+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Вещные права в экологическом праве 2019 год

Понятие и формы права собственности на природные ресурсы

Собственность на природные ресурсы имеет определяющее значение в системе обществен­ных отношений по природопользованию и охра­не окружающей природной среды.

Право собственности как юридическая кате­гория может пониматься в двух значениях — субъективном и объективном.

Право собственности в субъективном смыс­ле — это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ре­сурсами. В объективном смысле право собствен­ности является одним из важнейших институтов Общей части экологического права и представ­ляет собой совокупность правовых норм, кото­рые закрепляют принадлежность природных ре­сурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими.

Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ (ст. 9, 36), Гражданском кодексе РФ (ст. 129, 209, 212), актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ре­сурсов: Лесном кодексе РФ (ст. 19), Водном ко­дексе РФ (ст. 34, 35), Законе РФ «О недрах» (ст. 1-2), Федеральном Законе «О животном ми­ре» (ст. 4) и др.

Осуществляемые в нашей стране реформы, направленные на формирование рыночной эко­номики, затрагивают в первую очередь отноше­ния собственности. Конституция РФ и действующее законодательство исходят из признания многообразия и равноправия различных форм собственности. В настоящее время в Российской Федера­ции юридически признаются и защищаются государственная, муниципаль­ная, частная и иные формы собственности на природные ресурсы.

Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы

Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государ­ство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.

Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадле­жат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящих­ся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кро­ме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).

Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права госу­дарственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном за­конодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соот­ветствующих темах данного учебного пособия.

Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из при­знака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлени­ем функций федеральных органов государственной власти, либо располо­женные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ * . В частности, такими объектами являются:

* См. Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993 № 2144; ст. 2-1 3акона «О недрах», ст. 36 Водного кодекса РФ, ст. 19 Лесного Кодекса РФ; ст. 4 Федерального Закона «О животном мире»? ст. 2 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях».

— земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществ­ления других функций федеральных органов государственной власти;

— земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс­портными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

— земельные участки и другие природные объекты государственных при­родных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;

— виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

— виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпа­дающим под действие международных договоров;

— месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударствен­ное значение;

— лесной фонд РФ и леса на землях обороны;

— водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъек­тов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние мор­ские воды, территориальное море РФ;

— естественные ресурсы морской экономической зоны и континенталь­ного шельфа РФ;

— иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.

В муниципальной собственности — собственности муниципальных обра­зований (городов, районов, поселков и т. д.) — могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.

Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объек­ты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточ­ные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предприни­мательской деятельности и др.

Данные виды природных объектов являются неотъемлемой принадлеж­ностью земельных участков, на которых они расположены, поэтому их оборотоспособность определяется в соответствии с нормами земельного и граж­данского законодательства.

Содержание права собственности на природные ресурсы

В содержание права собственности на природные ресурсы входят право­мочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования — это юридическая возможность извлекать из при­родного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяй­ственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных зако­ном пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противореча­щие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со специфи­кой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъек­тов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы — особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхожде­ния, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостоя­ния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природ­ные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как осно­ва жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом — сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование от­ношений собственности на природные ресурсы, установление законодатель­ных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как от­мечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружаю­щей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль го­сударства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безо­пасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы * .

* См. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 № 440, разд. 2.

Учитывая большую экологическую и социально-экономическую цен­ность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владе­ние, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допус­кается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Граж­данского кодекса РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъек­ты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и вос­производству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредно­го влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоря­жения природными ресурсами, которые выражаются в определении его осо­бого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания эконо­мических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земель­ных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вооб­ще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых видов природных ресурсов в связи с их естественными свойствами достаточно сложно или во­обще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ гово­рится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объек­там, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерыв­ного движения и водообмена (ст. 31).

Это интересно:  Земля под обременением 2019 год

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и поль­зования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятель­ности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуще­ствляется государством в основном через управленческие функции его ком­петентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной ок­ружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владе­нию, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособно­сти, определенной в уставах и других учредительных документах.

Навигация

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010)

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Экологическое право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система экологического права
  • Предмет, метод и принципы экологического права
  • Источники экологического права. Этапы развития экологического права
  • Право собственности на природные ресурсы. Экологическая система как объект права собственности. Право природопользования
  • Право экологопользования
  • Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на природные объекты
  • Защита права собственности и других прав на природные ресурсы. Экологические правоотношения
  • Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды

Из серии: Конспект лекций

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Право собственности на природные ресурсы. Экологическая система как объект права собственности. Право природопользования

Институт права собственности на природные ресурсы имеет эколого-экономическую сущность, т. к. природные ресурсы – это основа жизнедеятельности народов, живущих на соответствующей территории и в то же время являющихся объектами частной, государственной, муниципальной форм собственности. Особо важную роль земля играет в агропромышленном комплексе. Здесь она и главное средство производства, и пространственная основа всякой деятельности.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В законодательстве об окружающей природной среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т. д.

Под правом собственности на землю и другие природные объекты понимается: 1) совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений (ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ и другие правовые акты), иначе – это право собственности в объективном смысле; 2) совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности (право собственности в субъективном смысле); 3) правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками, а это значит, что право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения.

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и др. объектами собственности. Находящиеся в собственности природные ресурсы используются собственником свободно, по своему усмотрению. Но это не абсолютное право. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами, то есть собственник имеет право свободно пользоваться принадлежащими ему природными ресурсами, если это не наносит вреда окружающей природной среде. Собственник обязан в законодательном порядке обеспечить рациональное использование принадлежащих ему природных ресурсов.

Признаки права собственности на природные ресурсы: овеществленность, неотделимость от окружающей природной среды.

Экологическая система страны рассматривается законодательством с трех основных позиций: 1) как целостный интегрированный объект; 2) как определенные части этого целостного интегрированного объекта, обладающие определенной самостоятельностью; 3) как индивидуальные природные объекты, обладающие относительной самостоятельностью.

Экологическая система страны представляет собой систему экологических систем, каждая из которых обладает своей неповторимой целостной обособленностью от других и неразрывной взаимосвязью с остальными. Несмотря на их индивидуальность, можно типизировать эти экосистемы, и поэтому в законодательстве предусмотрены такие объекты, как типичные ландшафты, курортные местности, заповедники, заказники, достопримечательные природные объекты и другие составные части экологические системы.

Правовое регулирование экосистемы страны идет по трем основным уровням, регулируя использование и охрану экосистемы страны в целом, отдельные экосистемы, входящие в экосистему страны, отдельные природные объекты (землю, недра, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, поверхностные, подземные воды, генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, природные ландшафты и др.), природные ресурсы континентального шельфа, являющиеся первичными элементами экосистемы страны и составляющих ее экосистем.

Правовое регулирование осуществляется с позиций взаимосвязи природных объектов и их относительной самостоятельности, а поэтому относительно основных природных объектов экосистемы имеются головные нормативно-правовые акты, которые взаимосвязаны и при всей своей обособленности осуществляют в целом комплексное правовое регулирование экологопользования.

Право природопользования – это совокупность норм, устанавливающих порядок и условия рационального использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей народного хозяйства, экологических, экономических, культурных, оздоровительных интересов граждан.

Выделяют формы природопользования:

• экономическая (ведущая форма),

Эти формы осуществляются в виде природопользования общего (не требует разрешения, осуществляется гражданами в силу принадлежащих естественных прав – пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммунально-бытовых и лечебно-оздоровительных нужд и т. д.) и специального (на основе разрешения компетентных органов, связано с потреблением природных ресурсов, имеет целевой характер: использование недр, землепользование, лесопользование, водопользование, пользование животным миром – дикими животными и птицами и рыбными запасами, использование атмосферного воздуха).

1) производность природопользования от права собственности;

2) рациональность использования природных ресурсов;

3) целевое использование ресурсов;

4) устойчивость природопользования;

7) сохранение качества природных ресурсов и биологического разнообразия;

8) участие граждан в принятии решений, которые могут иметь экономические последствия.

Субъектами природопользования могут быть граждане РФ, юридические лица, иностранные юридические лица.

Основания возникновения права природопользования: передача природного объекта в аренду; заключение договора выдачи лицензии между субъектом и органом исполнительной власти края, области и т. д., на основе заключения экоэкспертизы на предполагаемую деятельность. Договор предусматривает условия, порядок использования, права, обязанности, размер платежей.

Основания прекращения права природопользования:

1) добровольный отказ субъекта от пользования объектом;

2) непредусмотренная деятельность субъекта; 3) прекращение оснований; 4) прекращение договорных, арендных, трудовых отношений; 5) нарушение правил природопользования.

Под правом природопользования подразумевают систему норм, контролирующих отношения по использованию природных богатств.

Право природопользования распределяется на виды права: землепользования; недропользования; водопользования; пользования атмосферным воздухом; лесопользования; пользования растительным миром вне лесов; пользования животным миром.

Основные принципы права природопользования:

рациональное природопользование; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер пользования природными ресурсами; платность специального природопользования.

Следует различать понятия «природопользование» и «право природопользования». Природопользование как фактическое использование человеком природных объектов, полезных свойств окружающей природной среды было всегда, независимо от форм организации человеческого общества и этапов его развития. Право природопользования возникло лишь на определенном этапе развития человеческого общества вместе с возникновением государства и регулятора общественных отношений – права. Под природопользованием понимается фактическое использование различных свойств окружающей природной среды и ее объектов; право природопользования – это их использование, урегулированное нормами права.

Право природопользования – один из фундаментальных институтов экологического права и природоресурсных отраслей права – земельного, горного, водного, лесного и др. Оно определяет характер правового регулирования использования природных ресурсов и других природных объектов, их охрану и воспроизводство. Таким оно было и раньше (до отмены монополии государства на землю в 1990 г.). И в настоящее время оно не утратило свое значение важнейшего юридического института и правомочия субъектов права.

Это интересно:  Вещные права по своей природе являются 2019 год

По характеру и основаниям возникновения различают право общего и специального природопользования. Право общего природопользования признается за всеми субъектами, для его осуществления не требуется какого-либо разрешения. Специальное природопользование осуществляется гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разрешений (лицензий) соответствующих органов.

Природопользование и экологопользование. Под природопользованием в широком смысле понимают удовлетворение потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов; в узком смысле – это хозяйственно-экономическая деятельность общества, направленная на использование природных ресурсов с целью извлечения из них материальных благ. Природопользование – использование природных ресурсов в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Экологопользование – одно из направлений взаимодействия человека и природы – использование окружающей среды, ориентированное на сохранение экологических связей и экосистем; это природопользование, организованное на основе экологической теории. Не любое природопользование (по разным причинам) является экологопользованием. Тем не менее на современном этапе развития производительных сил надежное обеспечение экологической безопасности невозможно без постоянной опоры на экологическую теорию.

Оглавление

  • Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система экологического права
  • Предмет, метод и принципы экологического права
  • Источники экологического права. Этапы развития экологического права
  • Право собственности на природные ресурсы. Экологическая система как объект права собственности. Право природопользования
  • Право экологопользования
  • Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на природные объекты
  • Защита права собственности и других прав на природные ресурсы. Экологические правоотношения
  • Государственное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды

Из серии: Конспект лекций

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2: Право собственности и иные вещные права на природные ресурсы и право природопользования

Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы.

Объекты, субъекты и формы права собственности.

Содержание права собственности на природные ресурсы. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы.

Понятие, виды и содержание ограниченных вещных прав на природные ресурсы.

Понятие, принципы, приоритеты природопользования.

Объекты, субъекты, виды и содержание права природопользования.

Тема 3: Управление в области природопользования и охраны окружающей среды

Понятие и принципы управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

Система и компетенция государственных органов управления. Формы, функции и методы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Органы специальной компетенции в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Производственное и общественное управление в области природопользования и охраны окружающей среды.

Понятие и система экологического контроля. Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды (мониторинг) как элемент экологического контроля.

Тема 4: Правовые основы нормирования качества окружающей среды, экологической экспертизы и стандартизации

Правовые основы экологического нормирования и стандартизации в Российской Федерации. Понятие и функции нормирования.

Санитарно- гигиенические, производственно-хозяйственные и комплексные нормативы качества окружающей среды. Классификация стандартов.

Оценка воздействия на окружающую природную среду и экологическая экспертиза,

их соотношение. Понятие, правовая основа и принципы экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза: объекты, порядок проведения, заключение.

Общественная экологическая экспертиза.

Экологический аудит: понятие, виды, правовая основа.

Тема 5: Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды

Учёт и социально-экономическая оценка природных ресурсов. Характер, содержание и виды природных кадастров.

Планирование и финансирование как элемент экономико-правового механизма охраны окружающей среды. Формы планирования. Основные источники финансирования экологической деятельности в РФ.

Развитие договорных начал в природопользовании.

Экологическое лицензирование: понятие, правовые основы, лицензионный процесс и виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Виды базовых нормативов платы за природопользование и вредное воздействие на окружающую природную среду.

Деятельность экологических фондов как элемент экономико-правового механизма охраны окружающей среды.

Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Тема 6: Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Понятие и особенности юридической ответственности за экологические правонарушения. Понятие и состав экологического правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).

Виды ответственности за экологические правонарушения (административная, уголовная и гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность).

Особенности ответственности юридических лиц, их руководителей и предпринимателей за экологические правонарушения. Правовые формы возмещения вреда, причинённого экологическим правонарушением.

Система правоохранительных органов, осуществляющих экологические функции. Формы и методы эколого-правовой деятельности органов прокуратуры. Место и роль органов внутренних дел в охране природы.

Негосударственные, общественные и международные организации занимающиеся охраой окружающей природной среды.

Формы и методы эколого-правовой деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Тема 7: Правовой режим, использование и охрана земель

Земля как объект эколого-правовых отношений. Земельное законодательство и земельная реформа в РФ. Правовые формы использования земли. Право собственности и ограниченные вещные права на землю.

Государственное управление собственностью на землю. Землеустройство.

Государственный земельный кадастр и мониторинг земель.

Контроль за рациональным использованием и охраной земель (государственный, общественный, производственный) и его стадии.

Правовая охрана земель. Мелиорация и консервация деградированных земель как способы воспроизводства земель. Ответственность за нарушение земельного законодательства. Разрешение земельных споров.

Тема 8: Правовой режим, использование и охрана недр

Недра как объект правового режима природопользования и охраны, его особенности. Горное законодательство РФ.

Государственное управление фондом недр. Понятие, органы и основные функции управления государственным фондом недр. Государственный кадастр месторождений и запасов полезных ископаемых. Государственный контроль и надзор за рациональным использованием недр и ведением работ по геологическому изучению недр.

Тема 9: Правовой режим, использование и охрана вод

Право недропользования и его виды. Основные права и обязанности недропользователей.

Правовая охрана недр и ответственность за нарушение горного законодательства.

Воды как объект экологических отношений. Классификация водных объектов.

Понятие и общая характеристика государственного управления водным фондом и его особенности.

Право водопользования и его виды. Права и обязанности водопользователей.

Государственный учёт вод и их использования. Государственный водный кадастр. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.

Основные направления и мероприятия по охране водных объектов. Ответственность за нарушение законодательства об использовании вод.

Тема 10: Правовой режим, использование и охрана лесов

Понятие леса как объекта экологических отношений и его особенности. Понятие и состав государственного лесного фонда. Правовая классификация лесов.

Государственное управление лесным фондом: понятие, органы, функции. Государственный лесной кадастр. Лесоустройство. Государственный контроль за использованием, воспроизводством и защитой лесов.

Право лесопользования и его виды.

Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства.

Тема 11: Правовой режим, использование и охрана атмосферного воздуха

Атмосферный воздух как объект эколого-правовых отношений.

Государственный контроль за использованием и охраной атмосферного воздуха.

Нормирование качества воздуха. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.

Тема 12: Правовой режим, использование и охрана животного мира

Животный мир как объект охраны и использования.

Государственное управление и регулирование использования животного мира: понятие, функции, органы.

Право пользования животным миром и его виды. Правовая охрана животного мира.

Тема 13: Правовой режим особо охраняемых природных территорий, зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия

Понятие и общая характеристика особо охраняемых природных территорий и объектов природы. Виды особо охраняемых территорий и объектов.

Правовой режим природных заповедников, заказников, национальных природных парков, памятников природы. Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов. Правовая охрана лечебно- оздоровительных и рекреационных зон природы.

Понятие правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации. Основные критерии отнесения участков территории Российской Федерации к зонам чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. Мероприятия, которые проводятся для ликвидации последствий в зоне чрезвычайного экологического бедствия

Ответственность лиц, нарушающих законодательство в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Вещные права на природные ресурсы в РФ

Характеристика системы вещных прав на природные ресурсы: на землю, на лес и нелесную растительность, на недра и полезные ископаемые, на водные объекты. Особенности права собственности на природные ресурсы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 26.02.2011
Размер файла 43,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГК РФ раскрывает содержание права государственной собственности на землю через правомочия по владению, пользованию и распоряжению (ст.209,260 ГК РФ). Однако нормы ЗК РФ расширяют этот перечень Так, согласно ч.2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). При этом правомочие управления относится к государству именно, как к собственнику земли.

Это интересно:  Выкуп земель общего пользования в городской черте 2019 год

«Закрепление в ЗК РФ указанной формулировки может представляться неоправданным. Поскольку, если положения, указанные в ЗК РФ характеризуют весь объем правомочий государства-собственника, то они противоречат положениям Конституции РФ и ГК РФ, согласно которым собственнику принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения» Грузин С.В.. Конституционно-правовое регулирование отношений публичной собственности на природные ресурсы// дис. … канд. юр. наук. СПб, 2007. с.123. .

Но необходимо учитывать, что положения ЗК РФ являются специальными по отношению к общим положениям ГК РФ, и могут дополнять их.

Исходя из сущности воды как природного объекта и ее физических свойств (нахождение в непрерывном движении), ее невозможно обособить и, как следствие, отнести к недвижимому имуществу в качестве объекта гражданского права. Поэтому преобладание в правовом регулировании отношений в сфере водопользования гражданско-правовых норм, закрепленных в положениях ВК РФ, вызывает настороженность.

Раскрывая содержание права публичной собственности на объекты животного мира, необходимо отметить, что особенность, влияющую на характер рассматриваемого правоотношения.

Поскольку тема «Вещные права на природные ресурсы в РФ» достаточно объемна, в данной курсовой работе рассмотрены лишь важнейшие ее аспекты.

Среди вещных прав выделяется, прежде всего, право собственности независимо от его форм и видов. Тем более одной из тенденций развития современного природоресурсного законодательства является расширение круга возможных собственников природных ресурсов. Однако все же государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности.

Это обуславливается также и учетом места человека в природе, особой роли природных ресурсов в общественном развитии, ответственности человека за сохранение благоприятного состояния окружающей среды в интересах будущих поколений. Поэтому предпочтительным является развитие правовой доктрины и права окружающей среды в рамках концепции природных ресурсов как общественного достояния. И именно государство способно максимально учесть публичные интересы в рациональном использовании природных ресурсов, сохраняя при этом некий баланс между экологическими и экономическими интересами.

В данной работе особое внимание уделялось вещным правам на такие природные ресурсы, как земля, лес, воды и недра.

Критический анализ нормативно-правовых актов, регулирующих возникновение, реализацию и прекращение вещных прав на природные ресурсы, обобщение теоретического материала по данной теме, анализ судебной практики позволяют выделить ряд проблем и причин, тормозящих развитие природопользования в РФ, препятствующих нормативно-правовому регулированию данного правового института:

1) Законодатель не дает четкого понятия леса. В соответствии с ЛК РФ лес следует понимать как экологическую систему или природный ресурс. Таким образом, исходя из положений статей ЛК РФ, можно заключить, что законодатель разделяет понятия «лес» и «лесной участок». При этом о вещных правах можно говорить только в отношении категории «лесной участок». В отношении категории «леса» ЛК РФ говорит только об использовании лесов. Таким образом, не представляется возможным говорить, например, о праве собственности на лес, так как законодательно определена лишь собственность на лесной участок. В данном случае необходима четкая и конкретная формулировка понятия «лес» и определения взаимосвязи этого понятия с понятием «лесной участок».

2) Согласно ст.16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Указанная формулировка провозглашает презумпцию государственной собственности, однако законодателем не указано, в какой именно государственной собственности — федеральной или собственности субъектов РФ может находиться тот или иной земельный объект, что, в свою очередь, не вносит ясности в регулирование отношений государственной собственности.

3) В то же время анализ положений п.1 и 2 ст.16 ЗК РФ выявляет их несоответствие друг другу. Так, п.1 указывает, что к государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, а п.2 закрепляет разграничение государственной собственности на собственность федеральную, субъектов федерации и муниципальных образований, тем самым включая муниципальную собственность в состав государственной. Представляется, что в данном случае было бы правильнее использовать термин «публичная собственность», которая включает в себя государственную (федеральная и региональная) и муниципальную собственность.

В заключении хотелось бы отметить, что принятие решений на государственном уровне должно основываться на приоритетности публичных экологических интересов, а также на комплексной оценке социальных, экономических и прочих последствий планируемых действий.

собственность природный вещное право

Нормативные правовые акты.

10. ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» от 03.06.2006 г. №73-ФЗ// СЗ РФ. 2006. №23. ст.2380.

13. ФЗ от 17 апреля 2006 г. №53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»// СЗ РФ. 2006. №17(часть 1). Ст. 1782

14. Постановление Правительства от 12.03.2008 г. «О подготовке и заключении договора водопользования»// СЗ РФ. 2008. №11 (ч.1). ст. 1033.

15. Постановление Правительства РФ от 12.06.2004г. №293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию»// СЗ РФ. 2004. №26. ст. 2669.

16. Определение КС РФ от 27.06.2000г. №92-о «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортастан, Республики Северная Осетия, Республики Ингушетия, Республики Коми и республики Татарстан»// СЗ РФ. 2000. №29. ст.3117.

18. Определение Верховного Суда РФ от 8.10.2008 года №56-ГО8-14 «Об отмене решения Приморского краевого суда от 03.07.2008 и признании противоречащей закону и недействующей части 2 статьи 4 Закона Приморского края «Об использовании лесов в Приморском крае» от 26.09.2007 N 141-КЗ.»// Правовая система «КонсультантПлюс».

19. Определение Верховного суда РФ от 20.07.2005г. по делу №33-Г05-9// Правовая система «КонсультантПлюс».

20. Анисимов А.П. Экологическое право России: учебник. М. «Юрайт». 2009.

21. Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник. М. «Проспект». 2009.

22. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: учебник. М. «Эксма». 2009.

23. Крассов О.И. Экологическое право: учебник. М. «Норма». 2008.

24. Научно-практический правовой постатейный комментарий к Водному кодексу РФ (под ред. Боголюбова СюАю)// Правовая система «Гарант».

25. Боголюбов С.А. Соотношение публичноправовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан// Журнал российского права. 2005. №7.

26. Бугаев Д.В. Гражданско-правовое регулирование использования объектов животного мира, отнесенного к объектам охоты.// дис. … канд. юр. наук. Волгоград. 2006.

27. Волков Г.А., Новикова Е.В. Каким быть новому закону о недрах?// Законодательство и экономика. 2003. №11.

29. Грузин С.В.. Конституционно-правовое регулирование отношений публичной собственности на природные ресурсы// дис. … канд. юр. наук. СПб, 2007.

30. Зинченко С.А. Государственная собственность в СССР: проблемы правового регулирования. Ростов-на-Дону, 1986.

31. Козлов Д.В. Вещные и обязательственные права в системе прав на водные ресурсы.// дис…. канд. юр. наук. Ростов-на-Дону. 2007.

32. Корсунова А.С. Государственная собственность на землю, лес и воду: вопросы эффективного управления// Закон. 2004. №3.

33. Нагаев Р.Т. Недвижимость: энциклопедический словарь. Казань, 2003.

34. Павлов П. Новый Лесной кодекс России и рыночная экономика// Российская юстиция. 1999. №2.

35.Покровский И. Проблема собственности// КонсультантПлюс. При поддержке издательства «Статут». Классика российской цивилистики. М., 2006.

36. Пискунова М.Г., Киндеева Е.А. Недвижимость: права и сделки. — М.: «Юрайт», 2008.

37. Тютрюмов И.М. Законы гражданские с разъяснением Правительствующего Сената и комментариями русских юристов// Правовая система «КонсультантПлюс». Классика русской цивилистики. 2006.

38. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 2000.

39. Фомина Л.П. Земельная собственность и государственная собственность на землю// Государство и право. 1997. №8

Статья написана по материалам сайтов: kartaslov.ru, lektsia.com, knowledge.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector