+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Виды вещных прав в китае 2019 год

Вещное право – институт гражданского права, регулирующий имущественные отношения. Вещное право дает основание лицу действовать в отношении принадлежащего ему имущества, не прибегая к разрешению и поддержке других лиц. Объектом вещного права является конкретная вещь. 1 октября 2007 г. в Китайтской Народной Республике (далее по тексту – КНР) вступил в силу закон о «Вещном праве». Его принятие было вызвано рядом факторов, которые были обусловлены развитием экономической системы Китая и проведением реформы открытости, а также тех, которые были направлены на формирование нового курса социальной политики страны.

Статья 1 Закона о вещных правах от 01 октября 2007 г. гласит, что «с целью защиты государственной экономической системы, рыночно-социалистической экономической системы, определить подчинение вещи, выявить назначение вещи, защитить вещные права правоспособного человека, в соответствии с конституцией, данный закон вступил в силу» [3]. Разработанный Закон о вещном праве выявил роль двух основных принципов вещного права. С целью того, чтобы правоспособный человек в полной мере мог пользоваться имуществом, была создана благоприятная правовая обстановка, поощряется создание и накопление капитала, охраняются вещные права правоспособного человека, а также защищаются жизненные интересы широких народных масс.

Определение подчиненности вещи – это и есть установление в гражданском праве имущественных прав как определенных, т.е. в отношении вещи накладывается гипотеза использования. Таким образом, использование вещи показывает, что собственник сам пользуется вещью или сдает ее в пользование другим людям. Закон о вещном праве регулирует вопросы пользования и подчиненности вещи, а также вопросы, касающиеся возникновения гражданских отношений. В соответствии с вышеуказанным законом о вещном праве, вещи делятся на: движимые и недвижимые. Недвижимые вещи – это земля, дом, лес и все вещи, которые неразрывно связаны с землей. Движимые вещи – это все остальные вещи, не входящие в круг недвижимых вещей.

Вещи, в соответствии с законом о вещном праве, по обыкновению, являются вещами, имеющими тело или форму, кроме вещей, входящих в область интеллектуальной продукции. На основании законов физики вещи имеют твердое, жидкое, газообразное, электрическое состояние. Произведения, торговые марки, патенты и другая интеллектуальная продукция являются вещами, не имеющими тела или формы, т.е. не являются предметами, входящими в область регулирования закона о вещном праве, а в основном регулируются специальными законами. Так, например, законом об авторском праве, законом о маркировке, законом о патентах. Интеллектуальная продукция не входит в область регулирования закона о вещном праве, однако в некоторых обстоятельствах, возникают вопросы, касающиеся закона о вещном праве. Например, имущественные права на авторское право, право на торговые марки, на патентное право могут регламентироваться обеспечительным правом. Вещное право состоит из: Права собственности; Вещного сервитутного права; Вещного обеспечительного права.

Однако две последние ветви права являются отдельными независимыми формами вещного права. В Китае, в связи с новым курсом Правительства, который направлен на улучшение уровня жизни населения и построения «общества среднего достатка» [4, C 60], были определены стратегические направления в развитии гражданского права. В 2004 г. в Конституцию КНР была внесена поправка о том, что собственность государства, коллективов и частных лиц находится под равной охраной. Закон о вещном праве придал принципу еще более ясные правовые основания: он содержит конкретные предписания о владении, пользовании и распоряжении собственностью, а также о получении доходов от нее. В законе подчеркивается необходимость поддерживать порядок социалистической рыночной экономики и защищать все субъекты рынка. В нем однозначно подчеркнуто, что «право собственности государства, коллективов и частных лиц, а также других участников имущественных отношений охраняется законом».

С обнародованием Закона о вещном праве в Китае создана официальная, более целостная система собственности, которая защищает имущество, приобретенное законным путем, уважает стремление частного лица к богатству и поощряет китайцев на создание еще больших мате¬риальных благ. В соответствии со ст.71 ОПГП «Право собственности на имущество представляет собой принадлежащее собственнику в отношении своего имущества право владения, пользования, извлечения выгоды и распоряжения согласно закону» [2, C. 79]. Право собственности может возникнуть лишь при наличии определенного юридического факта или их совокупности. Эти юридические факты называются основаниями возникновения права собственности.
В 1988 г. Конституция была дополнена следующим образом: «Государство допускает существование и развитие частного хозяйства в пределах, установленных законом. Частное хозяйство является дополнением к социалистической экономике, основанной на общественной собственности. Государство охраняет законные права и интересы частного хозяйства, направляет его деятельность, осуществляет контроль и управление». Ст. 73 ОПГП устанавливает, что «Государственное имущество относится к общенародной собственности. Государственное имущество священно и неприкосновенно. Право собственности государства на имущество является правом, которым обладает государство от имени всего народа на владение, пользование, распоряжение, получением выгоды. Ст. 45 Закона о Вещных правах гласит: «Имущество, относящееся согласно закону к государственной собственности, является общенародной собственностью. Государственный совет представляет государство при реализации права собственности на государственное имущество, если иными законодательными установлениями не предусмотрено иное» [5, C. 17].

К государств енной собственности согласно Закону «О вещных правах» относятся: недра, воды, морские зоны, городские, сельские, пригородные земли; леса, горы, степи, пустоши, отмели, прочие природные ресурсы, не относящиеся к коллективной собственности, согласно закону; дикие животные и растения; радиочастотные ресурсы; культурные ценности; имущество, предназначенное для обороны государства, железные дороги, шоссейные трассы, оборудование для производства электроэнергии, электросвязи, трубопроводы и прочее капитальное оборудование. Государственное имущество охраняется законом, никаким организациям и частным лицам не разрешается захватывать его, тратить, портить, делить между собой либо распределять иным образом. Ст. 74 ОПГП КНР гласит, что имущество коллективных организаций трудящихся масс относится к коллективной собственности трудящихся масс и включает:

1) находящиеся согласно установлениям законодательства в коллективной собственности земли, леса, горы, степи, целинные земли, отмели и т. д.;
2) имущество коллективных хозяйственных организаций;
3) являющиеся собств енностью коллективов строения, водохранилища, обрабатываемы е поля, ирригационные сооружения, а также сооружения, используемые для целей просвещения, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры;
4) прочее имущество, являющееся коллективной собственностью.
Коллективная собственность – имущество, входящее в собственность, в отношении

которой трудовые коллективы имеют право владения, пользования, получения выгоды и распоряжения. Коллективная собственность – это одна из независимых форм собственности в системе собственности КНР. Право собственности коллективов является выражением в законодательстве коллективной собственности. Коллективные организации выступают субъектом права коллективной собственности. Ст. 60 Закона «О вещных правах» гласит, что реализация права собственности в отношении коллективной собственности крестьян, проживающих в селах, производится сельскими коллективными организациями либо сельскими комитетами от имени коллектива; в отношении коллективной собственности двух и более крестьян, проживающих в селах, производится соответствующими сельскими коллективными хозяйственными организациями либо крестьянскими группами от имени коллектива; в отношении коллективной собственности крестьян, проживающих в поселках – соответствующими поселковыми коллективными хозяйственными организациями от имени коллектива [5, C. 19-20].
Имущество, находящееся в коллективной собственности, охраняется законом. Любым организациям или лицам запрещается захватывать, грабить, присваивать, портить это имущество или же незаконно его описывать, арестовывать, замораживать, конфисковывать. В соответствии со ст. 75 ОПГП «единоличное имущество граждан включает их законные доходы, жилище, сбережения, предметы повседневного обихода, культурно-исторические ценности, книги и печатные материалы, деревья, скот, а также средства производства, нахождение которых в собственности граждан разрешено законом, и прочее законное имущество» [2, C. 82].

Правом личной собственности гражданина является установленное законом право владение, пользование, распоряжение и извлечение выгоды в отношении имеющегося у него имущества. Право личной собственности гражданина занимает независимое положение в системе прав собственности КНР, является формой собственности в системе собственности, которая регламентирована законом. Законно полученные гражданином или законом разрешенные гражданину средства производства и средства потребления защищаются законом, в соответствии с которым также запрещается каким-либо организациям или отдельным людям незаконно завладевать, грабить, ломать, имеющимся государственным органам опечатывать, налагать арест, замораживать, конфисковывать данное гражданское имущество.

Вступивший в силу закон о вещных правах от 1 октября 2007 г. также строго регламентирует нормы о защите права собственности частных лиц. Так в ст. 65, 66 указано, что законные сбережения, вклады, прочие доходы частных лиц охраняются законом. Государство в соответствии с законом охраняет право наследования и прочие законные права, и интересы частных лиц. Имущество частных лиц, принадлежащее им на законных основаниях, охраняется законом, никаким организациям и частным лицам не разрешается захватывать, портить его.
Проанализировав и тщательно исследовав поставленную задачу, необходимо отметить, что правовая система КНР развивается, отвечая требованиям и нормам формирования и становления современного мобильного общества. В связи с этим были введены поправки в Конституцию и в ОПГП, регулирующие отношения собственности. Введение в силу Закона «О вещных правах» от 01.10.2007 г. закрепило за гражданами право на частную законную собственность и на осуществление защиты со стороны государства. Законодательная защита права частной собственности не только направлена на охрану интересов граждан, но и стимулирует экономическое развитие страны, способствует прогрессивному развитию общества и стабилизации положения государства.

Содержание

Это интересно:  Налог на землю башкортостан 2019 год

Китайский закон о вещных правах 2007 года: шаги разработки и принятия Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Дэн Шен Мин

Статья посвящена истории разработки и этапам принятия Закона о ветном праве. Также в статье рассматриваются особенности данного закона, отражающие специфику развития китайского права.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Дэн Шен Мин,

The Chinese Property Rights Act 2007: Stages of Drafting and Adopting

The article is concerned with the history of drafting and adopting the Chinese Property Rights Act 2007. The author also analyzes the special features of the Act reflecting the peculiarities of the evolution of Chinese law.

Текст научной работы на тему «Китайский закон о вещных правах 2007 года: шаги разработки и принятия»

КИТАЙСКИЙ ЗАКОН О ВЕЩНОМ ПРАВЕ 2007 года: ШАГИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ

Юридический институт Уханьский университет Китайская Народная Республика

Статья посвящена истории разработки и этапам принятия Закона о ветном праве. Также в статье рассматриваются особенности данного закона, отражающие специфику развития китайского права.

1. Разработка проектов Закона о вещном праве.

В соответствии с целью создания системы управления, опирающейся на правовые акты, определенные правительством Китая, к концу 2010 г. должна быть создана система законодательства, отвечающая задачам развития рыночной экономики и управления на основе права. К настоящему времени осуществлена кодификация конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства, однако гражданское законодательство продолжает оставаться некодифицированным, имеется лишь закон об «Общих принципах гражданского права».

По мере создания системы социалистической рыночной экономики Китая принятие гражданского кодекса становится все более актуальной задачей. Поэтому в марте 1998 г. Китайский законодательный орган поручил девяти правоведам-цивилистам во главе с Цзянь Пином руководство работой по составлению проекта гражданского кодекса. Они создали группу по составлению проекта гражданского кодекса. План работы предусматривал к марту 1999 г. принятие закона о договорном праве, а затем за че-тыре-пять лег — принятие закона о вещном праве. К концу 2010 г. план предполагает завершение работы над принятием гражданского кодекса.

25 марта 1998 г. рабочая группа обсудила вопрос о составлении проекта гражданского кодекса и приняла решение, поручающее двум правоведам, — профессору Лянь Хун Шину, работающему в юридическом научно-исследовательском институте Китайской социалистической академии, и профессору Ван Ли Мину, работающему в Китайском народном университете, составить свои собственные проекты Закона о вещном праве. В октябре 1999 г. такой проект был подготовлен в юридическом научно-исследовательском институте Китайской социалистической академии, а в декабре 2000 г. — в Китайском народном университете.

В мае 2001 г. законодательный рабочий комитет Всекитайского Собрания Народных представителей на основе этих двух проектов предложения создал новый проект Закона о вещном праве.

В июне 2002 г. профессор Мун Чин Гуо из Уханьского университета составил свой проект Закона о вещном праве, основанный на предложенной им теории

«структуры двух элементов вещного права», предусматривающей уравнение права собственности и владения.

Таким образом, к настоящему времени китайское правоведение выдвинуло три проекта Закона о вещном праве, которые образуют теоретическую основу будущего Закона о вещном праве.

2. Обсуждение проектов.

1)23 декабря 2002 г. на 31 заседании Постоянного комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП) девятого созыва был впервые обсужден проект гражданского кодеса КНР, в том числе и раздела о вещном праве. В августе 2004 года законодательный рабочий комитет ВСНП провел совещание со специалистами по вещному праву и включил в план своей деятельности работу над проектом Закона о вещном праве, закрепив это отдельным пунктом в плане законопроектных работ.

2)22 октября 2004 г. на 12 заседании Постоянного комитета ВСНП десятого созыва состоялось второе обсуждение проекта Закона о вещном праве.

После того, как Постоянный комитет ВСНП десятого созыва в декабре 2005 г. обсудил на своем 19-м заседании проект Закона о вещном праве, было принято решение поставить проект на обсуждение и голосование на 4-м заседании ВСНП в марте 2006 года.

12 августа 2005 г. профессор Гунн Шен Тянь, работающий в Пекинском университете, опубликовал открытое письмо — «Проект Закона о вещном праве нарушил основные принципы конституции и отклонился от основных принципов конституции и социализма». В этом письме он потребовал прекратить обсуждение проекта Закона о вещном нраве. Он указал, что проект отклонился от основных социалистических принципов, стремится повернуть колесо истории назад и, по словам автора письма, предположил, что проект нарушает конституцию.

26 сентября 2005 г. Председатель комитета ВСНП десятого созыва Убон Гуо выдвинул три указания: во-первых, твёрдо отстаивать правильную политическую ориентацию; во-вторых, исходить из конкретных условий и реальных общественных потребностей нашей страны; в-третьих, правильно определять соотношение между вещным правом и другими правовыми институтами.

4) 22 октября 2005 г. на 18-м заседании Постоянного комитета ВСНП десятого созыва в четвёртый раз был обсужден проект Закона о вещном праве. На этом заседании выступил заместитель заведующего законодательным рабочим комитетом ВСНП Нун Кан Шеен, и указал, что исправление проекта Закона о вещном праве должно отвечать правильной политической ориентации и, прежде всего, предотвращать утечку государственного имущества; он отметил, что недопустимо перенимать и копировать иностранную правовую систему, необходимо исходить из конкретных обстоятельств.

Таким образом, проект Закона о вещном праве не был обсужден и не был представлен на голосование 4-му заседанию Всекитайского Собрания Народных Представителей десятого созыва в марте 2006 г., как ранее планировалось.

23 января 2006 г. Хуан Фэн Пин опубликовал статью «Реформа непоколебима». В ней он указал, что решение новых вопросов в реформе возможно только путем углубления реформы. Он призвал к отстаиванию направления реформы и устранению споров о “социализме” или “капитализме”.

17 февраля 2006 г. Китайское научное юридическое общество пригласило нескольких цивилистов, специалистов по теории права, ученых из цешральной школы Компартии Китая на совещание, посвященное рассмотрению вопроса по охране права собственности на государственное имущество. Совещание представило Постоянному комитету ВСНП письменное заключение по этому вопросу.

25 февраля 2006 г. более пятидесяти правоведов снова собрались в Пекине для обсуждения теоретических вопросов приобретения вещных прав и поддержания гармонии в китайском обществе. Все присутствующие на этом собрании были единогласны в своем призыве к скорейшему приведению в движение законодательного обсуждения проекта Закона о вещном праве.

На состоявшейся в марте 2006 г. сессии ВСНП десятого созыва генеральный секретарь Ху Цзин Тау вместе с делегатами участвовал в обсуждении вопроса о проекте Закона о вещном праве. Он указал, “что нам надо без всякого колебания настаивать на направлении реформы и укреплять веру в реформу и твердую решимость”. Спор о реформе окончился.

5) Через десять месяцев, 24 августа 2006 г., проект Закона о вещном праве был представлен на рассмотрение ВСНП десятого созыва двадцать третьего заседания и обсужден в пятый раз. Текст последнего по времени представления проекта отчетливо отражал тезис о необходимости принятия закона о вещном праве, соответствующего конституции, а также постулировал необходимость охраны законных прав и интересов государственных, коллективных, частных лиц, акцентируя внимание на укреплении охраны государственного имущества и предотвращение его у течки.

6) 29 октября 2006 г. Постоянный комитет ВСНП десятого созыва двадцать четвертого заседания в шестой раз обсудил проект закона о вещном праве.

В декабре 2006 г. профессор Пекинского университета Гун Шен Тянь, заручившись поддержкой 778 человек, в том числе ученых, офицеров, вышедших в отставку, и военачальников, снова написал открытое письмо и иодал его девяти членам Постоянного комитета ЦК Компартии Китая, указав, что Проект принципиально нарушает Конституцию, и потребовал выработки Проекта, соответствующего Конституции.

7) 29 декабря 2006 г. на 25-м заседании Постоянного комитета ВСНП десятого созыва Проект был обсужден в седьмой раз. Члены Постоянного комитета и присутствующие единогласно пришли к заключению, что Проект наилучшим образом отразил мнения членов Постоянного комитета и иных лиц и изложен в правильном политическом направлении. При соблюдении принципа равной охраны вещных прав государства, коллектива и частных лиц Проект всесторонне и точно отражает социалистическую основу экономической системы страны; усиливает охрану государственного имущества; правильно отражает политику, проводимую государством в деревне; решает насущные проблемы народных масс и защищает их коренные интересы в реальной жизни. С учетом изложенного, он может быть представлен к рассмотрению и рекомендован к принятию на 5-м заседании ВСНП десятого созыва. После этого заседания в соответствии с порядком, установленным законом,

Это интересно:  Выкуп земельного участка под гаражом 2019 год

канцелярия заседаний Постоянного комитета ВСНП подготовила для делегатов ВСНП 12 января 2007 г. проект Закона о вещном праве для нового обсуждения. При обсуждении законодательный рабочий комитет ВСНП внес изменения в проект и направил его на обсуждение 5-му заседанию ВСНП десятого созыва. Структурно этот проект состоял из 5-и разделов, девятнадцати глав, двухсот сорока семи статей. В частности, разделы посвящались общим положениям, праву собственности, вещному праву пользования и извлечения доходов, вещному праву обеспечения, владению.

8) 8 марта 2007 г. состоялось второе пленарное собрание пятого заседания ВСНП десятого созыва, и делегаты заслушали вопрос о проекте Закона о вещном праве. В течение следующих 7 дней делегаты обсудили проект в трёх чтениях. Законодательный рабочий комитет ВСНП внес по итогам обсуждения соответствующие изменения в проект и подготовил текст проекта Закона о вещном праве для голосования. 16 марта на заключительном заседании 5-й сессии ВСНП 10-го созыва проголосовало за принятие Закона КНР о вещном праве. Одновременно, председатель КНР Ху Цзинь Тау подписал Указ № 60 об опубликовании Закона о вещном праве КНР. Закон вступает в силу с 1 октября 2007 г.

Таким образом, от момента начала работ над проектом Закона о вещном праве до его принятия прошло 13 лет. За это время проекты закона подвергались исследованию и изучению, проводились их начальные обсуждения, открытые запрашивания мнений о нем, свыше 100 раз созывались заседания, посвященные обсуждению проекта и хода работы над ним. Лишь после восьмикратного обсуждения проекта в ВСНП Закон о вещном праве КНР вышел в свет, — своеобразный рекорд в истории китайского законодательства.

В принятом Законе о вещном праве КНР 2007 г. 5 разделов, 19 глав, 247 статей. Разделы закона посвящены общим положениям, праву собственности (праву государственной собственности, праву собственности коллектива и праву собственности частных лиц, собственности на жилое помещение, продолжению и ограничению права собственности, отношениям «взаимного терпения и уступчивости между собственниками недвижимых вещей», обшей собственности), вещному праву пользования и извлечению дохода (праву хозяйственного ведения земельного подряда, праву срочного пользования застройкой земельного участка, праву срочного пользования квартирой, праву ограниченного пользования чужим земельным участком, или «сервитуту»), праву проживания, вещным правам обеспечения (праву залога, в частности, обычному залогу и залогу наивысшего объёма, праву залога с переменой владения, в частности, праву залога с утратой владения движимых вещей и прав), владению.

Закон о вещном праве 2007 г. отражает китайскую специфику. Это отражение проявляется в следующем.

Во-первых, принятие Закона о вещном праве осуществлялось при учете руководящих положений теории Дэн Сяопина, с учетом важной идеи «трёх делегатов». В нем всесторонне учтены научные взгляды на развитие китайского общества; твёрдо закреплена правильная политическая ориентация. Законодатель исходил из конкретных условий и реальных общественных потребностей Китая, он всесторонне и точно отразил социалистическую основу экономической системы страны, то есть — на начальной стадии развития социализма в Китае основу экономического режима поддерживают субъекты государственной и коллективной собственности при всеобщем развитии многообразия форм общественной собственности, например, усилена охрана государственного имущества.

Во-вторых, закон предусматривает соблюдение принципа равной охраны вещных прав государства, коллектива и частных лиц.

В-третьих, в Законе о вещных правах 2007 г. отражена основная политика, проводимая компартией в деревне, защищены коренные интересы народных масс в реальной жизни. Например, запрещена купля-продажа земли; запрещены покупки земельных участков, на которых расположены квартиры городского населения; по истечении срока права хозяйственного ведения земельного подряда о земле разрешено продолжить подряд; решение, принятое коллективом, не должно нарушать законные права и интересы отдельног о члена коллектива.

В-четвёртых, Закон о вещном праве решает насущные проблемы реальной жизни в направлении поддержания гармонии различных отношений интересов в китайском обществе. Например, исковая давность не распространяется на требования собственника об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. По истечении срока права срочного пользования земельного участка, на котором расположена квартира, этот срок автоматически продлевается срок. Защищаются законные права и интересы человека при изъятии земли посредством установления затрат и мер по о возмещению убытков, вызываемых изъятием. Установлен режим единой государственной регистрации недвижимости, а орган государственной регистрации обязан возмещать убытки, вызванные ошибкой регистрации. Издержки на регистрацию недвижимости устанавливаются по объекту, а не по площади, объёму или ценам недвижимых вещей. При залоге движимости регистрации осуществляется по месту жительства залогодателя. Установлено правило о том, что расположение гаража и стоянки автомобиля может располагаться в том микрорайоне, где находится квартира. Собственники квартиры вправе менять организацию, обслуживающую собственников квартиры в данном микрорайоне. Собственники квартир вправе также приглашать по своему усмотрению строительные организации; им гарантируется надлежащая вентиляция, солнечное освещение, а также разрешено подбирать освещение здания.

Значение принятого в 2007 г. в КНР Закона о вещных правах, состоит, таким образом, в том, что он создал институт вещного права. Если отсутствует институт вещного права, то исчезает возможность обеспечения эффективности и безопасности рыночных сделок и, следовательно, исчезают предпосылки создания системы рыночной экономики. Только нормы вещног о права равно охраняют собственность и интересы, принадлежащие государству, коллективу и отдельному лицу, отделяют общее от личггого, создают правовое основание предотвращению утечки государственного имущества.

THE CHINESE PROPERTY RIGHTS ACT 2007: STAGES OF DRAFTING AND ADOPTING

The Law School of the Wuhan University The People’s Republic of China

The article is concerned with the history of drafting and adopting the Chinese Property Rights Act 2007. The author also analyzes the special features of the Act reflecting the peculiarities of the evolution of Chinese law.

Право Китая. Конфуцианство и легизм. Источники права, вещное и договорное право, уголовное, брачно-семейное и наследственное право, судебный процесс

рабовладельческий право деспотия уголовный

1. Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частнаясобственность. Особый вид собственности представляла церковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским монастырям).

Общинное землевладение перестало существовать в Китае еще в древности. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и на общинные кладбища. Договоры заклада собственности имели следующие особенности:

  • · при закладе земли залогодатель длительное время не терял на заложенную землю права собственности, сохраняя право выкупа земли после истечения срока уплаты долга, поскольку отчуждение семейной собственности допускалось лишь в случае крайней нужды с правом последующего выкупа. Залогодержатель не мог распорядиться землей, даже если в договоре займа оговаривалась возможность продать землю. В случае неуплаты долга продаваемая земля должна была быть предложена сначала родственникам, затем соседям залогодателя;
  • · при залоге движимого имущества также исключалось самовольное распоряжение им, даже если исполнение договора было просрочено; кроме того, отдать в залог семейное имущество мог только глава семьи. Китайское право отличало от договора займа договор ссуды — передачу в пользование конкретно-определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность.

Договор купли-продажи занимал особое место в китайском обязательственном праве. Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельство, что продаваемый человек с рождения был лично свободен.

2. Семейное право в Китае (а также гражданское и другие отрасли частного права) базировалось на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианизация законов привела к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде.

Запрещались браки свободных с рабами, с родственниками по мужской линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фамилию.

Запрещалась полигамия, второй брак при жизни первой жены признавался недействительным. У мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых определялись обычаем. Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов — китайский брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях бесплодия жены, распутства, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к воровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению.

3. Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сыном. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев.

Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.

4. В области средневекового уголовного права Китая идеология конфуцианства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом. Конфуцианство проявилось также в вере китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких правовых норм.

Это интересно:  Адвокат по земельным спорам 2019 год

Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформулированного в законе этого правового понятия препятствовали разграничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний использовались такие категории, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка.

Законодательство не знало института необходимой обороны, но освобождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.

Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции десяти зол»:

  • · первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягательства против императора — заговор о мятеже против государя, непокорство и измена;
  • · четвертой — преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;
  • · пятой — поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью. Сюда были отнесены убийства в одной семье трех человек, совершение преступления с особой злостностью, все виды колдовских магических действий, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;
  • · шестой — преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;
  • · седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка.
  • 5. Судебный процесс носил инквизиционный характер.

Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных.

До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа.

Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным.

Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

§ 4. Право Древнего Китая

В богатых домах широкое распространение получило многоженство и гаремы с наложницами-рабынями. Специфической формой брака выступали отношения, при которых мужчина женился одновременно на нескольких женщинах-сестрах.

Главной женой становилась старшая сестра. Остальные женщины объявлялись младшими женами или наложницами. Главная жена занимала привилегированное положение, распоряжалась женской половиной дома, ее должны были почитать и слушаться все младшие жены и наложницы мужа. В то же время среди простолюдинов очень часто мужчины и женщины оказывались без семьи.
После заключения брака женщина теряла связь со своей прежней семьей. Власть мужа над ней и ее детьми была безгранична. Жена не имела собственности, не могла совершать сделки, выступать в суде. Приданым и всем семейным имуществом управлял муж. Жена должна была пребывать до конца своей жизни в затворничестве, находясь в особой половине дома. Она считалась большой грешницей, если покидала дом мужа. В одном трактате говорилось, что «если женщина не умерла в своей комнате, то табличку ее духа не следует помещать рядом с табличкой ее мужа». Глава семьи нес ответственность за проступки членов своей семьи. Он имел право наказывать подвластных. Допускалось нанесение побоев вплоть до смерти младшим сыновьям, невесткам, внукам. Как правило, отец не наказывался в уголовном порядке за эти «воспитательные» меры. Домовладыка имел право отдавать членов семьи в долговую кабалу, за исключением старшего сына.
Наследственное право. На наиболее ранних стадиях развития китайского общества наследником семейного достояния являлся младший брат умершего. В период Шан-Инь наследственные правоотношения изменяются. Постепенно утверждается порядок, при котором имущество отца наследовал его старший сын от первой жены. При отсутствии сыновей к наследованию призывались другие родственники мужа. Этот порядок был официально признан в период Чжоу. Кроме того, при отсутствии сыновей и родственников к наследованию призывалась вдова умершего. У чжоуских аристократов дети законных жен наследовали власть отца, а дети наложниц не имели такого права.
Преступления и наказания. На становление и развитие уголовного права оказала влияние идеология конфуцианской и леги- стской школ. Понятие преступления связывалось с проявлением преступной воли человека, его низости. Мера виновности и тяжесть наказания определялась характером духовного состояния виновного. Выделялись следующие виды преступлений: предумышленные и преднамеренные; преступления, совершенные с умыслом и без умысла; преступления, совершенные по ошибке. Формировалась концепция о стадиях преступления: покушение
или оконченное преступление. Китайские правоведы различали организатора преступления и его соучастников. В уголовном праве смягчающие и отягчающие вину обстоятельства определялись конфуцианским учением, требовавшим оказывать почтение престарелым, проявлять сострадание к детям, беременным женщинам и т.д.
Преступления. В период династии Шан-Инь классифицировалось 10 видов преступлений: пристрастие к играм и пению, пьянство, корыстолюбие, распутство, разгул, охота, пренебрежение к указаниям императора, сопротивление откровенным и искренним советам, чурание людей добродетельных и опытных, сближение с людьми безнравственными и неопытными.
В период правления династии Цинь устанавливается четкая классификация преступлений. К государственным преступлениям относились заговор против вана, мятеж, неподчинение императорским приказам, высказывания против правителя, хранение запрещенной конфуцианской литературы.
Древнекитайское право знало преступления против личности: убийство, нанесение ранений, клевета. Убийство раба, прелюбодействующей жены и ее любовника, подвластных членов семьи в «воспитательных» целях не наказывались. Если рабовладелец убивал чужого раба, то возникала лишь обязанность возместить материальный ущерб.
Серьезное внимание уделялось преступлениям против собственности. К данной группе преступлений относили кражу (имущества из храма, различных документов, деревьев в саду), грабеж, убой чужого скота и т.п.
Особое место занимали преступления против нравственности и семейных устоев: непочтительное отношение к отцу или старшему в семье, нарушение сроков ношения траура, прелюбодеяние со стороны жены, расторжение брака без законных оснований и т.д.
В самостоятельную группу можно выделить воинские преступления. К ним относились дезертирство, переход на сторону врага, трусость, неисполнение приказа начальника, непочтение к начальнику, неявка к установленному сроку на место сбора, езда галопом в расположении войск, шум в строю, неповиновение команде, ходьба не в такт барабанной дроби и т.д.
Наказания. Санкции государства за противоправное деяние, проступок отличались суровостью. Наказания имели своей целью причинить физические мучения виновному. По мере обострения классовой борьбы увеличивалось число наказаний и усиливалась их репрессивность. Мера наказания определялась социальным рангом виновного. Чем выше ранг, тем слабее уголовное наказа

ние. В конечном итоге уголовная политика стала сводиться к каре виновных, устрашению поданных и отчасти к пополнению казны.
Согласно исторической традиции сложилась система наказаний из 5 видов: татуирование, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь. В древнейший период получила распространение практика замены калечащих наказаний на символические: ношение черной повязки, одежды красно-бурого цвета и т. п. В период правления императора У-вана вводится клеймение за 10 видов преступлений. В X в. до н. э. государственная власть стала прибегать к замене смертной казни и членовреди- тельных наказаний денежными штрафами. В эпоху Цинь для представителей знати и имущих слоев телесная расправа могла быть заменена штрафом, ссылкой, отстранением от должности. Освобождались от телесных наказаний дети в возрасте до 8 лет и старики старше 70 лет. Во времена династии Цинь чиновники, обладающие рангом, имели право на смягчение наказания, а по достижении 56 лет освобождались от него совсем.
Процесс. В Древнем Китае суд не был еще отделен от администрации. Предварительное расследование и судебное разбирательство осуществлялись, как правило, одним лицом. Это приводило к произволу в уголовном процессе и ставило обвиняемого в тяжелое положение.
В эпоху Шан-Инь и Чжоу процесс носил обвинительносостязательный характер. В дальнейшем в связи с обострением классовых противоречий розыскной процесс находит все более широкое применение. Государство активно вмешивается в розыск и наказание преступников, чаще по собственной инициативе возбуждает преследование.
Следует выделять стадии процесса: подача потерпевшим заявления или жалобы, расследование обстоятельств дела чиновником — линыии, судебное разбирательство и вынесение решения (приговора). В качестве доказательств использовались личное признание, свидетельские показания, вещественные доказательства, доказательства, полученные под пыткой, клятва.

Статья написана по материалам сайтов: cyberleninka.ru, vuzlit.ru, lawbook.online.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector