+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Виды земельных сервитутов 2019 год

Земельный и Гражданский кодексы рассматривают сервитут в качестве вторичного вещного права. Однако возможно рассмотрение сервитута в качестве обременения земельного участка. С точки зрения собственника земельного участка, который соседи используют для прохода к водоему, сервитут является ограничением его права. С точки зрения соседей, сервитут — это право пользования чужим земельным участком.

От сервитута как ограниченного вещного права следует отличать ограничения прав на землю. Под ограничениями прав на землю в земельном законодательстве понимаются запреты на осуществление определенных видов деятельности и требования о воздержании от совершения определенных действий, связанных с использованием земли, которые предусмотрены законодательством. Данные запреты различаются по своей природе в зависимости от местоположения земельных участков, в связи с чем они не применяются в отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое назначение (например, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут устанавливаться охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков).

В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.

Сервитуты могут возникать на основании договора или закона. Так, согласно Воздушному кодексу вокруг аэропортов не допускается строительство высоких зданий, которые могли бы создать опасность полетам воздушных судов. Если по сельскохозяйственным землям прокладывается воздушная линия электропередачи, то в определенной полосе вдоль этой линии запрещаются полив посевов дождеванием, земляные и некоторые другие работы и т.п.

Статья 23 ЗК РФ устанавливает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом, когда это необходимо для обеспечения публичных интересов, в том числе интересов государства, местного самоуправления либо интересов населения, проживающего на данной территории, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень публичных сервитутов. Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры;

3) размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка для охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Срочный сервитут устанавливается для проведения временных работ, например осуществления прокладки трубопровода на территории участка, находящегося в собственности.

Сервитут должен осуществляться способом, наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В случаях, когда установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник, землевладелец и землепользователь вправе требовать изъятия (выкупа) у него данного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В случаях, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Лица, права и интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.

Изменение указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным законом или принятыми в соответствии с федеральным законом нормативно-правовыми актами.

После установления сервитута он считается неотъемлемой принадлежностью земельного участка и не может быть отчужден отдельно от участка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Виды земельных сервитутов

Дать исчерпывающий перечень всех servitutes praediorum в римском частном праве невозможно, так как в пределах, установленных законом, частные лица могли учреждать разнообразнейшие сервитуты в зависимости от целей конкретного частного хозяйства.

1. Сервитут в римском частном праве

Как уже упоминалось, земельные сервитуты подразделялись на сельские (servitutes praediorum rusticorum) и городские (servitutes praediorum urbanorum). Принцип такого деления определялся характером господствующего участка. Если он использовался для сельскохозяйственных целей, то имел место сельский сервитут, если же предназначался под постройку, то речь шла о городском сервитуте. Однако сельские сервитуты могли возникать не только для пользы земли, приспособленной под обработку, но также и в отношении вообще незастроенных участков (например, как право для выгрузки или сушки)’.

Сельские сервитуты, в свою очередь, подразделялись на дорожные, водные и иные сервитуты. К дорожным относились:

1) iter — право прохода пешком, проезда верхом на лошади и возможность быть проносимым в носилках по дорожке, пролегающей по соседнему участку. Последние два правомочия предоставлялись сервитуарию, если ширина тропинки позволяла проносить носилки и ездить верхом, либо они не были прямо исключены сторонами при заключении договора об установлении данного ius in re;

2) actus — право прогонять через соседскую землю скот. Обычно этот сервитут включал в себя и право проезда в повозке, и iter. Однако и право проезда в повозке, и право простого прохода (iter) могли быть исключены из actus соглашением сторон, а первое еще и тем, что отведенная дорога будет слишком узка для повозки. Общим свойством и iter, и actus было то, что их осуществление не требовало определения конкретной тропы или дороги, управомоченный субъект мог в каждом конкретном случае по своему усмотрению прокладывать путь через служащий участок2.

3) via — право проезда на телеге с тяжелой поклажей (камнями, бревнами). Этот сервитут включал в себя все функции iter и actus, а также право проволакивать камни и нести прямо шесты и копья (т.е. право на свободное пространство над путем в высоту копья), если иное не было предусмотрено сторонами. Via в отличие от двух первых iura in re предполагал устройство проездной дороги, ширина которой могла быть определена в договоре. Если такого соглашения не было, то размер устанавливался Законами XII таблиц (VII.6) — 8 футов в прямом направлении и 16 футов при поворотах3. Этот минимум не должен был изменяться сторонами, иначе считалось, что возникает iter, а не via. Общим признаком перечисленных дорожных повинностей является их древнейшее происхождение

1 См.: Дернбург Г. Пандекты. Т. I. Ч. 2: Вещное право. СПб., 1905. С. 196.

2 См.: АзаревичД. Система римского права. Т. I. С. 450.

3 См.: Законы XII таблиц. С. 95.

Глава I. Сервитуты в римском, русском лореволюционном и современном

__ российском гражАанском праве__________ (упоминаются уже в Законах XII таблиц), а также принадлежность к кате гории манципируемых вещей;

4) прибавившийся значительно позднее к перечисленным дорожным сервитутам servitus navigandi — право переплывать чужое озеро с целью сообщения с определенным земельным участком. Водные сервитуты включали в себя:

1) aquaeductus — право проводить воду с другого участка. Обычно воду можно было проводить только из постоянного источника (колодец, река, проточный пруд); если источником был, например, непроточный пруд или цистерна, то этот сервитут не имел места. Сервитуарий мог проводить воду только через деревянные или глиняные трубы, лежащие на земле, но не каменными каналами или другими сооружениями, слишком обременяющими хозяина служащего имения. Пользование водой могло быть ограничено определенным периодом времени (только во время зимы или лета либо даже в определенные дни или время суток). Этот сервитут, как и три дорожных, имел древнейшую историю в Риме (все остальные водные сервитуты возникли позднее) и относился к числу res mancipi.

Следует заметить, что aquaeductus в одном месте Дигест Юстиниана (D. 6.2.11.1)’ описывается не как сельский, а как городской сервитут. Имеется в виду случай, когда сервитуарий проводит воду с соседнего участка не для орошения своей земли, а для водоснабжения своего строения. Это лишний раз подтверждает справедливость основания классификации сервитутов на сельские и городские — в зависимости от цели использования praedium dominans, а не географического расположения участков;

2) aquaehaustus — право черпания воды с чужого участка, соединенное с правом прохода к источнику;

3) servitus pecoris ad aquam appulsus — право выгона скота к водопою на чужой земле, соединенное с actus к источнику;

4) s. aquae educendae — право отводить воду со своей земли на землю

5) s. aquae immitendae — право спускать дождевую воду через имение, находящееся ниже, если соседние участки находятся на склоне;

Это интересно:  Обоснование местоположения границ земельного участка 2019 год

6) право на то, что сосед не может добывать воды на своей земле, если это приводит к уменьшению ее запасов на господствующем участке. Это был единственный отрицательный сервитут из числа сельских.

1. Сервитут в римском частном праве

Римлянам были известны и другие виды servitutes praediorum rusticorum, а именно:

— s. parcendi — право пасти скот на соседнем участке. Этот сервитут мог быть соединен с правом содержать шалаш для пастуха на praedium serviens;

— s. silvae caeduae — право рубить лес на соседнем участке для удовлетворения потребностей другого (например, для устройства виноградника);

— s. calcis coquendae, lapidis eximendi, arenae fodiendae — право на добычу с подчиненного участка извести, камня, песка для нужд господствующего (например, для постройки амбара);

— наконец, право складывать плоды, собранные со своей земли, на участке соседа (в том числе и в его амбаре), право при эксплуатации каменоломни бросать камни на чужую землю, право давить виноград в давильне соседа, и т.д.

Возникновение городских сервитутов (за исключением одного древнейшего) относится в основном к классическому периоду в истории римского права (эпохе господства ius gentium и ius honorarium), когда с ростом города Рима меняется сам характер градостроительства. Одноэтажные дома, изолированные друг от друга окружающими их земельными участками, сменяются на тесно прилегающие, нередко многоэтажные и имеющие окна на улицу, а не во двор постройки. Такая теснота и вызвала потребность в городских сервшутах, к числу которых относились:

1) servitus cloacae mittendae — право провести через чужую землю трубу для отвода нечистот со своего двора в большую публичную клоаку. Строго говоря, этот сервитут происходит еще из доклассического права Древнего Рима в отличие от всех других servitutes praediorum urbanorum. Скорее всего, он появился вскоре после сожжения воинственными галлами Рима (365 г. до н.э.). До этого публичная клоака проходила только по общественной земле, так что стоки из каждого частного участка могли непосредственно вливаться в нее. После Галльского пожара римляне строились, не соблюдая старого плана города, возводя постройки и на своей, и на чужой, и даже на общественной земле. Поэтому получилось так, что в некоторых местах частные дворы и здания потеряли прямой доступ к публичной клоаке. Чтобы получить его, надо было приобрести возможность проложить сточную трубу через соседние участки. Отсюда и могла возникнуть мысль о s. cloacae mittendae1;

‘ См.: Памятники римского права: Законы XII таблиц; Институции Гая; Дигесты Юстиниана.

‘См.: Гусаков А.Г. К вопросу о теории сервитугного права // Журнал гражданского и уголовного права. 1884. Кн. IX. С. 72—73. Подробнее об этом сервитуте см.: Capogrossi Colognesi L.

Глава I. Сервитут в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве____________ __

2) s. proiicendi et protegendi — право протянуть от крыши или стены своего здания в воздушное пространство соседа балкон или кровельный скат;

3) s. oneris ferendi — право опирать здание или часть его на стену, столбы, колонны соседа. Хозяин служащего участка обязывался содержать эти опоры в состоянии, делающем их способными выдержать тяжесть строения, принадлежащего сервитуарию. Уникальность данного сервитута состояла в том, что здесь требовалось совершение положительных действий со стороны собственника служащего имения в пользу владельца сервитута1, тогда как по общему правилу он должен только терпеть (pati) действия чужих лиц или воздерживаться (поп facere) от собственных действий в отношении своего имущества;

4) s. tigni immitendi — право провести или укрепить свои балки в здании соседа, который в отличие от предыдущего случая не был обязан ad faciendum2;

5) s. stilicidii — право отводить на чужой участок дождевую воду в каплях;

6) s. fluminis — право спуска дождевой воды через соседний участок

7) s. altius non tollendi — право запрещать соседу надстраивать этаж или возводить постройки выше определенной высоты, чтобы они не препятствовали доступу солнца, света и не заслоняли бы вид3;

Противоположностью данному праву является servitus altius tollendi4, обеспечивавший его субъекту возможность строить на господствующем участке здания выше установленной высоты и затемнять соседний участок (D. S.2.2)5. Любопытно отметить, что данный сервитут в одном месте Дигест Юстиниана (8.3.2) описывается римским юристом Нерацием не как городской, а как сельский6;

8) s.ne luminibus officiatur — право запрещать соседу постройкой или насаждением деревьев препятствовать потоку света. Возможным был даже запрет окрасить дом в темный цвет, если от этого терялся свет;

1 См.’.ДорнЛ.Б. Догма римского права. СПб., 1880. С. 433.

2 См.: Нерсесов Н.И. Римское вещное право. М., 1896. С. 149.

3 Rodger A. Owners and Neighbours in Roman Law. Oxford, 1972. P. 38

4 Branca G. Considerazioni sulla «servitus altius tollendi». Milano, 1951. P. 105.

? См.: Памятники римского права: Законы XII таблиц; Институции Гая; Дигесты Юстиниана.

С. 304. См. там же. С. 307.

1. Сервитут в римском частном праве

9) s. ne prospectui officiatur — право требовать, чтобы сосед своим сооружением не заслонял вид, который сервитуарий имеет из своего дома;

10) как противоположное последним трем сервитутам — право строить на господствующем участке здания выше нормы, застраивать окна, загораживать вид и т.д. Существование подобных сервитутов объясняется тем, что обычное право и законы налагали на собственников известные строительные ограничения либо в пользу публичных интересов, либо только в интересах соседей. Последние могли быть по соглашению сторон отменены. Приобретенные при отмене таких ограничений собственниками служащих участков права и были сервитутами1;

11) s. sterculinii — право класть навоз или что-либо подобное возле соседской стены;

12) s.fumi immitendi — право пропускать на участок соседа чрезмерный дым из трубы или пар из бани;

13) s. balnearii habendi — право иметь ванную в чужом доме;

14) s. luminum — право пробить окно в пограничной стене для пропуска света или восстановления вида;

15) право на то, чтобы в соседнем доме не занимались известными ремеслами, если это приносит выгоду господствующему участку (например, уменьшает опасность от огня, связанную с некоторыми ремеслами). Однако таким сервитутом нельзя признать воспрещение конкурентного промысла, так как такой запрет будет выгоден только для личного промысла данного собственника, а не для господствующего участка вообще2.

Перечисленные виды земельных сервитутов разделяются не только на сельские и городские, но могут быть классифицированы и по другим основаниям (по содержанию и способу осуществления).

По содержанию сервитута могут быть разграничены на положительные (affirmativae) и отрицательные (negativae). Положительные сер-витуты позволяют их субъекту оказывать физическое воздействие на чужой земельный участок. К ним относятся все сельские сервитута (за исключением права запретить соседу добывать воду на его земле, если это уменьшает ее запасы на господствующем участке), а также большинство городских сервитутов.

Отрицательными называются те сервитута, которые реализуются посредством воспрещений, лишающих собственника служащего участка возможности совершать определенные действия в отношении своего

‘ См.: АзаревичД. Система римского права. Т. I. С. 454. 2 Сы.:ДгрнбургГ. Пандекты. Т. I. Ч. 2. С. 210.

Глава I. Сервитуты в римском, русском дореволюционном и современном _______________российском гражданском праве

имущества’ (например, добывать воду, надстраивать этаж, высаживать тенистые деревья, красить дом в темный цвет). К ним относится упомянутый чуть выше водный сервитут, а также следующие виды городских: s. altius non tollendi, s. ne luminibus et prospectui officiatur, право запретить соседу заниматься определенным ремеслом, если это отвечает интересам господствующего участка.

Другая классификация предполагает деление сервитутов по способу осуществления на постоянные (continuae) и непостоянные (discontinuae). Постоянные (непрерывные) сервитута физически обеспечивают их субъекту возможность непрерывного пользования подчиненным участком либо предоставляют ему право воспрещения некоторых действий соседа. К таким iura in re относятся все отрицательные сервитута, а также некоторые положительные — aquaeductus, если пользование водой не было ограничено определенным временем, s. proiicendi et protegendi, s. oneris fe-rendi, s. tigni immitendi и др.

Непостоянные сервитута не могут физически осуществляться непрерывно, хотя юридически сервитуарий в любой момент может воспользоваться принадлежащим ему правом в отношении чужой земли. К таким сервитутам относятся все дорожные сервитута, aquaehaustus, s. pecoris ad aquam appulsus, s. sterculinii и др.

Впрочем, ряд цивилистов рассматривали servitutes discontinuae еще более узко, полагая, что к ним относятся лишь те, которые могут быть осуществлены только в определенное время или при определенных обстоятельствах2 (например, если лицо имеет право прохода через чужой участок лишь в ночное время либо в рамках aquaeductus может пользоваться водой не в течение всего года, а только в летний сезон), т.е. здесь сервитуарий не только физически, но и юридически не мог постоянно пользоваться чужой землей. Следовательно, непостоянным мог быть только положительный сервитут, при установлении которого стороны ограничили возможность его реализации определенным периодом времени или обстоятельством.

Справедливости ради заметим, что римлянам последняя классификация была неизвестна, а заслуга в ее создании принадлежит романистам второй половины XIX в.

Виды земельных сервитутов

Действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут). Разделение сервитутов на публичные и частные закреплено в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и других нормативных актах. В юридической литературе высказывается мнение о необходимости научного определения и введения в российское законодательство понятия «публичные и частные горные сервитуты». [7] До рассмотрения публичного и частного сервитута в своей работе в отдельности хотелось бы выделить общие нормы действующего законодательства, которые распространяются как на публичные, так и на частные сервитуты.

Это интересно:  Объект вещных прав в гк рф 2019 год

Общей является норма ст. 274 ГК РФ о том, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения. На публичный и частный сервитут распространяются положения п.1 ст.275 ГК РФ о сохранении сервитута в случае перехода прав на земельный участок, обремененного сервитутом, к другому лицу. Согласно п.2 ст. 275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии со ст. 27 ФЗ от 21.07.97г. » О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в Едином государственном реестре прав. Пункт 1 ст. 23 Земельного кодекса предусматривает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Согласно п.1 ст. 274 ГК РФ земельный сервитут определяется как принадлежащее собственнику одного недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) право ограниченного пользования соседним земельным участком другого собственника. Частный сервитут устанавливается для обеспечения определенных интересов (потребностей). Согласно ст. 274 ГК РФ частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Федеральный закон от 3.08.1995 г. «О племенном животноводстве» предусматривает установление частных сервитутов для прогона скота, проведения и отведения воды через соседний участок, забора воды, водопоя скота. Кроме этого, виды частных сервитутов перечислены в ч.1 ст. 44 ВК РФ (водные частные сервитуты) и в п.3 ст. 64 Градостроительного кодекса (частные сервитуты в области градостроительства). В ряде нормативных актов содержатся лишь общие упоминания о частных сервитутах без установления их видов (ч.2 ст.21 Лесного кодекса РФ; ФЗ от 15.06.96. № 72 ФЗ «О товариществах собственников жилья» и др.).

Современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе договора, судебного решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме). Это положение закреплено в п. 3 ст.274 ГК РФ, ч.2 п.5 ст.8 ФЗ «О товариществах собственников жилья». Исключением из этого правила является возможность заключения договора об установлении водного или лесного частных сервитутов не с собственниками водных объектов и участков лесного фонда, а с пользователями (ч.3 ст.43 ВК РФ и ст.ст.1, 17, 21 ЛК РФ). Другой стороной является сервитуарий — лицо, в пользу которого устанавливается сервитут. Таким лицом может быть субъект, обладающий участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Если сервитутом обременяется здание, сооружение и другое недвижимое имущество, сервитуарием может быть собственник зданий, сооружений, а также обладатели права хозяйственного ведения и права оперативного управления на эти объекты (ст.294, 296 ГК РФ). В договоре об установлении сервитута должны быть указаны предмет договора и цена, т.к. этот договор возмездный (п.5 ст.274 ГК РФ). Что касается условия о сроке действия сервитута, то оно является необязательным. Если в договоре срок не определен, он все равно считается заключенным на неопределенный срок и подлежит государственной регистрации.

Основанием возникновения сервитута может быть вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное по иску лица, требующего предоставления сервитута. Возможность установления сервитутов на основании актов государственных органов и органов местного самоуправления предусмотрена только в отношении частных лесных сервитутов (ч.2 ст. 21 ЛК РФ). Такой способ возникновения сервитутов базируется на общих нормах гражданского права, допускающих возникновение гражданских прав (в том числе и вещных) посредством издания административных актов в случаях, прямо предусмотренных законом (ст.8 ГК РФ и ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Допускается возникновение сервитута в силу прямого указания закона, например, при продаже земельного участка с сохранением за продавцом или законодателем права собственности на здания, сооружения и другую недвижимость, находящуюся на отчужденной земле (ст. 340, ч.2 ст.553 ГК РФ, ст.64 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Статья 276 ГК РФ называет два основания для прекращения частного сервитута: расторжение договора и судебное решение. Инициатором прекращения сервитута в этих случаях выступает собственник участка, обремененного сервитутом. В первом случае причиной прекращения сервитута является отпадение оснований, по которым он был установлен. Во втором случае — невозможность использования земельного участка в соответствии с назначением в результате обременения его сервитутом. Между тем частный сервитут может прекращаться и в иных случаях:

  • — при гибели объекта сервитутного права (пересыхание водного источника);
  • — при изъятии служащего земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • — при истечении срока действия срочного сервитута и др.

Поскольку в качестве субъектов, обремененных водными и лесными сервитутами, в соответствии со ст. 42, 55 ВК РФ и ст.ст.17, 21, 22 ЛК РФ выступают не собственники водных объектов и участков лесного фонда (РФ и субъекты РФ), а пользователи (граждане и юридические лица), водные и лесные сервитуты прекращаются также в связи с прекращением права пользования водным объектом или участком лесного фонда. Прекращение частного сервитута подтверждается специальным штампом погашения, который ставится на регистрационном реестре (п.62, 64 правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219) [8].

Публичные сервитуты устанавливаются в интересах неограниченного круга лиц. В этой связи ряд юристов (Суханов Е.А., Мейер Д.И., Уткин Б., Сарьян Е.) высказывали мнение о том, что публичные сервитуты не являются ограниченными вещными правами в прямом смысле этого слова, поскольку не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют пределы прав публичных или частных собственников соответствующих недвижимостей. Аналогично рассуждает и Тихомиров Ю.А., который считает, что «данное мнение находит косвенное подтверждение в п.7 ст. 23 ЗК РФ, из содержания которой можно сделать вывод о том, что органы государственной власти или местного самоуправления, предоставляя гражданам и юридическим лицам земельные участки в пользование или во владение, одновременно ограничивают пределы таких прав». [9] В отличие от других юристов Чубуков Г.В. предлагает рассматривать публичный сервитут «не в плане ограничения права собственности на объект земельной недвижимости, а в плане расширения права собственности народов, проживающих на данной территории, на землю и иные природные ресурсы «.[10] Однако в связи с этим возникают вопросы: «Каких народов и на какой территории?».

Возможность установления публичных сервитутов на земельный участок предусмотрена не только Земельным кодексом РФ, но и ФЗ от 21.01.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ от 19.07.1998 г. «О гидрометеорологической службе» и другими нормативными актами.

Земельный кодекс РФ в отличие от других нормативных актов содержит широкий перечень оснований для установления публичных сервитутов: законы или нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, Градостроительный кодекс РФ (ч. 2 ст. 64) в качестве основания для установления публичного сервитута называет только нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Отличительной особенностью земельного публичного сервитута является его установление с учетом результатов общественных слушаний. Проведение общественных слушаний — одна из форм работы с общественностью и способ реализации принципа участия граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю (п.1 ст.1 ЗК РФ). Необходимо отметить, что в РФ отсутствуют какие-либо нормативные акты, регламентирующие процедуру проведения общественных слушаний. Этот пробел в российском законодательстве можно устранить путем принятия нормативных актов на уровне субъектов РФ. Процедура проведения общественных слушаний должна быть разработана, исходя из специфики территорий, социальных и этнических групп.

Используя позитивный опыт зарубежных государств, можно предложить следующий порядок проведения общественных слушаний. Первый этап — информирование общественности о предстоящем принятии решения об установлении публичного сервитута через прессу, теле- и радиопередачи. Второй этап — выявление мнения общественности путем проведения собраний, сходов, опросов (письменных, телефонных). Третий этап — проведение общественных слушаний. При этом граждане заранее информируются о месте и времени их проведения, а результаты общественных слушаний оформляются протоколом. Четвертый этап — информирование общественности о принятом решении через средства массовой информации (публикация закона или нормативного правового акта, установившего сервитут).

Установление публичного сервитута ограничивает права собственника участка, так как собственник не может в полном объеме использовать свой участок и получать прибыль. Однако законодатель предусмотрел право собственника участка, обремененного публичным сервитутом, требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерную плату только в одном случае, когда установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (п.7 ст. 23 ЗК РФ). Данное положение кодекса, по мнению автора, требует пересмотра. Справедливо будет предусмотреть право собственника участка, обремененного публичным сервитутом, требовать соразмерную плату от указанных органов независимо от наличия или отсутствия существенных затруднений в использовании участка. Можно рассмотреть в качестве одного из вариантов право такого собственника на частичное освобождение от уплаты земельного налога на период действия публичного сервитута.

Это интересно:  Виды вещных прав в китае 2019 год

Если предположить, что размер соразмерной платы, выплачиваемой собственнику участка, будет устанавливаться соглашением, а при его отсутствии — судом, то остается нерешенным вопрос о том, какой орган государства или орган местного самоуправления будет заключать данное соглашение и из каких средств эта плата будет выплачиваться собственнику участка. Эти вопросы также требуют своего законодательного решения.

Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (п.2 ст. 48 ЗК РФ) или в случае изъятия участка органами государственной власти или местного самоуправления (п.7 ст. 23 ЗК РФ).

Виды сервитутов

Сервитут в отношении земельного участка заключается в том, что лицо, которое не является собственником или владельцем земли, может использовать ее в определенных целях, установленных законодательно.

Земельные отношения, которые возникают у владельцев земельных участков разных видов, имеют множество особенностей, которые связаны с приобретением и реализацией прав на землю. Особое место при этом занимает такое понятие как сервитут, которое может означать как право, так и обременение, в зависимости от того, кому оно принадлежит.

Далее будет рассмотрено значение данного понятия, а также его основные исторические и законодательные виды и формы, которые встречаются на практике.

Понятие сервитута

В общем смысле сервитут представляет собой ограниченное право для одного субъекта пользоваться каким-то имуществом другого субъекта. В отношении земельного участка данное право заключается в том, что лицо, которое не является собственником или владельцем земли, может использовать ее в определенных целях, установленных законодательно. При этом существуют такие особенности:

  • сервитут является определенным обременением для собственника земельного участка;
  • его установление не лишает прав на землю ее законного владельца (собственника, арендатора) и никак не ограничивает его возможности по ее использованию или распоряжению;
  • собственник участка имеет право требовать от обладателя сервитута внесения за пользование недвижимостью определенной платы (она должна быть соразмерной тому ущербу, который может быть нанесен земле от установления обременения);
  • устанавливаться он может как добровольно (по согласию сторон), так и принудительно, в судебном порядке (по требованию третьего лица);
  • сервитут дает право только использовать участок в ограниченных целях — распоряжаться им он не может.

Для его установления обязательно должны быть соответствующие основания. В зависимости от этих оснований и целей, для которых необходимо установление этого обременения, существует несколько его различных видов.

Важные моменты

В зависимости от заинтересованной аудитории

Прежде всего, стоит рассмотреть виды сервитута, установленные официально, на законодательном уровне. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть:

Частным

Основным отличием между данными видами обременений является основание, на котором они устанавливаются. Так, частный сервитут возникает на основании следующих документов:

  • соглашение между собственником участка и третьим лицом — заключается в том случае, если решение об его установлении является добровольным;
  • соответствующее решение суда — является основанием в том случае, когда добровольно соглашение не было заключено и понадобилось обращение в суд.

В каждом из этих документов оговариваются условия, на которых будет установлено обременение: его срок, наличие и величина оплаты, цели, в которых может использоваться участок и т. п.

Однако это всегда происходит только в частных интересах — то есть для какого-то гражданина или юридического лица. Это является еще одной особенностью данного вида обременения.

Публичным

Данный вид сервитута устанавливается на основании закона или какого-то другого нормативно-правового акта РФ, субъекта РФ или же органа местного самоуправления. В отличие от частного, его применение всегда вызвано заботой о публичных интересах — государственных, органов местного самоуправления или же населения города (другого населенного пункта).

В зависимости от срока действия

Также в зависимости от срока, на который данный вид обременения устанавливается, он может быть:

  • Срочным. В этом случае установление сервитута происходит только на какой-то период, в течение которого его обладателю будет необходимо пользоваться участком. Данный срок может определяться сторонами в добровольном порядке или же устанавливаться принудительно исходя из поставленных целей.
  • Бессрочным. Этот вид обременения устанавливается без конкретного срока, поэтому право пользования участком будет у его обладателя до тех пор, пока это необходимо или он сам не решит отказаться от него. Сторонами могут быть дополнительно предусмотрены различные ситуации и основания для прекращения действия сервитута.

В зависимости от целей использования

В зависимости от целей, для которых предоставляется право ограниченного использования земли, сервитут делится на:

Городской

Он устанавливается в пользу застроенных участков и может иметь целью как не допустить в отношении них каких-то действий, так и, наоборот, обеспечить возможность их совершения. Например:

  • право использовать стену чужого строения в качестве подпорки для своего здания;
  • возможность обеспечивать через чужой участок сток воды;
  • запрет возводить строения больше определенной высоты, чтобы не загораживать здание соседа и т. п.

Как правило, устанавливается такой сервитут для участков, которые расположены в пределах городской местности, однако не исключено и обратное.

Сельский

Он применяется в отношении незастроенных и полевых участков. Цели его установления обычно связаны с ведением сельскохозяйственной деятельности:

  • прогон скота через участок;
  • проведение канализации;
  • возможность проезда через надел и т. п.

Другие

Еще одна классификация предусматривает разделение сервитута на такие виды:

Водный

Как следует из названия, он заключается в предоставлении третьему лица права использовать водные объекты, расположенные на чужом участке, например:

  • водить к водоему скот на водопой;
  • проводить через надел систему водоснабжения;
  • купаться в водоеме;
  • ловить рыбу и т. п.

Лесной

Соответственно, в данном случае обладателю сервитута предоставляется право использовать лесной фонд для различных целей, установленных законодательно. Чаще всего здесь подразумевается возможность свободно пребывать в лесу, собирать различные плоды (грибы, ягоды) и т. п.

Важные моменты

Обременение на земельный участок: городские и сельские сервитуты

Общественный компромисс – водный сервитут

Наглядные примеры использования разных видов сервитута

Что называют лесным сервитутом и каковы его особенности?

Процедура установления частного сервитута

Процедура установления публичного сервитута

Компромисс имущественных интересов – публичный и частный сервитут

Сервитут сервитуту рознь — срочная и бессрочная форма, временная и постоянная

Частный сервитут и его основные особенности

Оформление сервитута на проезд к участку

Публичный сервитут и его особенности

Предиальный сервитут – благо или «груз»?

Исторические виды

Сервитут относится к одним из наиболее древних вещных прав, которые использовались на протяжении всей истории развития человечества. Поэтому помимо станадратных классификаций, рассмотренных выше, существует также несколько его форм, которые сложились исторически. Их можно разделить на две группы:

Личные сервитуты

В этом случае право пользоваться какой-то вещью или имуществом устанавливалось для конкретного человека — оно действовало на протяжении его жизни и прекращалось в случае смерти. В этой группе выделяется несколько различных форм:

  • узуфрукт — в этом случае обладатель сервитута мог пользоваться как вещью, так и плодами, которые она приносит (например, собирать урожай с земельного участка);
  • узус — такой вид обременения не дает права извлекать из имущества никаких плодов (то есть обладать сервитута может проходить через участок или прогонять по нему скот, но не может собирать плоды).

Вещные сервитуты

Они устанавливаются в отношении конкретной вещи или имущества. В этом случае существует два вида имущества:

При этом последний вид имущества существует и используется фактически в интересах первого. Данные виды сервитутов также делятся на несколько групп:

  • сельские — устанавливаются в пользу полевых и незастроенных участков, предназначенных для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • дорожные — связаны с правом проезда, прохода или прогона через участок скота;
  • водные — связаны с использованием чужого водоема для водопоя скота, возможностью провоза через чужой участок воды или прокладывания водопровода;
  • пастбищные — заключаются в возможности выпаса на чужом участке скота;
  • городские — устанавливаются в пользу застроенных участков (могут быть связаны с правом на постройку зданий, сток воды и т. п.).

В современных условиях данные виды являются несколько устаревшими, однако некоторые их формы или их характеристики встречаются и сейчас. Разнообразие этих видов и форм порождает множество спорных моментов, связанных с установлением сервитута и его использованием, которые зачастую могут решаться только в судебном порядке.

Статья написана по материалам сайтов: texts.news, vuzlit.ru, zakonguru.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector