зоне. И этим регламентом за конкретной территорией может быть закреплено несколько дополнительных видов условно разрешенного использования земель.

Главным отличием междуосновными ВРИ и условно разрешенными является то, что для использования земли, в соответствии с основным ВРИ, правообладателю не требуется ничье разрешение. Это право итак за ним закреплено правоустанавливающими документами. Иное дело условно разрешенные ВРИ. Чтобы получить право на любой из условно разрешенных ВРИ потребуется предварительное согласование с соответствующими органами местного самоуправления. Это в первую очередь касается капитального строительства.

Порядок изменения ВРИ

Этап 1: подготовка документов

Собственнику земельного участка необходимо тщательно подготовиться к процедуре, заранее собрав все документы. В частности следует обратиться в местную адимнистрацию, чтобы уточнить: имеется ли соответствующее постановление, на основании которого может быть осуществлено изменение ВРИ.

Помимо этого потребуются:

  1. Заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Его заполняет собственник и подает в местную администрацию на имя ее главы.
  2. Паспорт или иной документ, подтверждающий личность землевладельца.
  3. Если землевладелец – юридическое лицо, предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  4. Если интересы заявителя представляет третье лицо (адвокат), прилагается копия его паспорта и нотариально заверенная доверенность, в которой точно перечислены все полномочия представителя.
  5. Выписка из ЕГРП, подтверждающая право собственности и содержащая все основополагающие характеристики участка, а также документ, на основании которого это право было приобретено: завещание, купчая, дарственная и т.д.
  6. Ситуационный или адресный план участка, исходя из которого можно легко определить, где именно находится сам участок и смежные с ним.
  7. Согласование с арендодателем вопроса изменения ВРИ, если участок находится в долгосрочной аренде, а заявление подает от своего имени арендатор.
  8. Если на участке имеются какие-либо капитальные строения (объекты недвижимости), то к заявлению прилагаются правоустанавливающие документы и на них.
  9. Проект планировки той территории, к которой относится данный участок.

Этот перечень – основной. В зависимости от конкретного ВРИ, список может быть расширен. Чтобы не потратить время впустую, лучше всего заблаговременно уточнить полный перечень в местной администрации, а также ознакомиться с формой заявления и другими обязательными формами.

В общем случае заявление и все приложения к нему в администрацию подает сам землевладелец. Однако с его согласия это могут сделать доверенное лицо (при наличии нотариально заверенной доверенности), а также арендаторы. Документы можно отправить и Почтой России.

В том случае, когда заявитель или его доверенное лицо подают документы в приемной администрации, взамен выдается расписка в получении, на которой поставляется полный перечень принятых документов, а также дата и подпись уполномоченного лица.

Срок рассмотрения заявления ограничен. В общем случае он не может быть дольше 60 дней, но если рассмотрение вопроса не требует организации и проведения публичных слушаний, тогда заявление рассматривают и принимают по нему решение в течение не дольше 30 дней.

Общего закона, согласно которому за изменение ВРИ взимается госпошлина в установленном размере – нет. Однако, на местном уровне вполне могут издаваться постановления, по которым за изменение ВРИ может взиматься в пользу бюджета субъекта федерации установленная сумма. Уточнить этот вопрос следует там же, куда и подается заявление вместе с приложениями к нему.

Этап 2: получение решения

После рассмотрения поданного землевладельцем или его доверенными лицами заявления, глава администрации принимает решение об удовлетворении или отказе в изменении ВРИ. Чтобы получить решение, необходимо явиться в администрацию и предъявить паспорт или доверенность. И решение, и отказ выдаются только в письменной форме. Отказ обязательно должен быть мотивированным, а при несогласии землевладельца с ним документ можно использовать для оспаривания в суде или в вышестоящей инстанции.

Для собственника участка решение администрации является основанием для внесения изменений в ЕГРН. При этом сведения в Росреестр подает местная администрация, которая и вынесла такое решение.

Этап 3: внесение изменений в ЕГРН

С момента, когда администрация направляет в Росреестр сведения о принятом решении об изменении ВРИ, в отношении какого-либо земельного участка, должно пройти не более 15 дней до внесения изменений в ЕГРН. Этот регламент принят в отношении межведомственного информационного взаимодействия. Далее закон отводит только 5 дней на то, чтобы уведомить о внесении изменений правообладателя. Уведомление отправляется по известному адресу (электронному или обычному), согласно Приказу №173 от 25.03.2016 г. Минэкономразвития России, а также ст. 34 ФЗ №218.

Если в обозначенный срок правообладатель не получил официального уведомления, он вправе лично обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением о внесении изменений (ст. 33 ФЗ №218). В этом случае Росреестр направляет в течение 3 дней с момента получения заявления запрос в местные органы государственной власти и самоуправления для получения информации, а в течение 5 дней уведомление о внесении изменений направляется заявителю.

Собственнику следует иметь в виду, что по итогам изменения ВРИ, может существенно измениться кадастровая стоимость участка, а в соответствии с этим изменится в большую сторону и размер земельного налога. Оспорить завышенную, по мнению правообладателя, кадастровую стоимость можно в Росреестре и в суде, согласно Ф №135 от 29.07.1998 г.

Как быстро изменить ВРИ?

Тем, кто никогда не сталкивался с процедурой смены ВРИ, сложно представить себе этот процесс на практике. В первую очередь сложность состоит в том, что взаимодействовать приходится с местным землеустроительным комитетом. Для того, чтобы заявление и приложения к нему были приняты в кратчайшие сроки к рассмотрению, необходимо крайне тщательная предварительная подготовка.

Администрация местного муниципалитета вправе отказать заявителю при выявлении любых несоответствий и ошибок в поданных документах. А, как показывает практика, такие ошибки выявляются регулярно. Ошибочно напечатанные даты, искаженные сведения, опечатки и т.д. Убедиться в том, что ваш пакет документов и заявление соответствует действующим требованиям, лучше заранее. Сделать это просто – обратитесь к земельному юристу за консультацией. Специалист проверит ваш пакет документов и даст рекомендации, либо предложит действовать далее от вашего имени.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка, если возникла необходимость, например, на не предназначенной для жилищного строительства земле построить многоквартирный дом или коттедж? Ведь ваш участок может существенно вырасти в цене, если изменится его целевое назначение! Вот об этом мы и расскажем в нашей статье.

Виды разрешенного использования земли

Если посмотреть в свидетельство о праве на участок, можно увидеть там и категорию земли, и ее назначение. Современный Земельный кодекс выделяет 7 земельных категорий (сельхозназначения, населенных пунктов, жилые зоны и пр.), каждая из которых, в свою очередь, может делиться на виды разрешенного использования.

Так, земли сельхозназначения могут использоваться:

  • для фермерской деятельности;
  • рыбоводства;
  • огородничества;
  • садоводства;
  • развития личного хозяйства.

Земли населенных пунктов могут делиться на такие виды использования, как:

  • жилые зоны;
  • производственные;
  • общественно-деловые;
  • зоны специального назначения и другие.

Жилые зоны тоже имеют градацию. В них включаются зоны застройки:

  • индивидуальными жилыми домами;
  • жилыми малоэтажными домами;
  • жилыми среднеэтажными домами;
  • жилыми многоэтажными домами;
  • другими жилыми постройками.

В частном обороте находятся преимущественно земли населенных пунктов и сельхозназначения, поэтому они чаще всего и претерпевают изменения категории либо вида разрешенного использования.

Зачем менять назначение земли?

Для каждого участка земли государством установлена цель его использования, и пользоваться этим участком не по назначению нельзя. Нельзя построить на своем приусадебном участке магазин, а на землях сельхозназначения — многоквартирный дом.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка применяется, например, чтобы:

  • заработать на перепродаже (земли населенных пунктов оцениваются намного дороже земель сельхозназначения);
  • организовать на своем подсобном участке производственное предприятие или торговую точку;
  • построить многоквартирный дом на участке, который предназначен для ведения подсобного хозяйства;
  • застроить участок сельхозназначения жилыми домами.
Это интересно:  Какие бывают права на земельный участок 2019 год

Если не произвести изменения разрешенного использования земельного участка, но в то же время использовать его не по назначению, можно оказаться привлеченным к административной ответственности. Наказанием за это может быть, в соответствии с Административным кодексом, штраф в размере:

  • до 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10000 рублей — за нецелевое использование земли (например, на приусадебном участке построен магазин);
  • до половины процента кадастровой стоимости участка, но не меньше 3000 рублей — за неведение сельхоздеятельности на предназначенном для этого участке (например, пашня давно не используется);
  • до полутора процентов кадастровой стоимости участка, но не меньше 20000 рублей — за то, что на участке, выделенном под индивидуальное жилищное строительство, ничего не строится.

Порядок проведения изменения

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка установлен российским Земельным кодексом — ст. 8. По правилам этой статьи решение о смене категории или вида разрешенного использования участка принимается местной администрацией, которая наделена такими полномочиями.

Если в вашей местной администрации есть земельный комитет, то обращаться нужно именно туда. Если нет, то искать его нужно либо в районной, либо в городской или областной администрации. Сейчас к тому же у каждой администрации есть официальный сайт, поэтому основную информацию можно получить не выходя из дома.

И в любом случае перед тем, как изменить вид разрешенного использования земельного участка, нужно уточнить в земельном комитете список документов, необходимых для этого, так как перечень документов, требования к ним и градостроительные регламенты разрабатываются каждой администрацией самостоятельно.

Процедура изменения вида использования может пойти как с изменением категории земель, так и без такового. Изменение категории обязательно потребуется, если категория вашего участка не может иметь вида использования, который вы хотите применять к нему. Например, не получится на земле сельхозназначения построить многоэтажку, так как она должна быть расположена в жилой зоне населенного пункта, следовательно, участок должен принадлежать к землям населенных пунктов.

Изменение категории участка

Процесс изменения категории земли подчиняется требованиям Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Для смены категории земли нужно обращаться в земельный комитет вашей администрации с ходатайством, в котором следует указать:

  • кадастровый номер участка;
  • действующую и предполагаемую категорию участка;
  • мотивы перевода;
  • сведения о правах на участок (кто правообладатель, обременения участка).

К ходатайству обязательно прикладываются:

Скачать форму согласия
  • выписка из ГКН (кадастровый паспорт участка, который можно оформить в кадастровой палате или многофункциональном центре);
  • копия вашего паспорта (для предпринимателей и предприятий — выписка из налоговой инспекции);
  • выписка из ЕГРН (документ о зарегистрированных правах на участок, который оформляется в Управлении Росреестра или многофункциональном центре);
  • заключение экологической экспертизы (уточните в земельном комитете, требуется ли вам его предоставлять);
  • согласие владельца участка на перевод его в другую категорию.

Попросите в земельном комитете список документов, которые вам нужно представить дополнительно, в письменном виде и методично начинайте собирать, не забывая сравнивать реквизиты. Ведь даже незначительная ошибка или описка может послужить в дальнейшем основанием для отказа в переводе.

Акт о переводе участка в другую категорию должен быть вам выдан не позднее чем через 2 месяца после дня подачи ходатайства с приложенными документами. Если вам откажут в переводе необоснованно, то смело обращайтесь в суд и обжалуйте отказ.

Изменение целевого назначения

А как изменить вид разрешенного использования земельного участка,если перевода из одной категории в другую не требуется?

Примерный алгоритм таков: в земельный комитет вы представляете заявление о смене вида использования вашего участка с пакетом документов. Какие именно документы нужны, уточните в земельном комитете. Однозначно вам понадобятся документы на участок — кадастровый паспорт и свидетельство на собственность.

Каждой городской или районной администрацией разрабатывается и утверждается градостроительный регламент. Приложением к регламенту являются правила землепользования и застройки, в которых четко прописывается весь алгоритм изменения вида использования участка.

Если вашей администрацией правил землепользования и застройки не утверждено или ваш участок не подчиняется градостроительному регламенту, вам нужно официально направить запрос о смене вида разрешенного использования участка на имя главы местной администрации. Запрос нужно направить обязательно заказным письмом с уведомлением либо вручить лично под подпись.

На основании требований устава вашего района, города или поселка глава администрации обязан провести публичные слушания по вопросу смены разрешенного использования земли и с учетом результатов принять решение.

Публичные слушания должны пройти не позже месяца со дня подачи заявления, и их проведение должны будете оплатить вы (на основании 39 статьи Градостроительного кодекса). При этом, так как законодательно не установлены правила изменения вида разрешенного использования земельных участков с перечнем документов, а есть лишь ссылки на градостроительные регламенты и уставы муниципальных образований, вам стоит обзавестись текстами и этих документов.

Условно разрешенное использование

Разрешенное использование участков может быть 3 видов:

  • основное;
  • условно разрешенное;
  • вспомогательное.

Условно разрешенное пользование землей отличается от основного тем, что его выбор требует согласования, в то время как для основного согласования не требуется. Примером такого использования может быть расположение офисного здания на участке или временного торгового киоска.

Для предоставления такого вида использования земельного участка статьей 39 Градостроительного кодекса установлен следующий порядок:

  1. Собственник подает в комиссию земельного комитета заявление о предоставлении условно разрешенного вида использования земли.
  2. В соответствии с уставом района (города) проводятся публичные слушания по этому вопросу.
  3. Участники слушаний представляют комиссии свои предложения и замечания.
  4. Глава администрации муниципалитета с учетом результатов слушаний принимает решение по заявлению. Если решение принято не в вашу пользу, вы имеете право оспорить его в суде.

Надо сказать, что сейчас процедура изменения вида разрешенного использования заметно проще той, которая применялась до 2010 года, т. к. законодатели упразднили множество бюрократических процедур.

Как действует право собственности на земельный участок

Каждый человек, имеющий право распоряжаться какой-либо недвижимостью на свое усмотрение, должен иметь соответствующие документы, которыми будет подтверждаться такая возможность.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В частности, граждане часто не понимают, что представляет собой содержание права собственности на земельный участок и как регулируется этот вопрос в 2019 году.

Общие понятия

Право собственности на земельный участок в России предоставляется другим лицам на основании безвозмездного или же возмездного перехода прав. Бесплатно государственные или же муниципальные органы определенного региона могут передать права собственности посредством приватизации, в то время как возмездная передача представляет собой проведение процедуры выкупа.

Полномочия владельца в данном случае в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в территориальном отделении Росреестра, а впоследствии соответствующая информация должна вноситься в Государственный кадастр.

Юридическая база покупки земельных участков в частную собственность предусматривает добросовестное оформление всех необходимых документов, при получении которых собственник получает возможность свободно распоряжаться указанной территорией на свое усмотрение.

Данный вид титульного владения предоставляет максимальные возможности владельцу, а именно:

  • продажа, дарение или обмен;
  • передача родственникам по наследству;
  • предоставление в качестве объекта аренды;
  • оформление в качестве залога для получения займа.

Данное право точно так же, как и другие виды титульного владения, предусматривает использование указанной территории исключительно в соответствии с ее целевым назначением, а также установленной категорией.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Центральные нюансы процедуры

Для того, чтобы не столкнуться с какими-либо сложностями, стоит запомнить хотя бы ключевые особенности проведения данной процедуры, предусмотренные действующим законодательством.

Возникновение оснований

Право собственности на определенную территорию появляется у граждан при наличии огромнейшего количества оснований. В преимущественном большинстве случаев это происходит по причине оформления соответствующей сделки и подписания договора купли-продажи, дарения, обмена или вступления в права наследства.

Приобретение права собственности может осуществляться за счет вынесения решения со стороны муниципальных или государственных органов. Нередко физическое или юридическое лицо изначально берет какую-либо территорию у государства в аренду, после чего использует ее в соответствии с целевым назначением, а потом через определенный промежуток времени просто выкупает ее за установленную стоимость.

Также часто право собственности появляется за счет вступления в наследство, что осуществляется также как физическими, так и юридическими лицами.

Самый редкий вариант приобретения прав собственности на недвижимость на территории России – это вступление в силу приобретательной дальности. Другими словами, если человек не является собственником территории, но при этом ухаживает за ней на протяжении 15 лет, поддерживая ее в хорошем состоянии, у него есть полное право на то, чтобы заявить о переходе права собственности.

Это интересно:  Выкуп земельных участков в костромской области 2019 год

Статьи из законодательства

В соответствии с нормами, указанными в статье 25 Земельного кодекса, право собственности на какие-либо земельные участки появляется у граждан на тех основаниях, которые предусматриваются различными федеральными законами и гражданским законодательством, а также регистрируются в соответствии с действующим законодательством.

Анализ норм, установленных действующим законодательством, показывает, что основания, по которым у гражданина может возникнуть право частной собственности на какие-либо земельные участки, могут представлять собой самые разнообразные юридические факты, которые в преимущественном своем большинстве образуют сложные фактические составы. При этом образование последних в преимущественном большинстве случаев связано с общими правилами, указанными в статье 8 Гражданского кодекса.

Роль документов в деле

Правоустанавливающие документы – это бумаги, подтверждающие наличие у определенного гражданина права распоряжаться указанным имуществом.

К числу таких документов можно отнести:

  • решения, выносящиеся специализированными государственными органами или территориальной администрацией о передаче земельного участка, а также различные акты приема-передачи участков;
  • выписки, сделанные из похозяйственной книги, в которых указывается отметка, подтверждающая передачу земельного участка;
  • всевозможные соглашения, которые оформляются в процессе оформления земельных сделок;
  • решения, принимаемые местными совхозами, связанные с передачей различных земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности;
  • свидетельства, подтверждающие наличие права собственности на земельный участок, которые были предоставлены гражданину до 1998 года;
  • свидетельства, подтверждающие право пожизненного наследуемого владения земельным участком или же бессрочное использование территории;
  • свидетельства, подтверждающие право на получение имущества в качестве наследства.

Как регулируется аренда земельного участка по ГК РФ — юристы рассказали тут.

Оригинальный образец любого из вышеуказанных документов в случае предъявления в соответствующие государственные органы будет представлять собой доказательство того, что у соответствующего гражданина есть правомочия для приватизации определенной земли, и именно эти бумаги будут являться основанием для выдачи документов, официально подтверждающих право собственности на имущество конкретного лица.

Порядок регистрации

Заявление на получение права собственности на какой-либо земельный участок подается в территориальное отделение Росреестра или же многофункциональный центр. При этом нужно правильно понимать, что многофункциональный центр сам по себе не является регистрирующей службой, а выступает только в качестве посредника между обратившимся гражданином и сотрудниками Росреестра.

Вне зависимости от того, куда будет подаваться обращение, нужно будет собирать одни и те же документы для получения права собственности, и точно так же никоим образом не меняется сумма государственной пошлины.

Отдельное внимание в данном случае следует уделить тому, что реквизиты для оплаты государственной пошлины будут разными. В то же время срок обработки документации при обращении в Росреестр составляет 7 рабочих дней, в то время как через многофункциональный центр придется подождать еще пару дней.

В качестве объекта купли-продажи может выступать только тот участок, который ранее был поставлен на кадастровый учет. В процессе оформления государственного кадастрового учета каждой отдельной территории в обязательном порядке присваивается уникальный кадастровый номер.

Как получить право собственности на земельный участок

Если участок был получен до 1990 года, то в таком случае можно обратиться в государственные органы и воспользоваться правом упрощенной приватизации на основании Федерального закона №37 «Об упрощенном оформлении…». Для проведения данной процедуры вызывается уполномоченный инженер из ФУЗ, который должен будет провести процедуру межевания и прочие технические работы, на основании которых оформляется выписка из кадастрового паспорта, а также соответствующая копия кадастрового плана.

Если участок был получен на правах аренды, то в таком случае нужно обратиться в территориальный муниципальный орган для того, чтобы получить постановление о передаче имущества в частную собственность.

Безвозмездное оформление арендованных участков в частную собственность осуществляется только один раз в жизни, в связи с чем, если ранее оформлялись уже права собственности на арендованную землю, получить земельный участок можно будет исключительно за кадастровую стоимость.

Если недвижимость была получена в качестве предмета наследства, по договору дарения или после приобретения у частных собственников, то в таком случае на руках у заявителя должна присутствовать правоустанавливающая документация, которую нужно будет передать уполномоченным сотрудникам регистрационного центра вместе с заявлением и выпиской, сделанной из кадастрового паспорта.

Прочие оговорки по условиям

Помимо вышеописанного, действующее законодательство предусматривает еще несколько тонкостей, которые нужно учитывать в процессе оформления прав собственности.

Содержание, субъект и объект

Субъектом данного права принято называть лицо, распоряжающееся земельным участком по закону. В процессе регистрации данного статуса правообладатель в обязательном порядке должен будет получить свидетельство о праве собственности, которое в дальнейшем будет использоваться в качестве удостоверяющего документа.

Помимо этого, правомочие определенного лица устанавливается правоустанавливающими бумагами, на основании которых появилось право распоряжения участком.

В частности, это касается:

  • актов о выделении земли;
  • гражданские договора о проведении имущественных сделок;
  • решение, принятое судом или территориальной администрацией;
  • свидетельство о вступлении в наследство.

Под объектом подразумевается соразмерная часть земли, находящаяся в собственности определенного гражданина на основании официально зарегистрированной информации.

Особенности и общая характеристика

Участок, принадлежащий определенному лицу, отличается от остальных землепользователей наличием развернутого правового содержания, максимально расширяющего права на использование данной территории. В отличие от остальных категорий правообладателей, частный собственник имеет собственные формы оперирования территорией, но для этого должна быть проведена процедура приватизации.

В частности, если предусматривается расширение каких-либо проектов или творческих планов, предусматривается внесение корректировок в категорию земельного участка, а также его целевое назначение или разрешенное использование.

Внесение таких кардинальных изменений в статус земельного участка устанавливается возможностями владельца, которые практически ничем не ограничиваются. Вне зависимости от того, по какой причине появилось право собственности, общим для любых правообладателей является необходимость регистрации прав собственности, а также последующее внесение такой информации в кадастровые записи.

Правила реализации и перехода

Любые сделки с земельными участками должны проводиться исключительно в письменной форме. Так как в качестве предмета оформляемого соглашения может выступать исключительно то имущество, которое было индивидуально определено, договор оформляется с кадастровым паспортом, отсутствие которого приводит к признанию проведенной операции недействительной.

Все сделки, проводимые с земельными участками, в обязательном порядке регистрируются уполномоченными государственными органами. Данные о проведении таких операций в обязательном порядке должны указываться в государственном реестре прав на недвижимость.

Сделки дарения или обмена проводятся в соответствии с правилами Гражданского кодекса, и какого-либо особого порядка для проведения таких операций земельным законодательством не предусматривается.

В чем скрыта связь

В соответствии с действующим законодательством земельный участок и недвижимость, которая на нем расположена, представляет собой самостоятельные объекты права. При этом между ними устанавливается тесная правовая связь, выражающаяся в нескольких аспектах.

В первую очередь, для того, чтобы у человека возникли права на определенную недвижимость, он должен являться собственником земельного участка, который под ней находится.

Также при включении этих объектов в имущественный оборот их судьба будет подчиняться принципу следования, в соответствии с которым определенная территория следует судьбе недвижимости, которая на ней находится. Таким образом, отчуждение недвижимости не предусматривается без отчуждения земельного участка.

Отказ, прекращение и отчуждение

Любые основания, по которым могут прекратить права собственности на какие-либо земельные участки, довольно подробно прописаны в действующем законодательстве.

В связи с этим в преимущественном большинстве случаев прекращение права собственности происходит в следующих ситуациях:

  • отказ от права собственности на определенный земельный участок со стороны его официального владельца;
  • отчуждение территории в пользу каких-либо других граждан;
  • принудительное отчуждение территории в пользу государственных органов.

Таким образом, человек может отказаться самостоятельно от частной собственности на определенную территорию или данная процедура может быть проведена в принудительном порядке.

Правила оформления аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения перечислены далее.

Как проводится временный кадастровый учет земельного участка — смотрите тут.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Статья написана по материалам сайтов: law03.ru, nsovetnik.ru, 1kvartirka.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector