+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Вещное публичное право 2019 год

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 95239


Контрольная Публичное и частное право.Вещное право.Обязательственное право Тип работы: Контрольная. Предмет: История. Добавлен: 15.3.2016. Год: 2014. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru:


Содержание.

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Публичное и частное право…………………………………………………. 4
2. Вещное право…………………………………………………………………..5
3. Обязательственное право…………………………………………………. 10
4. Договор найма рабочей силы………………………………………………..13
5. Брачно-семейное и наследственное право………………………………….13
6. Изменения форм гражданского процесса…………………………………..14
7. Уголовное право и процесс…………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………. 22

По одному известному выражению, римляне «трижды покоряли мир». Первый раз — легионами, второй — христианством, третий — правом. [1. с. 94]
В существующей в настоящее время практике преподавания юридических дисциплин римская юриспруденция не выделяется в самостоятельный предмет изучения и рассматривается вместе с римским правом. Между тем выработанные римскими юристами приемы обработки правового материала, способы формулирования правовых норм, их классификации и систематизации, рациональные методы разрешения споров, дефиниции, понятийный и терминологический аппарат составляют наиболее ценный компонент римской правовой культуры. «Если римское право как совокупность юридических норм,- пишет известный итальянский правовед Б. Бионди, — для нас, современников, не только прошлое, но также история и как таковое и должно рассматриваться, то римская юриспруденция, т. е. наука римского права, все еще живет и нередко говорит еще сегодня несколько полезных вещей. Современные юристы часто жалуются на пробелы римского правопорядка, нередко обличают некоторые институты, с улыбкой смотрят на церемонию манципации, как и на кажущуюся столь же смешной античную форму «sponsio», бросают сочувственный взгляд на ряд принципов и институтов, считая их историческим курьезом и сравнивая их с обычаями отсталых народов; но римская юриспруденция, не переставая оставаться древней, даже по прошествии веков составляет наше правовое наследие и наполняет наше чувство юриста». Римские правовые тексты — будь то Институции Гая или Дигесты Юстиниана — могут рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, в них можно видеть лишь юридические нормы, регулирующие поведение людей. С другой стороны, на них можно взглянуть как на систему знаков, выражающих определенный стиль юридического мышления, определенное мировоззрение. Юриспруденция Древнего Рима, т. е. стоящие за римскими правовыми нормами теоретические идеи, принципы разрешения споров, логика юридического мышления, юридическая техника и т. д. — все это имеет для современного юриста не только познавательное, но и практическое значение. Римская юриспруденция была «первой попыткой в разработке всеобщей теории гражданского права». Понятие «римское право» часто употребляется в литературе в широком смысле — под ним понимается не только совокупность юридических норм, но и то, что относится сугубо к сфере юриспруденции. И это не случайно. Нормативная часть правовой культуры Древнего Рима и римская юриспруденция тесно взаимосвязаны между собой. Коротко говоря, юриспруденция-это деятельность, обслуживающая механизм функционирования и развития права. Римское право как совокупность юридических норм есть в огромной мере создание римской юриспруденции.

1. Публичное и частное право.

В судебной практике и юриспру­денции Рима в классический период было выработано деление права на публичное и частное. Это деление, отразившее присущее любому цивилизованному обществу противоречие между частным и общественным интересом, оставило глубокий след в последую­щей истории права. По характеристике Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, а частное — к пользе отдельных лиц.[2, c. 171]
Деление права на публичное и частное, которое в произведе­ниях римских юристов объяснялось чисто логически и в отрыве от социального содержания права, имело под собой объективные раз­личия в методах правового регулирования. Публичное право носи­ло императивный характер, оно включало в себя отношение вла­сти — подчинения. В частном праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией всегда в экономически неравном положении. Его субъекты имели определенную правовую и хозяйственную автономию. Охрана частных интересов осуществлялась лишь по ини­циативе заинтересованных лиц.
Римские юристы утверждали, что публичное право как выра­жение «общественного интереса» стоит выше частного («частные соглашения не должны изменять публичного права»). Но публич­ное право классического периода было менее разработанным, чем частное право. Кроме того, в связи с кризисом республиканских порядков, а затем и утверждением монархического строя «общественный интерес», лежащий в основе публично­го права, в римской юриспруденции все более откровенно связывался с интересами императоров. В период империи верноподданически настроенными юристами по существу было создано новое публичное право, которое порывало с республиканскими и демоническими традициями, обосновывало произвол римских императоров.
Частное право, где коллективные интересы общества и госу­дарства реализовывались путем защиты интересов отдельных его представителей, выступавших в качестве собственников, в класси­ческий период получило значительно более глубокую и тонкую разработку. Отражая объективные потребности развитого торгово-денежного оборота, оно преодолело былой формализм и охва­тило более широкий круг отношений, связанных с товарным про­изводством. Римское частное право в классическую эпоху достигло высокого для своего времени уровня юридической техники. Именно частное право Рима оказало большое влияние на последующую историю права, было воспринято многими правовыми системами в эпоху средневековья и в новое время. Достижения римской юрис­пруденции используются также в праве и юридической науке даже тех стран мира, где не существует деления права на публичное и частное.

Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в римском частном праве. Само поня­тие вещного права еще не было известно римским юристам, но они четко отличали вещные иски (actiones in rem) от личных исков (actiones in personam), связанных с обязательственными отноше­ниями.
Для практических целей римские юристы классической эпохи использовали целый ряд классификаций ве­щей, с которыми в имущественном обороте были связаны различ­ные последствия. Это уже известное нам деление вещей на манципируемые и неманципируемые, утратившее постепенно свое бы­лое значение, а также на движимые и недвижимые, делимые и неделимые, заменимые (определяемые родовыми признаками) и незаменимые (индивидуально определенные) вещи и т.п.
Особое место в имущественных отношениях в римском госу­дарстве, где экономика носила аграрный характер, занимала земля. Наряду с землями, которые еще в древнейший период перешли в частную собственность отдельных рабовладельцев, длительное время существовала также государственная земля, рассматриваемая как общественная (ager publicus). После принятия закона Лициния борьба вокруг этой земли не только не ослабла, но разгорелась с новой силой. Нобилитет расхищал эти земли, создавая на них крупные рабовладельческие латифундии, с которыми не могли конкуриро­вать мелкие крестьянские хозяйства. Поскольку чрезвычайные за­конодательные меры, которые осуществили братья Гракхи с це­лью перераспределения земли в пользу мелких собственников, не дали результата, логическим итогом всего предшествующего раз­вития Рима стал аграрный закон 111 года до н.э., который преду­смотрел, что земли, составлявшие общественный фонд, больше не подлежат переделу. Это окончательно закрепило частную собст­венность на землю, сделало ее безраздельно господствующей. [2, c. 172]
Потребности имущественного оборота и расширение терри­тории римского государства привели к появлению в классическую эпоху новых видов права собственности. Поскольку известная пред­шествующему периоду квиритская собственность имела ярко вы­раженный национально-римский характер и становилась все бо­лее архаичной в силу целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь потребовала выработки новых и ме­нее сложных форм закрепления собственнических интересов. В рам­ках преторского права с помощью особых юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или бонитарной, собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несо­блюдения формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защи­ту интерес покупателя, фактически закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества (in bonis).
Для защиты прав бонитарного собственника преторы использовали и институт давностного владения, известный квиритскому праву. Претор признавал бонитарную собственность в конечном счете и квиритской, как если бы такое право возникло на основе приобретательной давности. Таким образом, бонитарный собствен­ник, владеющий вещью, получал защиту претора от притязаний со стороны квиритского собственника, чье право на вещь станови­лось «голым». Со временем преторы стали предоставлять бонитарному собственнику юридическую поддержку и на тот случай, когда в силу тех или иных обстоятельств последнему приходилось доби­ваться возврата вещи от других лиц (в том числе и от квиритского собственн.

Список использованной литературы.

1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М.:Юристъ, 1996. — 576с.

3. Римское частное право: Учебник/ Под ред. И.Б. Новицкого и И.С.
Перетерского. — М.:Юристъ, 1996. — 544с.

4. Новицкий И.Б. Римское право. — Изд. 6-е, стереотипное. — М.:ТЕИС, 1997.
— 245с.

6. Томсинов В.А. Юриспруденция в Древнем Риме (классический период). // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995, № 2.

7. Омельченко О.А. Основы римского права: Учебное пособие. — М.:Манускрипт, 1994. — 232с.

8. Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, определения: пер. с чешск. — М.:Юрид.лит., 1989. — 448с.

9. Подопригора А.А. Основы римского гражданского права: Учебн. пособие. -К.:Выща шк., 1990. — 284с.

Право лиц в частном и публичном праве

Деление всего права на лица, вещи и иски

Система деления на частное и публичное право.

Деление права на публичное и частное: ius publicum и ius privatum, впервые зафиксировано уже в законах Нумы Помпилия и Законах XII Таблиц и признается римскими юристами основополагающим (D.1.1.1.2). Определение Ульпиана позволило ученым выделить три основных составляющих римского публичного классического права: право жертвоприношений, право жрецов и право магистратов, однако Цицерон после права магистратов давал раздел, излагающий ius populi Romani, то есть конкретные как публичные, так и частные права римских граждан.

Это интересно:  Налог на землю после 80 лет 2019 год

Институциональная и пандектная системы римского права. Под институциональной системой обычно имеется в виду система, излагающая институты римского права согласно основному делению, принятому в Институциях Гая и Юстиниана, т.е. делению на лица (субъекты права), вещи (объекты права) и иски (средства защиты прав). Обучение студентов по этой системе уже в древности позволяло легче освоить логику и структуру всего римского права. Именно по этой институциональной системе построен знаменитый Гражданский Кодекс Наполеона. Пандектная систем предполагает следование системе изложения институтов в пандектах, т.е. в Дигестах Юстиниана. Эта система исторически складывалась под влиянием порядка изложения Вечного преторского эдикта, передававшего структуру исков. Хотя и здесь имеет место деление на личные и вещные иски, однако система эта, в научном плане гораздо более глубокая, в учебном плане более сложна и тяжела для восприятия. По этой системе построено, в частности, Германское гражданское уложение (BGB).

Публичное право эпохи Республики и Принципата, согласно Ульпиану (D.1.1.1.2), делится на три части: право жрецов, право жертвоприношений, право магистратов. Сакральное право – это fas, как древнейшая форма естественного права (ius naturale), некая система запретов, религиозных обетов, штрафов и искупительных жертвоприношений. Право жертвоприношений уже в древности делилось на государственные (sacra publica) и частные жертвоприношения (sacra privata), однако оно регулировало отнюдь не только чисто религиозные обряды, так как именно из него впоследствии выработалась система уголовных наказаний и штрафных санкций, а также налоговое право и система исков, например, сакраментальный иск в форме обещания жертвоприношения. Право жрецов и право магистратов: излагало основные права и обязанности римских высших должностных лиц (магистратов) в сфере военной (imperium) и гражданской судебной и исполнительной власти (iurisdictio), а также роль сената и народных собраний (комиций). Теодор Моммзен, создавая свою знаменитую систему римского публичного права (römisches Staatsrecht) исходил из того, что право магистратов – это и есть все публичное право римлян. Однако это лишь часть публичного права, относящаяся к праву лиц.

Право лиц (ius personarum) дословно можно перевести как «право масок», так как в древности слово persona обозначало маску умершего предка римлянина (Polyb. VI. 53-54). Если предки римлянина никогда не занимали почетных должностей, то род его был плебейским, если же среди погребальных масок близких предков римлянина были маски магистратов, то род его считался патрицианским. Сам магистрат представлял весь римский народ или его часть (например, муниципий), поэтому он являлся «публичным лицом», в то время как простые римляне оставались частными лицами, отсюда деление лиц на persona privata и persona publica. В то же время вся римская civitas, как объединение всех граждан и как форма муниципий, понималась как persona publica. Любое законное объединение римских граждан (societas) понималось как совокупность лиц, но если это объединение решало государственные задачи (например, сбор налогов публиканами), то считались публичными societates. Более того, если частное лицо в виндикационном иске защищало не свою частную, а государственную собственность, то выступая от имени всего народа, брало на себя функцию persona publica.

5. Вещное публичное и частное право.

Второй раздел римского права – вещи (res), также относился не только к частному, но и к публичному праву. В римском правовом учении о вещах одним из главных было деление всех вещей на принадлежащие частным лицам (res privatae), вещи, общие для всех (res communes omnium) и вещи, принадлежащие всему римскому народу (res publicae). Само понятие «собственность» (dominium) первоначально возникло как обозначение для всего государственного (общенародного) имущества, а древнейший виндикационный иск возник еще в царский период как средство судебной защиты государственной римской собственности в международных имущественных спорах. Основное деление вещного публичного права – это деление res publicae на имущество, находящееся вне коммерческого оборота (res extra commercium) и введенное в коммерческий оборот (res in commercio). Первая категория вещей находилась в непосредственном пользовании всех римлян (дороги, морские и водные пути, храмы, акведуки, канализация и т.п.), вторая категория, как достояние римского народа, не находящаяся в его непосредственном использовании, могла передаваться частным лицам для извлечения личных доходов при условии уплаты государственных податей. Такая приватизация государственных земель и ресурсов не лишала народ права верховного собственника, но привлекала частную инициативу для управления такой собственностью. Государственный интерес сохранялся и в частной собственности и регулировался публичными сервитутамы: например, народ мог сохранять или покупать право проезда по частной земле (via publica), провода по ней акведуков (aquaeductus). И наоборот, римский народ активно предоставлял частным лицам долговременное или даже наследственное право застройки на государственной земле (суперфиций) или извлечения из нее доходов (эмфитевсис). Сохраняя право верховного собственника за римским народом (dominium populi Romani), государство нередко передавало публичные земли в частное владение (possessio), откуда и возникло понятие «провинциальная собственность».

Римляне не знали деления на вещное и обязательственное право. Вместе с тем, все вещи делились на телесные и бестелесные. К бестелесным вещам относились и обязательства, которые также делились на частные и публичные. Источником публичных обязательств были закон и преторский эдикт (D.44.7.52) точно так же, как и ныне основным источником для реализации государственных контрактов является принимаемый в парламенте закон о бюджете страны. Частные контракты регулировались т.н. «правом весов», а контракты, где одной из сторон являлось государство и(или) предметом которых было государственное имущество, назывались «правом копья». Государственные контракты римляне также называли «продажами под копьем», так как копье считалось основным символом государственной власти и устанавливалось в суде преторов и иных магистратов, где под их председательством устраивались аукционные конкурсы (auctiones) на заключение государственных подрядов по строительству, эксплуатации и ремонту общественных сооружений (дорог, акведуков, храмов, театров), государственных откупов по сбору налогов, договоров с частными лицами о закупке для государственных нужд, договоров аренды государственного имущества. К управлению государственными имуществами и к участию в государственных контрактах римляне привлекали не только самих римских граждан, но и граждан союзных им государств, что делало возможным участие в прибылях от государственного имущества не только граждан, но и иностранцев. Участвующие в прибылях товарищества откупщиков предоставляли в качестве гарантий все свое имущество и имущество многочисленных поручителей. В случае их несостоятельности имущественная ответственность ложилась на личное имущество того магистрата, который утвердил заключенный с ними государственный контракт.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Частное и публичное право

Публичное и частное римское право

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами.

Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы — интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права.

Все остальные, т. е. те, которые имеют своим непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.

Публичное право, писал в связи с этим известный римский юрист Ульпиан, «есть то, которое относится к положению государства, частное — которое относится к пользе отдельных лиц».

Критерии деления права на частное и публичное

Деление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами. В той или иной форме оно существует и в настоящее время. Суть указанного деления состоит в том, что в праве есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное, финансовое и другие отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и иные отрасли права).

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:

  • одностороннее волеизъявление;
  • субординация субъектов и правовых актов;
  • преобладание императивных норм;
  • ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерны:

  • свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;
  • равенство сторон;
  • преобладание диспозитивных норм;
  • ориентация на удовлетворение частных интересов.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

  • интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);
  • предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);
  • метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);
  • субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

Сферы публичного и частного права

В сфере публичного права всегда доминирует государство, так как его нормы выражают прежде всего интересы государства и общества. Что же касается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участниками публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливаемым им в законах и подзаконных актах предписаниям. Говоря о соотношении публичного и частного права, древнеримские юристы отмечали: «Jus publicum privatorum pactis mutari поп potest» («Публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц»). Поэтому публичное право, как правило, имеет императивный характер, жестко предписывает физическим и юридическим лицам варианты обязательного (иногда и дозволенного) поведения.

В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вмешательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц — участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в качестве юридического лица и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких отраслей права, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционною, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В предпринимательском праве, например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

В российской правовой мысли, как и в юридической науке других стран, отношение к делению права на частное и публичное было неоднозначным. До XIX в. этого деления вообще не наблюдалось, что во многом связано с высокой значимостью роли общинного права (а отчасти и обычая). В XIX в. в России ситуация изменилась и деление системы права на публичное и частное признавалось вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось такими государствоведами и правоведами, как П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и др.

С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких отраслей права, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционного, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В предпринимательском праве, например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

В российской правовой мысли, как и в юридической науке других стран, отношение к делению права на частное и публичное было неоднозначным. До XIX в. этого деления вообще не наблюдалось, что во многом связано с высокой значимостью роли общинного права (а отчасти и обычая). В XIX в. в России ситуация изменилась и деление системы права на публичное и частное признавалось вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось такими государствоведами и правоведами, как П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и др.

С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных властей по этому поводу была четко сформулирована В. И. Лениным в 1922 г. в письме к Народному комиссару юстиции РСФСР Д. И. Курскому в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса. Глава Советского правительства писал, что «мы ничего частного не признаем», для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Не случайно большинство авторов советского периода к делению права на публичное и частное относились отрицательно.

В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. отношение к этой проблематике изменилось, частное право стало рассматриваться как фактор общественного прогресса. В 1991 г. был создан Исследовательский институт частного права при Президенте РФ — государственное учреждение, осуществляющее научно-профессиональную разработку и экспертизу проектов правовых актов, направленных на установление общих правовых начат гражданского общества и развитие рыночных отношений.

В настоящее время в системе права России при сохранении её деления на отрасли и институты используется классификация права на публичное и частное, как и во многих других странах мира. Тем не менее нашей стране еще предстоит найти оптимальное соотношение между публично-правовыми (т. с. общественно-государственными) и частноправовыми интересами и соответствующим правовым регулированием . С одной стороны, традиционный приоритет публичного начала исторически пронизывает правовую и политическую идеологию (и даже психологию). С другой стороны, в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и др.).

РИМСКОЕ ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Читайте также:

  1. I. Договоры товарищества. Понятие, типы и виды
  2. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  3. I. Общее понятие о вещных правах на чужую вещь
  4. I. Общее понятие о залоговом праве
  5. I. Общее понятие о лице в праве
  6. I. Общее понятие о юридическом лице и виды юридического лица
  7. I. Общее понятие об опеке
  8. I. Понятие и анализ оборотного капитала
  9. I. Понятие о договоре
  10. I. Понятие о завещании и его составление (форма)
  11. I. Понятие о семейном праве
  12. I. Понятие об обязательстве как обязательственном отношении

Понятие и основные черты римского права.

Римское право – право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.

Право в объективном смысле – совокупность правовых норм, в субъективном смысле – право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.

1. Публичное право(jus publicum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан).К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормыо судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного праваносили повелительный характер(императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

2. Частное право(jus privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало:имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и супер-фиций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, упра-вомочивающие, разрешающие нормы,т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право могло изменяться и либо применяться, либо нет, было глубоко индивидуалистичным, что дало Генриху Гейне назвать его «библией эгоизма». Частное право, в отличие от публичного, – действительно право,за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и законченная часть римского права.

Определение римского права. Римское право состоит из публичного права и частного права. Публичное право регулирует состояние Римского государства, а частное право относится к имущественным выгодам отдельных граждан.

Публичное право (ius pudlicum) выражает и защищает интересы государства, регулирует отношения между государ ством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными, отдельными лицами они изменены быть не могут.

Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.

Частное право содержало нормы, регулирующие отношения как между физическими, так и между юридическими лицами.

Частное право включало в себя уполномочивающие и диспозитивные нормы, так как являлось областью, в которой вмешательство государства было ограниченным, и которая предоставляла простор для частных лиц.

Уполномочивающие нормы предоставляли частным лицам возможность отказаться от указанного в законе поведения и самим определить, как поступить в конкретном случае. Так, лицу предоставлялась возможность решить, то ли защищать свое нарушенное право собственности, то ли нет; предъявлять либо не предъявлять иск.

Диспозитивные (условно-обязательные) нормы действовали тогда, когда лицо не воспользовалось предоставленным ему правом. Например, если умерший не оставил после себя завещание, государство заполняло этот пробел. С помощью диспозитивной нормы оно определяло, кому и как переходит имущество умершего (наступало наследование по закону).

В настоящее время термин «частное право» сохранился в ряде государств, в особенности там, где имеется различение гражданского и торгового права. В этих государствах (например, Франция, Германия) частное право включает в себя главным образом: а) гражданское право, б) торговое право.

Гражданское право включает в себя нормы, регулирующие имущественные правоотношения автономных субъектов оборота, не являющиеся торговыми, а также семейные правоотношения и некоторые личные права. В области торгового права – нормы, регулирующие специальные взаимоотношения купцов и торговые сделки. В тех государствах, в которых отсутствовало торговое право, отношения в этой области регулировались просто гражданским правом.

Римское право не включало в себя термин «гражданское право» («ius civile») в указанном выше значении. Данный термин имел ряд значений, в особенности он означал: а) древнее право римских граждан (цивильное право), и в этом смысле «цивильное право» противопоставлялось преторскому праву; б) всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве (civitas) и выраженных в законах этого государства; в этом смысле гражданское право противопоставлялось «праву народов» (ius gentium) и естественному праву (ius naturale).

Основные черты римского права. На всем протяжении истории общества мы не встречаем другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уров ня юридической формы и юридической техники, как римское частное право. Следует в особенности отметить два правовых института, которые вызвали в Риме подробную регламентацию, имевшую особое значение для хозяйственного оборота Рима, для закрепления и усиления эксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкой рабовладельческого общества.

Во-первых, институт неограниченной индивидуальной частной собственности, выросший из необходимости установить, в возможно широком объеме, права рабовладельцев на землю, обеспечить полную свободу эксплуатации рабов и предоставить купцам действительную возможность распоряжаться товарами.

Во-вторых, институт договора. Торговый оборот, достигший своего наивысшего развития в Риме в первые века новой эры, и вообще ведение богачами крупного хозяйства вызвали необходимость подробной разработки разнообразных типов договорных отношений и детальнейшей формулировки прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договора.

К началу новой эры в Римском государстве исчезли пережитки первобытнообщинного строя и проявления семейной общности имущества. Постепенно римское частное право приобретает черты индивидуализма и свободы правового самоопределения имущих слоев свободного населения. Субъект собственности самостоятельно выступает в обороте и единолично несет ответственность за свои действия. Индивидуализм определяется тем, что домохозяин или рабовладелец ведет хозяйство и сталкивается на рынке с другими такими же хозяевами.

Последовательное проведение этих начал, имеющих огромную ценность для господствующего класса общества, основанного на эксплуатации, сочеталось в Риме с находящейся на весьма высоком уровне формой выражения юридических норм.

Таким образом, отличительными признаками частного римского права являются: ясность построения и аргументации, точность формулировок, конкретность и практичность права и соответствие всех юридических выводов интересам господствующего класса.

2. Система Римского права.

Римское право постоянно развивалось исторически несколькими параллельными потоками, совершенствовалось и сложилось как система в эпоху Юстиниана.

Древнейшее право fas носило религиозный характер – jus sacrum.Познание и толкование его сосредоточивалось в жреческих коллегиях понтификов, являвшихся первыми римскими юристами.

Позже от древнейшего права fas стали отличать светское право – jus. Различие fas и ius окончательно определилось в период республики с отделением жреческих должностей от светских магистратур. Толчком послужило обнародование книги об исках и календаря (jus Flavianum).

Натуральному хозяйству соответствовал замкнутый характер древнейшего права, регулировавшего отношения только между римскими гражданами, – jus civile.Право отличалось крайним формализмом, символикой, сильным влиянием религии, подобной греческому язычеству. Пришельцы, иностранцы никакой правовой защитой не пользовались.

С развитием торгово-рыночных отношений появилась необходимость охраны приезжающих в Рим иностранцев. Первоначально эта охрана осуществлялась по законам страны, из которой прибыл иностранец, – lex patria,а затем и по римским законам. Наряду с jus civile появилось jus gentium – право народов. jus gentium отличалось большей свободой, упрощением формы и принципом: важно не то, что сказано, а что имелось в виду.

Римское право начинало терять свои черты и все больше заимствовать из прав других стран. В нем отмечались черты универсальности, что дает долгую жизнь данному праву и столь широкое распространение. Возникли понятия jus naturaleи aequitas (jus aequum).

Со слиянием этих потоков в одно русло право именуется цивильным, а по содержанию становится общенародным.

Развитие частных имущественных отношений требовало развития римского частного права. Появилось jus pretorium – преторское право, когда претор давал эдикты. Судебная деятельность претора не изменяла нормы цивильного права, а придавала им новое значение. Основа преторского права – принцип совести, справедливости, его нормы были освобождены от формализма.

Система римского права – порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.

Системы группировки правовых норм:

1) пандектнаяхарактерна для Дигест (Пандектов) Юстиниана. Состоит из:

– специальных разделов: вещное право, обязательственное право, семейное право и наследственное право.

Пандектная система была воспринята германской правовой системой, и на ее основе было создано Германское Гражданское Уложение.Пандектная система воспринята и современным российским частным правом;

2) институционная.В ней отсутствовала общая часть, а из состава вещного права не выделялось наследственное право. Нормы, носившие общий характер, располагались в каждом из разделов. «Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к правовым действиям (искам)», – говорил (Гай).Группы правовых норм: право лиц (субъекты права), вещное право, обязательственное право. Институционная система была господствующей в классическую эпоху и была воспринята французской правовой системой при создании Гражданского кодекса (Кодекса Наполеона).

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, www.grandars.ru, studall.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector