+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Обжалование отказа в выкупе земельного участка

Заявление о признании недействительным отказа уполномоченного органа в выкупе земельного участка

В [наименование арбитражного суда]

Заявитель: [Наименование полностью]
[адрес, телефон, адрес электронной почты, ИНН, ОГРН]

Заинтересованное лицо:
[Наименование уполномоченного органа власти]
[адрес, телефон, адрес электронной почты]

[Число, месяц, год] по договору купли-продажи N [значение] [краткое наименование заявителя] приобрел у [наименование/Ф. И. О. продавца полностью] в собственность [указать объект недвижимости] площадью [значение] кв. м, находящееся по адресу [вписать нужное] (далее — объект недвижимости). Объект недвижимости был передан заявителю по акту приема-передачи от [число, месяц, год].

Согласно пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, расположен на земельном участке площадью [значение] кв. м, кадастровый номер [значение], являющемся собственностью [указать собственника]. Указанный земельный участок передан [краткое наименование заявителя] в пользование на основании договора аренды от [число, месяц, год] N [значение].

[Число, месяц, год] заявитель обратился в [наименование уполномоченного органа власти] с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером [значение] в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.

Письмом N [значение] от [число, месяц, год] [наименование уполномоченного органа власти] сообщило об отказе в предоставлении в собственность земельного участка. Основанием для отказа явился довод о [вписать нужное].

Заявитель с доводами, изложенными заинтересованным лицом, не согласен в связи с тем, что [указать позицию заявителя со ссылками на соответствующие нормы права].

Поскольку согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, то отказ [наименование уполномоченного органа власти] в предоставлении в собственность земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность либо аренду для исполнительных органов власти и местного самоуправления является обязательным. В противном случае лицо, подавшее заявление о выкупе участка, занятого находящимися в его собственности зданиями, строениями, сооружениями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, прошу:

1. Признать незаконным решение [наименование уполномоченного органа власти] об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью [значение] кв. м с кадастровым номером [значение].

2. Обязать [наименование уполномоченного органа власти] устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, необходимых для принятия решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка [значение] кв. м с кадастровым номером [значение], и направления заявителю договора купли-продажи земельного участка.

1. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов.

2. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

3. Выписка из ЕГРП на объект недвижимости, находящийся на земельном участке.

4. Выписка из ЕГРП на земельный участок.

5. Договор купли-продажи объекта недвижимости.

6. Копия заявления о предоставлении в собственность земельного участка.

7. Копия письма уполномоченного органа власти с отказом о предоставлении в собственность земельного участка.

8. Документы, подтверждающие доводы истца.

9. Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.

10. Выписки из ЕГРЮЛ.

11. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.

[должность, подпись, инициалы, фамилия представителя заявителя]

Выкуп земельного участка (Атабекян А.М.)

Дата размещения статьи: 28.04.2015

Право на выкуп земельного участка. Порядок выкупа земельного участка

Российским законодательством предусмотрено преимущественное право собственника здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, приобрести такой земельный участок в собственность. Такое право установлено в части 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), в соответствии с которой исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Для реализации своего права собственник здания, строения, сооружения обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. К заявлению необходимо приложить документы, Перечень которых установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».

 

Согласно этому Приказу собственники зданий, строений, сооружений представляют в соответствующий исполнительный орган следующие документы:
— «документ, удостоверяющий личность заявителя;
— нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здания, строения, сооружения, если права на такие здания, строения, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

При этом согласно части 4 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Таким образом, заявитель вправе не представлять документы, которые должны запрашиваться органом государственной власти или местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия.

К таким документам, в частности, относятся:
— выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (в случае если с заявлением о выкупе земельного участка обращается индивидуальный предприниматель);
— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (в случае если с заявлением о выкупе земельного участка обращается юридическое лицо);
— выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке;
— выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на приобретаемый земельный участок;
— кадастровый паспорт земельного участка.

Согласно части 3 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Таким образом, в случае отказа заявителю в выкупе земельного участка по причине непредставления заявителем документов, не указанных в перечне, отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Обжалование отказа в выкупе земельного участка в судебном порядке

Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Если в установленный в пункте 6 статьи 36 ЗК РФ срок проект договора купли-продажи не будет подготовлен либо заявителю будет предложено заключить вместо договора купли-продажи договор аренды земельного участка, указанное бездействие либо незаконное решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.
В этом случае судебное обжалование решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность либо бездействия будет осуществляться по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) в случае обжалования решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность или бездействия гражданином либо главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) в случае обжалования решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность или бездействия индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Это интересно:  Госпошлина на уточнение границ земельного участка

В соответствии с пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Для обжалования решения об отказе (либо обжалования бездействия) в предоставлении земельного участка в собственность гражданину необходимо обратиться в суд по месту нахождения соответствующего органа либо по своему месту жительства с заявлением. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

Требования в заявлении следует сформулировать следующим образом:
— признать решение (указать дату решения, наименование соответствующего органа) об отказе в предоставлении земельного участка (указать кадастровый номер и адрес земельного участка) в собственность либо бездействие в неподготовке проекта договора купли-продажи земельного участка незаконным;
— обязать (указать наименование соответствующего органа) принять решение о предоставлении земельного участка в собственность/подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
Срок обращения гражданина в суд с соответствующим заявлением составляет 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Указанный срок начинает течь с момента получения решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность на руки либо со дня получения решения по почте.
Следует отметить, что некоторые суды общей юрисдикции квалифицируют подобные споры как споры о праве, поэтому гражданину необходимо подавать заявление в суд по месту нахождения земельного участка. В этом случае такой спор будет рассматриваться по правилам искового производства.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях оспаривания решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность или бездействия индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо обращается в соответствующий арбитражный суд с заявлением.
Срок обращения в суд также составляет 3 месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении права. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по соответствующему ходатайству заявителя, если суд сочтет причину пропуска срока на обращение в суд уважительной.

В заявлении необходимо указать, каким образом принятое решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность либо бездействие нарушает права заявителя.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
На практике встречаются случаи, когда в результате незаконного бездействия соответствующего органа возрастает размер выкупной цены земельного участка.

Например, до 1 июля 2012 года действовал льготный выкуп земельных участков, порядок которого регламентирован Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Собственник здания, строения, сооружения, реализуя свое право на льготный выкуп, обращается в соответствующий орган в период действия льготного выкупа, то есть до 1 июля 2012 года. В свою очередь, орган, необоснованно затягивая сроки подготовки проекта договора купли-продажи, по истечении действия льготного выкупа направляет заявителю соответствующий проект договора купли-продажи. При этом орган в проекте договора купли-продажи указывает размер выкупной цены выше, чем она должна была быть, то есть размер выкупной цены орган рассчитывает уже не по льготной ставке. Таким образом, в результате незаконного затягивания сроков подготовки проекта договора купли-продажи заявитель, имеющий право на льготный выкуп, по сути, его лишается.
Гражданину, оказавшемуся в подобной ситуации, необходимо знать следующее.
После получения проекта договора купли-продажи с указанием размера выкупной цены выше льготной нужно направить протокол разногласий к указанному проекту договора купли-продажи с указанием льготного размера выкупной цены земельного участка. Если по истечении 30 дней указанный протокол разногласий будет отклонен органом либо заявитель не получит извещение о результатах рассмотрения протокола, то заявитель вправе передать возникшие разногласия на рассмотрение суда. Для этого заявителю необходимо обратиться в суд с исковым заявлением об определении судом условий договора купли-продажи земельного участка, а именно об обязании изложить пункт договора купли-продажи, устанавливающий размер выкупной цены земельного участка, в соответствии с протоколом разногласий (то есть по льготной цене).

Литература

1. Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации».
2. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».
3. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
4. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Решение суда об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка № 2-39/2017 (2-2411/2016;)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснокамск Пермского края 16 января 2017 года

Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Поповой Л.А.,

с участием истца Есаулова В.И.,

представителя истца Бойко П.В.,

представителя ответчиков Стефаненко А.С.,

третьего лица Есауловой Л.И.,

при секретаре Ярыгиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Есаулова Владимира Ильича к Главе администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края, администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка,

Есаулов В.И. обратился в суд с исковым заявлением об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, признании незаконным решения Главы администрации Краснокамского городского поселения Потаповой Юлии Алексеевны об отказе ему в предоставлении земельного участка по адресу: Пермский обязнии Главы администрации Краснокамского городского поселения Потаповой Юлии Алексеевны предоставить ему в собственность за плату долю земельного участка по указанному адресу. Исковые требования мотивированы тем, что Есаулов В.И. обратился в администрацию Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района, с заявлением о выкупе ? доли земельного участка. Есаулов В.И. является собственником доли в праве на 1-этажный жилой дом, общей площадью кв.м., кадастровый номер № по адресу: на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником другой доли в праве на данный жилой дом является Есаулова Л.И., проживающая по другому адресу. Земельный участок под домом, площадью кв.м., по адресу: , кадастровый номер № находится в государственной (муниципальной) собственности. Есаулов В.И. просил передать ему в собственность за плату долю земельного участка под жилым домом, в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ г. № глава Краснокамского городского поселения Потапова Ю.А. отказала ему в предоставлении земельного участка на основании того, что для приобретения права собственности на земельный участок в уполномоченный орган должны совместно обратиться все собственники здания, сооружения или помещении в них. Собственником ? доли в указанном жилом доме является сестра административного истца Есаулова Л.И., которая никаких контактов с ним не поддерживает, имеет неприязненное к нему отношение, в силу чего совместное обращение в администрацию вопросу предоставления земельного участка под их домом невозможно. Доли в жилом доме не могут быть выделены в натуре, так как дом для этого не имеет технической возможности. Административный истец считает решение административного ответчика об отказе в предоставлении ему земельного участка незаконным и необоснованным, поскольку оно нарушает права и интересы административного истца.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, ранее данные пояснения поддержал. Ранее пояснил, что хочет, чтобы предоставили ему землю, так как много лет проживал.

Представитель истца Бойко П.В. ранее данные пояснения поддержал. Ранее пояснил, что Есаулов является собственником доли жилого дома по адресу: в порядке наследования, вторым собственником доли является сестра Есаулова, с которой у Есаулова неприязненные отношения. Земельный участок в собственности администрации Краснокамского городского поселения, истец получил отказ в выкупе земельного участка, нарушены права. Есаулов просит признать недействительным отказ администрации, просит заключить договор с администрацией на его долю.

Это интересно:  Легализация самовольных построек в Москве

Представитель ответчиков Стефаненко А.С. пояснила, что ранее данные пояснения поддерживает, ДД.ММ.ГГГГ года было отказано истцу, так как земельный кодекс предусматривает совместное обращение всех собственников, жилой дом в долевой собственности, совместное заявление не поступило, оснований для удовлетворения требований нет. Срок для обжалования действий истек, отказ был в апреле, обращаются в ноябре 2016 года. Согласно представленного отзыва,

Есаулов В.И. и Есаулова Л.И. являются собственниками по доле в праве на 1-этажный жилой дом, общей площадью кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: . Земельный участок под домом с кадастровым номером № является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. ДД.ММ.ГГГГ г. Есаулов В.И. обратился в администрацию Краснокамского городского поселения с заявлением о предоставлении в собственность за плату доли земельного участка под жилым домом по адресу: . Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. № № администрация Краснокамского городского поселения отказала Есаулову В.И. в предоставлении земельного участка. Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания совместно обращаются в уполномоченный орган, предоставление земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: возможно лишь при наличии заявления второго собственника. Соответственно, заявленные требования не могут быть удовлетворены. Действия администрации Краснокамского городского поселения являются законными. Просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Третье лицо Есаулова Л.И. в судебном заседании пояснила, что против удовлетворения исковых требований.

Заслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчиков, заинтересованного лица, изучив представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 11. Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ч. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

Согласно ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1,2,5 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее — неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

Из материалов дела усматривается, что Есаулов В.И. и Есаулова Л.И. является собственниками доли в праве на 1-этажный жилой дом, общей площадью кв.м., кадастровый № по адресу: , на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается, в том числе, свидетельством государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок площадью кв.м. располагается по адресу: , кадастровый №, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, сведения о правах отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ №.1 Глава Краснокамского городского поселения, глава администрации Краснокамского городского поселения Потапова Ю.А. отказала Есаулов В.И. в приобретении указанного участка в собственность, так как на основании Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: возможно только при наличии заявления от второго собственника.

Учитывая выше приведенные нормы законодательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ принят в пределах полномочий администрации по вопросам, отнесенным к ее ведению.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными только при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.

При этом обязанность доказать факт нарушения своих прав возлагается на заявителя.

По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, лежит на административном истце.

При обращении в суд в административном исковом заявлении указано на нарушение прав Есаулова В.И. при отказе в предоставлении земельного участка.

Однако, отказывая в предоставлении земельного участка в собственность, права административного истца не нарушены, Земельным кодексом Российской Федерации регулируется процедура, основания предоставления, изъятия, аренды земельного участка, предоставление указанного земельного участка возможно только при наличии заявления от второго собственника.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 настоящего Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного, суд считает, что Есаулову В.И. необходимо отказать в удовлетворении заявления, поскольку Глава администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края, администрация Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края действовали в пределах своих полномочий в соответствии с требованиями законодательства, и приходит к выводу, что факт незаконности оспариваемого решения и факт нарушения прав истца администрацией Краснокамского муниципального района не установлены.

Недоказанность нарушения прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий — это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Это интересно:  Правила парковки на придомовой территории

Суд полагает, что совокупность условий для удовлетворения требований Есаулова В.И. не установлена.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно позиции ответчика срок для обжалования действия пропущен.

Суд соглашается с позицией административного ответчика, так как обжалуемое решение администрации датировано ДД.ММ.ГГГГ, когда получил письмо, истец не смог пояснить, административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ. С момент получения решения администрации до обращения в суд с административным исковым заявлением заявителем прошло более 3 месяцев. Каких-либо доводов по наличию уважительной причины, в результате которой административный истец лишен был возможности обращения в суд за защитой нарушенных прав, ни в заявлении, ни в судебном заседании не названо. Причин, не позволивших ему обжаловать данное решение в трех месячный срок, суду не представлено.

С учетом совокупности установленного, отсутствие оснований для восстановления срока на обжалование решения администрации в удовлетворении требований следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 179, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

В удовлетворении исковых требований Есаулова Владимира Ильича к Главе администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края, администрации Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка- отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: (подпись) Попова Л.А.

Копия верна- Судья: Попова Л.А.

Решения судов в категории «Споры, связанные с землепользованием -> О признании недействительным ненормативного акта. -> о предоставлении (либо об отказе в предоставлении) земельного участка»

Истец Козьмин В.В. обратился в суд с указанным иском к ответчику Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях и просит суд обязать межрегиональное тер.

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска о возложении обязанности заключить долгосрочный договор аренды земельного участка в обоснование указав, что по результатам аукциона на право заключ.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ОТКАЗОМ ГОСОРГАНА В ВЫКУПЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА?

Материал подготовил юрист ЮФ»Логос»
Елисеева Татьяна

В практике приватизации земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости возникает много спорных вопросов. Пoзнание процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения гражданских дел, связанных с приватизацией земельных участков, имеет важное практическое и теоретическое значение. Оно позволяет в значительной мере избежать ошибок при применении норм материального и процессуального права и тем самым способствует повышению качества судопроизводства.
Так, сoгласно ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Необходимо учитывать особую природу права собственника здания на приватизацию земельного участка, предусмотренного статьей 36 ЗК РФ. Данное право является именно исключительным, а не преимущественным, как, к сожалению, онo нередко именуется многими юристами в правоприменительной практике.
В отличие от преимущественного права, исключительное правo определенного субъекта гражданскогo оборота в отношении приобретения конкретного имущества означает, что только данный субъект может приобрести такое имущество и даже в случае нереализации им свoего права имущество не может быть приобретено третьими лицами.
Право собственника здания приобрести государственный или муниципальный земельный участок, на котором оно находится, является исключительным, что подчеркивается в статье 36 ЗК РФ. Таким образом, никто, кроме собственника здания, не может претендовать на приватизацию занятого этим зданием земельного участка.

Право на приватизацию, обусловленную переходом к многообразию форм собственности, которые признаются и защищаются в России равным образом (ст. 8 Конституции РФ), не относится к числу конституционных — оно регламентируется федеральным законодательством. Вместе с тем, закрепляя это право в федеральном закoне, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектов частного права соблюдались соответствующие гарантии, предусмотренные Конституцией РФ.
При реализации исключительногo права на приобретение земельного участка в собственность владельцами зданий, сооружений на них расположенных, можно столкнуться с проблемой отказа государственного органа исполнительной власти на приобретение такого права.

Законом предусмотрены основания для такого отказа:
1. Изъятие земельного участка из оборота или ограничение его в обороте.
Изъятый из оборота земельный участок не может быть продан собственнику здания ни при каких обстоятельствах. Ограниченные в обороте земельные участки также не подлежат продаже, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
2. Установленный законом запрет на приватизацию земли.
Если иностранный гражданин, лицо без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов являются собственниками здания, сооружения, расположенного на земельном участке сельскохозяйственного назначения в приватизации земли ему должно быть отказано (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
3. Изъятие или резервирование земель для государственных или муниципальных нужд. (такой отказ в приватизации земельного участка очень часто встречается в судебной практике).

К сожалению, государственные органы исполнительной власти часто отказывают в приобретении прав собственности на земельный участок по надуманным основаниям.
На сегодняшний день самым распространенным способом восстановления нарушенного права является обращение в суд с заявлением о признании решения об отказе в передаче в собственность земельного участка недействительным.
Так, в соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу положений статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Поскольку рассмотрение таких заявлений выделено законодателем в особое производство, предусматривает сокращенные процессуальные сроки и особую специфику доказывания, для своевременного и правильного их рассмотрения необходимо иметь отличные знания Земельного законодательства, Гражданского права, а также гражданского процесса. Такими знаниями обладают лишь лица, имеющие юридическое образование, постоянно отслеживающие правоприменительную практику. С привлечением таких специалистов к рассмотрению подобных заявлений, значительно увеличивается шанс на восстановление нарушенного права

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ

ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ
— Разработка проекта иска/отзыва на иск.
— Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.
— Подача иска в суд.

ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ
— Проведение предварительного слушания.
— Оценка возражений противоположной стороны.
— Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).
— Проведение основного слушания.

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ
— Правовая оценка решения суда.
— Оценка жалобы противоположной стороны.
— Разработка проекта дела.
— Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
— Проведение слушания дела.

Работа в суде апелляционной инстанции проверяется уже вынесенное решение суда первой инстанции. Стадия апелляционной инстанции очень важна, т.к. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу немедленно и подлежит принудительному исполнению через службу судебных приставов. Апелляционная инстанция заседает в составе 3-х судей, а не одного, как в суде первой инстанции, выносит решение коллегиально; по ряду вопросов может иметь свою собственную правовую позицию. Поэтому на этом этапе очень важно хорошо подготовиться к делу и суметь отстоять уже принятое в пользу клиента положительно решение или добиться изменения отрицательного решения

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
— Возбуждение исполнительного производства.
— Участие в исполнительных действиях.
— Обеспечение исполнения решения суда.

 

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector