+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Вещные права на природные объекты 2019 год

(Бирюкова Н. В., Ефанов И. А.) («Российская юстиция», 2009, N 11)

О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ПРИЗНАНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ

Н. В. БИРЮКОВА, И. А. ЕФАНОВ

Бирюкова Н. В., главный специалист-эксперт Энгельсского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, государственный регистратор прав.

Ефанов И. А., заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Средне-Волжская газовая компания (СВГК)».

Широкий круг проблем, определяемых в связи с вовлечением в имущественный оборот природных ресурсов как объектов гражданских прав, обусловливает устойчивый интерес специалистов и предпринимателей к данной области научных изысканий. Однако исследование вопросов гражданско-правового регулирования признания и подтверждения вещных прав на земельные участки и иные объекты природы, причин гражданско-правового установления обременений и ограничений прав на данные объекты до сих пор не является предметом специального изучения в юридической науке.

В условиях постоянного использования природных объектов в развивающихся рыночных отношениях природные ресурсы становятся не только полноценными объектами гражданских отношений — объектами гражданского права, но и являются основными недвижимыми вещами. При этом возникающие имущественные отношения обладают особенной спецификой, обусловленной значением предмета этих отношений. Природные объекты недвижимости представляют особую социальную ценность для государства, так как остаются основой жизни и деятельности всего населения страны, поэтому их правовой оборот должен быть связан с обеспечением природоресурсных интересов и экологической безопасности в Российской Федерации. Закрепленные в Конституции РФ многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9), введение земельных участков и иных объектов природы в гражданский оборот (ст. 36) сделали возможным регулировать правовые отношения с данными объектами нормами гражданского законодательства. Гражданский кодекс РФ, включив в сферу гражданско-правового регулирования природные ресурсы (п. 3 ст. 129 ГК РФ), не только закрепляет их в качестве объектов гражданских прав, но и относит некоторые из них к объектам недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ), распространяя эти правовые нормы и нормы, содержащие общие положения об основании возникновения и прекращения вещных прав, на данные объекты. Практика применения данных норм, а также земельного и иного природоресурсного законодательств, определяющих особенности имущественных прав на природные ресурсы как объекты гражданских прав, отражает взаимное несоответствие многих положений по признанию и подтверждению вещных прав на них, формированию обременений в их использовании и установлению ограничений прав на природные объекты недвижимости. Существующие коллизии норм права в гражданском, земельном и ином природоресурсном законодательстве России касаются оформления имущественных прав на природные ресурсы как объекты гражданских прав и регулирования режима рационального использования и сохранения природных ресурсов в имущественном обороте. Основными проблемами остаются: — вовлечение в имущественный оборот природного ресурса путем формирования и государственного учета — природного объекта недвижимости как категории гражданского права, обладающего индивидуально-определенными признаками (кадастровый учет и регистрация природного объекта недвижимости) ; ——————————— См.: Бирюкова Н. В. Природные объекты недвижимости: обоснование выделения природных ресурсов как особых объектов гражданского права в составе недвижимого имущества // Российская юстиция. 2008. N 8. С. 19 — 22.

— юридическое оформление вещных прав посредством осуществления государственного признания и подтверждения вещных прав на сформированный природный объект недвижимости и сделок с ним (государственная регистрация прав на природные объекты недвижимости и сделок с ними) ; ——————————— См.: Бирюкова Н. В. Государственная регистрация на природные ресурсы как объекты недвижимости: проблемы теории и практики // Вестник Саратовской государственной академии права. 2009. N 1. С. 161 — 164.

— формирование и учет режимообразующих обременений земельных участков и установление ограничений прав на них ввиду особой важности режима использования объектов недвижимости . ——————————— См.: Ефанов И. А. Ограничения и обременения прав на использование природных объектов в Российской Федерации // Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации (юридические аспекты): Сборник научных трудов. 2008. С. 27 — 28.

Исследование правовой природы возникновения и развития системы признания и подтверждения вещных прав на природные объекты недвижимости в Российской Федерации, анализ законодательства, регулирующего сферу данных правоотношений, показывают, что выявленные проблемы разрешаемы путем устранения правовых коллизий в действующем законодательстве и закрепления в Гражданском кодексе РФ правовых норм, регулирующих отношения по поводу всех имущественных прав на природные объекты недвижимости, правового признания и подтверждения возникающих и изменяющихся вещных прав на них. Это объясняется тем, что рассматриваемая сфера общественных отношений, несмотря на то, что содержание вещных прав на природные объекты недвижимости во многом обусловлено ограничениями и обременениями публично-правового характера в силу особых свойств данных объектов, имеет гражданско-правовую природу. Аргументация данного вывода находит подтверждение в работах ведущих ученых-цивилистов прошлого столетия , которые подчеркивали общественную значимость объектов недвижимости и укрепления прав на них с гражданско-правовых позиций. Укрепление вещных прав в русском гражданском праве означало признание прав со стороны органов государственной власти. Отмечая важность для общества возможности «знать о вещной связи между лицом и объектом, о моменте установления вещного права, с которым соединяется общая обязанность», Г. Ф. Шершеневич указывал, что «особенно нуждаются в публичности и гласности вещные права на природные недвижимости, что обусловливается их наибольшей общественной и экономической важностью» . Сформулированные в русском дореволюционном гражданском праве основные принципы укрепления прав легли в основу системы правового признания и подтверждения вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в действующем гражданском законодательстве РФ. С утверждением правовых норм ГК РФ , получивших развитие в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , исторически публичная власть РФ взяла на себя обязанность по укреплению прав на земельные участки и расположенные на них иные объекты природы. ——————————— См.: Гантовер А. В. Залоговое право. СПБ., 1890; Мейер Д. И. Русское гражданское право (по изд. 1902 г.). Ч. 1. М., 1997; Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права (по изд. 1917 г.). М., 1998; Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. См.: Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 158. См. п. 2 ст. 8, п. 3 ст. 129, ст. ст. 130, 131, п. 2 ст. 223 ГК РФ; и др. СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

На современном этапе гражданское законодательство РФ не содержит четких положений о понятии и предмете правового признания и подтверждения вещных прав на природные объекты недвижимости, тем не менее именно нормы Гражданского кодекса РФ устанавливают: а) объекты гражданских прав, к которым относятся земля и иные природные ресурсы (ст. ст. 128, 129 ГК РФ); б) виды недвижимого имущества, в состав которого входят участки недр, земельные участки и расположенные на них иные природные ресурсы, обособленные и сформированные как объекты гражданских прав (природные объекты недвижимости) (ст. 130 ГК РФ); в) государственную регистрацию объектов недвижимости и вещных прав на них с ограничениями (обременениями) (ст. 131, п. 2 ст. 223 и др.); г) основания возникновения, изменения и прекращения вещных прав на природные объекты недвижимости (гл. 17 ГК РФ и др.); д) правила разрешенного гражданского оборота и защиты прав на природные объекты недвижимости на основе правового режима использования и охраны данных объектов, определяемого нормами земельного и природоресурсного законодательства; е) порядок признания и подтверждения вещных прав с учетом действия административно-правовых норм, устанавливающих организационно-правовую процедуру деятельности специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих признание и подтверждение вещных прав на природные объекты недвижимости. В связи с тем, что правовой режим природных объектов недвижимости основан на необходимости установления строгого порядка пользования и распоряжения данными объектами, возникновение, переход, прекращение прав на них, а также установленные ограничения и обременения должны оформляться путем правового признания и подтверждения государством данных прав, их ограничений и обременений. Анализ отдельных правовых норм Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 8, ст. ст. 130, 131, п. 2 ст. 223 и др.) свидетельствует о том, что сущность правового признания и подтверждения вещных прав на недвижимое имущество, в состав которого входят и природные объекты недвижимости, раскрывается через понятие «государственная регистрация». А в ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» так прямо и записано: «Государственная регистрация прав есть юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации». Многочисленные споры в научной среде вызывает ст. 131 ГК РФ «Государственная регистрация недвижимости» . Следует признать, что данная норма содержит элементы публично-правового регулирования, однако они находятся в сфере гражданского права: Гражданский кодекс РФ определяет момент возникновения вещных прав на природные объекты недвижимости государственной регистрацией этих прав или наступлением иных установленных законом юридических фактов, например признанием права в судебном порядке, которое, в соответствии с законом, также должно быть подтверждено государственной регистрацией специально уполномоченными государственными органами. Государственная регистрация прав на природные объекты недвижимости является необходимой основой частноправовых гражданских отношений на данные объекты. Содержание главного субъективного гражданского права — права собственности или иного вещного права на природные объекты недвижимости определяет гражданское законодательство, а оформление самих объектов, установление оснований ограничений и обременений на них регламентируется нормами земельного и иного природоресурсного законодательства. Вещное право всегда первично, государственная регистрация прав закрепляет его юридически посредством внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, фиксирует за определенным субъектом индивидуально-определенный природный объект недвижимости и гражданское правоотношение. ——————————— См.: Стенограмма слушания, посвященного обсуждению Концепции развития гражданского законодательства (Санкт-Петербург, 15 мая 2009 г.) // http://forum. yurclub. ru/index. php.

Исследование норм действующего законодательства, регулирующих имущественные отношения на земельные участки и иные объекты природы, показывает, что правовое признание и подтверждение вещных прав на сформированные природные объекты недвижимости — это сложное, многостороннее правовое явление с учетом всех его особенностей. Оно включает: а) закрепление вещного права с учетом правового режима, предусмотренного для природного объекта недвижимости, за конкретным субъектом гражданских правоотношений; б) установление несомненности существования субъективного гражданского права на данный объект; в) утверждение государством, в лице соответствующих исполнительных государственных органов, заявленного вещного права за определенным субъектом права (государственная регистрация прав). Основными его элементами являются: правила, закрепленные в соответствующих правовых нормах и определяющие особенности, порядок правового признания и подтверждения вещных прав, субъективные права и обязанности участников гражданских правоотношений; непосредственно правовые отношения, складывающиеся при юридическом оформлении гражданских прав на данные объекты; документы-основания, удостоверяющие правовое признание государством и подтверждение возникновения, перехода или прекращения права на объекты недвижимости за определенным субъектом имущественных отношений. С правовым признанием и подтверждением прав на природные объекты недвижимости путем их государственной регистрации гражданское законодательство связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество. Нормы, установленные в ст. ст. 164, 219, 223, 433, 551, 558 ГК РФ, а также Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельствуют о юридическом значении правового признания и подтверждения вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данная особенность подчеркивается в научной литературе . ——————————— См., например: Тресцова Е. В. Актуальные проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Правоведение. 2004. N 2. С. 25; Акчурин А. В. Правовые основы государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними / Под ред. Н. Т. Разгельдеева. Саратов, 2005. С. 53; Пискунова М. Г., Киндеева Е. А. Государственная регистрация прав на недвижимость: теория и практика. М., 2005. С. 68; Алексеев В. А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М., 2007. С. 129; и др.

Это интересно:  Правила определения границ рыболовных участков 2019 год

Анализ законодательства показывает, что приоритет в установлении правил гражданского оборота природных объектов недвижимости принадлежит нормам Гражданского кодекса РФ, который осуществляется на основе конкретного вещного права, вбирающего в себя как правовой режим этого вида недвижимости, так и условия (причины) возможных обременений и ограничений права на определенный природный объект недвижимости. Таким образом, содержанию правоотношений на природные объекты недвижимости присущ гражданско-правовой порядок реализации имущественных прав, основанный на учете таких признаков, как целевое назначение, разрешенное использование, наличие недвижимости, прочно связанной с природным объектом недвижимости. Имущественные отношения по поводу природных объектов недвижимости являются предметом гражданского права, так как они строятся на началах диспозитивности, равенства, имущественной самостоятельности участников гражданских отношений. В результате данных отношений у участников возникает комплекс вещных и обязательственных прав на природные объекты недвижимости, с гражданско-правовыми способами защиты этих прав. Поэтому правовые нормы, регулирующие имущественные отношения по поводу признания и подтверждения прав на природные объекты недвижимости, имеют гражданско-правовую природу независимо от того, закреплены ли они в гражданском, земельном или ином природоресурсном законодательствах. Тем не менее следует отметить, что характерный для действующего законодательства разброс гражданско-правовых норм о правах на природные ресурсы как объекты недвижимого имущества в земельном и ином природоресурсном законодательствах негативно влияет на оформление вещных и обязательственных прав на природные объекты недвижимости. В связи с этим представляется логичным вывод о необходимости консолидации в Гражданском кодексе РФ правовых норм, определяющих условия и порядок вовлечения в гражданско-правовой оборот природных объектов недвижимости, систему вещных и обязательственных прав на них, условия ограничений и обременений этих прав. Целесообразно закрепить в Гражданском кодексе РФ четкий перечень прав и ограничений прав, возникающих на основе учтенных обременений режимообразующих объектов, которые подлежат правовому признанию и закреплению путем государственной регистрации, что даст возможность не только обеспечить защиту вещных и иных прав, которыми обладает участник правоотношений, но и обеспечить безопасность жизнедеятельности людей и сохранение природного объекта недвижимости. Кроме того, необходима и оптимизация функционирования института признания и подтверждения прав на недвижимость путем утверждения единых гражданско-правовых принципов. Следует подчеркнуть, что гражданско-правовое регулирование признания и подтверждения вещных прав на природные объекты недвижимости должно быть сформировано так, чтобы гарантом защиты и охраны вещных и иных прав на природный объект недвижимости стал фундаментальный принцип не только обеспечения устойчивости его гражданско-правового оборота, но и правомерного, рационального и целевого использования данного объекта гражданских прав.

Общая характеристика права собственности на природные объекты

Собственность на природные ресурсы употребляется в экономическом и юридическом аспектах. Собственность как экономическая категория является гарантированным средством реализации экономических интересов граждан, удовлетворения их потребительских нужд. В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория. Право собственности в юридическом аспекте представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы.

Основные права собственности на природные ресурсы определены в ст. 9 Конституции РФ. Земля, природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в которой их оборот допускается законом. Формы собственности на конкретные природные ресурсы, специфические черты данных отношений закрепляются в законодательстве об окружающей среде.

Под правом собственности на природные ресурсы понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами природы, урегулированных нормами права.

Право на природные ресурсы — это субъективное право имущественного характера, содержание которого составляет правомочие пользования природным объектом, сопряженное или не сопряженное с правом владения и распоряжения данным объектом.

Данные права подразделяются на две группы:

Различие названных прав проводится по следующим признакам:

1) по кругу обязанных субъектов. Для вещного права характерен абсолютный характер права, при котором правообладателю противостоит неограниченный круг обязанных лиц. В обязательственном праве кредитору противостоит указанный в договоре должник;

2) по предмету субъективного права. Предметом вещного права является вещь, предметом обязательственного права — действие;

3) по содержанию права. В содержании вещного права присутствует правомочие владения вещью, в относительном праве такое право отсутствует, что обусловлено выделением в качестве предмета права определенного действия.

Природные ресурсы как объекты собственности могут находиться в гражданском обороте. В ГК РФ установлен перечень видов вещных прав. В соответствии со ст. 209 и 216 ГК к ним относятся:

• право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

• право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

• право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

В соответствии со ст. 334 ГК РФ к вещным правам относится право залога.

Данный перечень не может быть изменен по воле участников правоотношений. Однако он может быть изменен в сторону расширения или ограничения на основе федеральных законов. В частности, в соответствии с действующим природоресурсным законодательством не применяется по отношению к природным ресурсам право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.

Вещное право в отличие от обязательственного права содержит правомочие владения вещью, т. е. фактического господства над ней. В случае нарушения данного права субъект права использует вещно-правовые способы защиты, а именно, истребование вещи из чужого незаконного владения либо устранение препятствий в осуществлении вещного права.

Вещному праву корреспондирует обязанность неограниченного круга лиц не нарушать данное право.

Обязательственные права в области природопользования содержат правомочие их субъекта осуществлять пользование природным объектом, не связанное с владением данным объектом.

К числу обязательственных прав относится концессия, право краткосрочного и долгосрочного пользования природными объектами. Аренда, хотя и обладает признаками вещного права, однако формально к числу вещных прав не отнесена, поэтому также рассматривается как обязательственное право.

В природоресурсном законодательстве устанавливается исчерпывающий перечень видов обязательственных прав в сфере природопользования. Участники правоотношений в сфере природопользования при выборе правовой формы природопользования должны руководствоваться тем перечнем прав, которые предусмотрены в отраслевом природоресурсном законодательстве.

Объектом прав в области природопользования могут выступать только такие природные объекты, которые могут быть индивидуализированы в установленном законом порядке. К ним относятся земельные участки, недра, леса и иная растительность, водные объекты, животный мир. Общим способом индивидуализации природных объектов является определение территориальных границ расположения природного объекта.

Субъектами прав на природные ресурсы могут являться публичные образования (РФ, субъекты РФ и муниципальные образования), государственные и муниципальные органы, российские и иностранные физические и юридические лица, международные организации.

Отдельные виды прав в соответствии с федеральными законами могут принадлежать либо только физическим лицам (право пожизненного наследуемого владения), либо только юридическим лицам (право постоянного пользования земельным участком).

Право собственности по своей природе является гражданско-правовым институтом. В гражданском законодательстве закреплены общие положения, определяющие содержание, основания возникновения и прекращения права собственности. В то же время природные ресурсы являются объектами особого рода в силу своей публичной значимости. Поэтому в природоресурсном законодательстве устанавливаются специальные нормы, определяющие порядок пользования и распоряжения природными ресурсами. Законодательство обязывает собственника рационально использовать природные ресурсы. В процессе природопользования человеком потребляются отдельные удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом другие потребительские свойства природного ресурса сохранялись. Собственник не только обязан рационально использовать находящиеся в собственности природные ресурсы, но и охранять окружающую среду. В процессе природопользования он обязан выполнять требования законодательства.

Экологическое законодательство закрепляет принцип равных, одинаковых обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды для всех видов собственников.

Правовое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, таким образом, осуществляется на основе гражданского и природоресурсного законодательства.

Возникновение и прекращение права собственности, иных вещных прав на природные объекты

Право собственности, иные вещные права возникают, изменяются и прекращаются только по основаниям, указанным в законодательстве.

Возникновение права собственности, иных вещных прав происходит путем предоставления природного ресурса или объекта во владение, пользование, аренду или собственность. Земельные участки, недра предоставляются в порядке отвода. Осуществление лесных пользований допускается только по специальному разрешению — лесорубочному билету (ордеру) или лесному билету (кроме права граждан на пребывание в лесах); специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами по регулированию использования и охране вод; предоставление права пользования животным миром осуществляется путем выдачи охотничьего билета.

Это интересно:  Подготовка межевого плана земельного участка 2019 год

Вместе с тем, в некоторых случаях основанием для возникновения права природопользования является сложный фактический состав. Так, основными действиями, имеющими юридическое значение, которые входят в состав предоставления земли являются: а) решение компетентных органов государства о предоставлении земельного участка; б) установления землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности); в) получение документа, удостоверяющего это право.

Основания прекращения права собственности и иных вещных прав на землю и другие природные ресурсы предусматриваются в природоресурсном законодательстве.

Поскольку институт прекращения права собственности ориентирован, прежде всего, на режим частной собственности, а частная собственность получает свое развитие пока только в отношении земель, то в основу анализа оснований прекращения права собственности положено земельное законодательство.

Основания прекращения права собственности могут быть разделены на 2 группы:

  • 1. прекращение права собственности по объективным обстоятельствам (например, добровольный отказ от земельного участка, его продажа, мена, переход по наследству, смерть собственника). Особо следует выделить изъятие земель для государственных или общественных нужд, осуществляемое в рамках закона для удовлетворения государственных интересов. Оно хотя и ущемляет права собственника земли, но осуществляется в интересах общественного блага,
  • 2. случаи изъятия земель, урегулированные земельным законодательством, как следствие неправомерного поведения собственника — неосвоение участка в течение положенного времени, неуплата земельного налога, нарушение земельного законодательства и законов об охране окружающей среды. В числе необходимых условий пользования землей закон называет обязанность освоения земельного участка в течение установленного срока, рационального использования земельных угодий, уплаты земельного налога или арендной платы. Невыполнение названных требований дает основание ставить вопрос о прекращении прав на землю [11, с.134].

Прекращение права природопользования может быть полным или частичным. Право природопользования прекращается полностью, когда природопользователь лишается права пользования на весь предоставленный ему участок природного объекта. Частичным прекращением называется изъятие у природопользователя только части участка с сохранением за ним права пользования остальной частью.

В экологическом законодательстве предусмотрен определенный порядок прекращения права природопользования.

Так, например, согласно ст.51 Лесного кодекса право лесопользования (кроме случая истечения срока лесопользования), прекращается:

  • · по лесным пользованиям, а также осуществляемым на основе концессии, — по решению Правительства Республики Беларусь;
  • · по лесным пользованиям, осуществляемым на условиях аренды, — по решению местных исполнительных и распорядительных органов в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь об аренде и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь;
  • · по остальным видам лесопользования — путем аннулирования лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, выдавшими лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет или по решению местных исполнительных и распорядительных органов, а также прекращения действия специального разрешения (лицензии) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При отказе лесопользователя от права пользования участком лесного фонда это право прекращается на основании заявления лесопользователя в письменной форме.

При прекращении права лесопользования в случае изъятия земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, или иных земельных участков, покрытых лесом и относящихся к иным категориям земель, для государственных нужд осуществление лесопользования может быть разрешено на других участках.

При прекращении права природопользования предусматривается возмещение природопользователем причиненных убытков. В случае, если природопользователь нанес ущерб нерациональным использованием природных объектов, то он возмещает нанесенный ущерб из собственных средств [12, с.17-18].

Арендатор организовал на арендуемом им земельном участке для сельскохозяйственных целей производство из местного сырья торфоперегнойных горшочков и распродажу этой продукции. Арендодатель заявил протест против подобного использования земли, ибо в правомочия арендатора не входит право на продажу земли с арендуемого земельного участка. Арендатор обратился с заявлением в суд. Решите дело.

В соответствии с абзацами 3 и 4 ст.69 Кодекса Республики Беларусь о земле землепользователи земельных участков имеют право:

  • · собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;
  • · использовать в установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель.

На мой взгляд, т.к. арендатор продавал торфоперегнойные горшочки, не имея на них прав собственности, а также организовал производство продукции из местного сырья не для собственных нужд, а для продажи, то его действия являются неправомерными.

Таким образом, суд должен удовлетворить протест арендодателя против подобного использования земли.

На земельном участке, проданном гражданину К. для ведения личного подсобного хозяйства, находилось несколько деревьев и кустарников, перешедших ему естественным путем из соседнего лесного массива. Он, как владелец земельного участка, вырубил эту растительность, ибо она мешала сельскохозяйственному использованию земли. Лесхоз на том основании, что эти деревья относятся к лесу, предъявил в суд иск о взыскании стоимости незаконно порубленного по штрафной таксе исчисления ущерба. Решите дело.

Согласно статье 30 Лесного кодекса Республики Беларусь, при изъятии земельных участков, покрытых лесом, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, органы, принимающие решения об изъятии, одновременно решают вопрос о сохранении или вырубке древесно-кустарниковой растительности (насаждений) и порядке использования получаемой при этом древесины.

Юридические и физические лица, которым предоставляются изымаемые земельные участки без права вырубки древесно-кустарниковой растительности (насаждений), обязаны обеспечить сохранность этой растительности (насаждений) и уход за ней.

Из условия задачи не видно, что земельный участок, проданный гражданину К. для ведения личного подсобного хозяйства, был передан ему с какими-либо ограничениями, а именно: без права вырубки древесно-кустарниковой растительности.

Кроме того, в соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Республики Беларусь земельный участок, проданный гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, не входит в состав земель лесного фонда.

Таким образом, требования лесхоза безосновательны и в иске ему следует отказать.

Кооператив на арендуемом у местного Совета озере, ранее используемом для отдыха, туризма и любительского рыболовства, создал собственную охрану, которая после задержания нарушителя правил рыболовства отправила все материалы в суд для взыскания ущерба по штрафным таксам. Решите дело.

Согласно статье 55 Водного кодекса Республики Беларусь пользование водными объектами для ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, рыболовства и охоты, осуществления других видов пользования объектами животного мира осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании животного мира.

Из условий задачи видно, что нарушитель правил рыболовства был задержан на арендуемом озере.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» с последующими изменниями и дополнениями, утвердившем Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, арендаторы рыболовных угодий обязаны обеспечивать охрану рыболовных угодий путем проведения рыбоводно-мелиоративных мероприятий, предупреждения, выявления и пресечения случаев браконьерства в арендованных рыболовных угодьях (п.120 Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства).

При выявлении и пресечении случаев браконьерства лица, осуществляющие охрану арендованных рыболовных угодий, имеют право при исполнении служебных обязанностей:

  • · производить в установленном законодательными актами порядке досмотр вещей и транспортных средств лиц, находящихся в арендованных рыболовных угодьях;
  • · изымать незаконно добытую продукцию рыболовства и используемые при этом орудия рыболовства (о чем делается отметка в протоколе об административном правонарушении или составляется акт).

Любительское рыболовство в рыболовных угодьях, предоставленных в аренду, на которых организовано платное любительское рыболовство, осуществляется в порядке, установленном арендаторами рыболовных угодий в соответствии с условиями договора аренды и законодательством Республики Беларусь.

Лица, нарушившие в процессе ведения рыболовного хозяйства и рыболовства Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы охраны и использования рыбных ресурсов, несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

Незаконно добытая продукция рыболовства и запрещенные орудия рыболовства подлежат изъятию органами рыболовного контроля.

Вред, причиненный окружающей среде в результате незаконного вылова или уничтожения рыбы и иного вредного воздействия на среду ее обитания, подлежит возмещению лицом, причинившим его, в размере, определенном по таксам, установленным Президентом Республики Беларусь. Возмещение указанного вреда осуществляется независимо от изъятия продукции рыболовства.

Требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного вылова или уничтожения рыбы и иного вредного воздействия на среду ее обитания, предъявляются органами рыболовного контроля.

Так как из условий задачи видно, что правила рыболовства были нарушены, то нарушитель должен нести ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Иные права на природные объекты. Классификация вещных прав. Обязательственные отношения.

Действующим законодательством наряду с правом собственности предусмотрены и иные вещные права на природные объекты. В частности ст. 216 ГК РФ и ЗК РФ (ст.ст. 20, 21, 23) к вещным правам относят: право пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, земельные сервитуты.

Так, согласно ст. 20 ЗК РФ В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Это интересно:  Вещное право в объективном смысле 2019 год

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается.

Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Статья 23 ЗК РФ предусматривает право ограниченного пользования чужим земельным участком, т.е. сервитут. Сервитуты могут быть частными и публичными.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

По срокам действия сервитут может быть срочным или постоянным.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

По поводу природных ресурсов могут возникать различные обязательственные отношения: аренда, безвозмездное пользование (договор ссуды), временное пользование, доверительное управление, купля-продажа, мена, дарение, рента, ипотека, соглашение о разделе продукции, передача земельного участка по наследству и другие. Наиболее распространенными являются договор аренды, купля-продажа, временное пользование природными ресурсами (чаще всего — земельными участками).

Так, статья 22 ЗК РФ закрепляет особенности аренда земельных участков. Право аренды земельных участков предоставлено всем физическим лицам — гражданам РФ и иностранным гражданам, а также лицам без гражданства.

Пункт 1 ст. 22 ЗК РФ — «Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды».

Земельные участки, за исключением изъятых из оборота (п.4 ст. 27 ЗК РФ), могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.

По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.

Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 4 и 5 ст. 22 ЗК РФ, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в пункте 2 ст. 24 ЗК РФ, гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ;

5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости.

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго — четвертого, седьмого — девятого статьи 42 Земельного Кодекса РФ.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, vuzlit.ru, helpiks.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector