+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Земельная доля и ее правовой режим 2019 год

Аграрная реформа 1991, в ее ходе у колхозов и совхозов были изъяты все сельхозугодия и переданы в коллективную долевую собственность бывших работников колхозов, совхозов. А несельскохозяйственные угодья остались Постоянное (бессрочное) пользование ПБП.
Каждый граждан получил свидетельство о праве собственности на земельную долю, т.е. огромное поле – единый участок, доли не выделялись, просто легион сособственников.
Имущество колхозов также передано бывшим работникам в виде имущественных паев.
Сами колхозы совхозы преобразованы в различные сельскохозяйственные организации. Для того, чтобы заниматься производством сельхоз продукции, им надо было вступить в договорные отношения с этими гражданами – собственниками. В 27.10.1993 указ Президента о сделках, которые с такими долями и паями можно совершать. Все паи имели денежное выражение и практически все были внесены в уставной капитал вновь созданных сельскохозяйственных организаций.
Доли – все иначе. Распорядится долей можно 3 способами: выделить в натуре, совершить сделку (продажа, аренда, дарение) или внести в уставной капитал. Но выделить ее в натуре невозможно, так как в соответствии с 246, 252 Гражданского Кодекса требовалось согласие всех сособственников, коих тысячи. Упрощенный режим получения согласия путем публикации информации в СМИ был введен только в 2003 году законом Об обороте. Продать долю тоже невозможно, ибо преимущественное право покупки (250 Гражданский Кодекс).
С внесением доли в уставной капитал самые большие проблемы. Федеральный Закон Об АО принят только в 1995, законодательство начала 90-х практически не регулировало порядок внесения земельных долей, а трактовалось различным образом. С точки зрения нынешнего законодательства ошибок (нарушений) было 2:

· земельные доли не имели денежного выражения, они выражались в балло-гектарах. Для того, чтобы внести ее в уставной капитал, нужно было, чтобы на общем собрании была утверждена денежная оценка земельной доли, а в большинстве случаев этого не делалось.

· Большинство сделок не были оформлены: договоры не заключались, переход права не регистрировалось, свидетельства о праве собственности оставались у граждан => Юридическое Лицо прав на землю не получало => самовольно занимало ЗУ.

Для того, чтобы сделка по внесению была признана состоявшейся, необходимо наличие:

· Протокол общего собрания с решением о принятии долей с утвержденной денежной оценкой в уставной капитал

· Инд заявление собственника о принятии его в членысельскохозяйственных организации

· Договор о внесении.

Должно быть отражено, вносится ли земельная доля с условием или без условия ее возврата в случае выхода члена из кооператива. Если доли вносились без условия возврата, то на свидетельстве гражданина должна быть поставлена погашающая запись, а ЮЛ должно быть выдано свидетельство о праве собственности на Земельный Участок, площадь которого совпадает с земельными долями, внесенными в уставной капитал.
В Указе Президента 1993 допускалось внесение в уставной капитал не земельной доли, а права пользования ею. Если совершалась такая сделка, то у гражданина на руках такое свидетельство оставалось, но в нем делалась запись о внесении в уставной капитал.
ФАС Московского округа, начиная с 2003, в случае подачи исковых заявлений о выделе земельной доли в натуре, стал отказывать со ссылкой на п 10 Пост Правительства № 86 О порядке реорганизации колхозов и указывал, что так как граждан подал заявление на вступление в АО, право собственности на земельную долю перешло к Юридическому Лицу.
ВАС такую позицию поддержал. Он указывал, что нормативные акты предписывали владельцу земельной доли использовать ее одним из 3-х способов. Реализую свое право выбора формы собственности, трудовой коллектив на общем собрании принял решение о создании товарищества и принятии работников хозяйства в члены товарищества. Тем самым члены добровольно распорядились своим правом.
С 2009 года ВАС указал, что земельная доля может быть отражена в уставном капитале в виде натурального выражения (в га, а не $).
Наш ФАС СЗО имеет мнение, что заявление о вступлении в качестве доказательств, подтверждающих внесение долей в уставной капитал, признанными быть не могут. Заявление датировано раньше, чем осуществлена регистрация ОА в качестве ЮЛ (и даже раньше чем граждане стали собственниками долей)!
Итого для совершения любой сделки с земельной долей, необходимо представить след документы:

· Решение общего собрания о реорганизации с/х предприятия со списком участников долевой собственности

· Решение органа МС о передаче сельхоз земель в общую собственность, и кадастровую выписку

· Свидетельство о праве собственности на земельную долю

· Справка из СХ предприятия о том, что доля не вносилась в уставной капитал. Если ЮЛ обанкротилось – этого документа не требуется.

Правовой режим земельных долей

Аграрная реформа 1991, в ее ходе у колхозов и совхозов были изъяты все сельхозугодия и переданы в коллективную долевую собственность бывших работников колхозов, совхозов. А несельскохозяйственные угодья остались Постоянное (бессрочное) пользование ПБП.
Каждый граждан получил свидетельство о праве собственности на земельную долю, т.е. огромное поле – единый участок, доли не выделялись, просто легион сособственников.
Имущество колхозов также передано бывшим работникам в виде имущественных паев.
Сами колхозы совхозы преобразованы в различные сельскохозяйственные организации. Для того, чтобы заниматься производством сельхоз продукции, им надо было вступить в договорные отношения с этими гражданами – собственниками. В 27.10.1993 указ Президента о сделках, которые с такими долями и паями можно совершать. Все паи имели денежное выражение и практически все были внесены в уставной капитал вновь созданных сельскохозяйственных организаций.
Доли – все иначе. Распорядится долей можно 3 способами: выделить в натуре, совершить сделку (продажа, аренда, дарение) или внести в уставной капитал. Но выделить ее в натуре невозможно, так как в соответствии с 246, 252 Гражданского Кодекса требовалось согласие всех сособственников, коих тысячи. Упрощенный режим получения согласия путем публикации информации в СМИ был введен только в 2003 году законом Об обороте. Продать долю тоже невозможно, ибо преимущественное право покупки (250 Гражданский Кодекс).
С внесением доли в уставной капитал самые большие проблемы. Федеральный Закон Об АО принят только в 1995, законодательство начала 90-х практически не регулировало порядок внесения земельных долей, а трактовалось различным образом. С точки зрения нынешнего законодательства ошибок (нарушений) было 2:

  • земельные доли не имели денежного выражения, они выражались в балло-гектарах. Для того, чтобы внести ее в уставной капитал, нужно было, чтобы на общем собрании была утверждена денежная оценка земельной доли, а в большинстве случаев этого не делалось.
  • Большинство сделок не были оформлены: договоры не заключались, переход права не регистрировалось, свидетельства о праве собственности оставались у граждан => Юридическое Лицо прав на землю не получало => самовольно занимало ЗУ.
Это интересно:  Виды вещных прав гк рф 2019 год

Для того, чтобы сделка по внесению была признана состоявшейся, необходимо наличие:

  • Протокол общего собрания с решением о принятии долей с утвержденной денежной оценкой в уставной капитал
  • Инд заявление собственника о принятии его в членысельскохозяйственных организации
  • Договор о внесении.

Должно быть отражено, вносится ли земельная доля с условием или без условия ее возврата в случае выхода члена из кооператива. Если доли вносились без условия возврата, то на свидетельстве гражданина должна быть поставлена погашающая запись, а ЮЛ должно быть выдано свидетельство о праве собственности на Земельный Участок, площадь которого совпадает с земельными долями, внесенными в уставной капитал.
В Указе Президента 1993 допускалось внесение в уставной капитал не земельной доли, а права пользования ею. Если совершалась такая сделка, то у гражданина на руках такое свидетельство оставалось, но в нем делалась запись о внесении в уставной капитал.
ФАС Московского округа, начиная с 2003, в случае подачи исковых заявлений о выделе земельной доли в натуре, стал отказывать со ссылкой на п 10 Пост Правительства № 86 О порядке реорганизации колхозов и указывал, что так как граждан подал заявление на вступление в АО, право собственности на земельную долю перешло к Юридическому Лицу.
ВАС такую позицию поддержал. Он указывал, что нормативные акты предписывали владельцу земельной доли использовать ее одним из 3-х способов. Реализую свое право выбора формы собственности, трудовой коллектив на общем собрании принял решение о создании товарищества и принятии работников хозяйства в члены товарищества. Тем самым члены добровольно распорядились своим правом.
С 2009 года ВАС указал, что земельная доля может быть отражена в уставном капитале в виде натурального выражения (в га, а не $).
Наш ФАС СЗО имеет мнение, что заявление о вступлении в качестве доказательств, подтверждающих внесение долей в уставной капитал, признанными быть не могут. Заявление датировано раньше, чем осуществлена регистрация ОА в качестве ЮЛ (и даже раньше чем граждане стали собственниками долей)!
Итого для совершения любой сделки с земельной долей, необходимо представить след документы:

  • Решение общего собрания о реорганизации с/х предприятия со списком участников долевой собственности
  • Решение органа МС о передаче сельхоз земель в общую собственность, и кадастровую выписку
  • Свидетельство о праве собственности на земельную долю
  • Справка из СХ предприятия о том, что доля не вносилась в уставной капитал. Если ЮЛ обанкротилось – этого документа не требуется.

10.4. Земельная доля и ее правовой режим

Согласно ст. 15 Закона об обороте земель земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В научной литературе давно идет спор о вещной или обязательственной природе земельной доли. Мы полагаем, что право собственности — это вещное право вне зависимости от того, сколько субъектов общей долевой собственности имеют права на земельный участок.

Первоначально правом на получение в собственность земельных долей обладали: работники реорганизованного сельскохозяйственного предприятия; пенсионеры, вышедшие в нем на пенсию и проживающие на его территории; временно отсутствующие работники; наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства; работники социальной сферы на селе (организаций здравоохранения, культуры, быта, связи, общепита, образования и т.д., расположенных на территориях сельскохозяйственных организаций). Следует подчеркнуть, что все пенсионеры социальной сферы, а также пенсионеры сельскохозяйственных предприятий, вышедшие на пенсию, но не проживающие на территории хозяйств в начале земельной реформы, не получили права ни на земельную долю, ни на имущественный пай.

Моментом возникновения права собственности на земельную долю являлась дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия). Рассчитывалась земельная доля в гектарах или балло-гекгарах.

Сейчас использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Законом об обороте земель.

Согласно данному Закону владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным ЗК РФ и Законом об обороте земель. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей двумя путями:

1) на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется;

2) если такое решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.

Это интересно:  Акт приема передачи земельного участка с домом 2019 год

Отдельно Законом об обороте земель регламентируется правовой режим невостребованной земельной доли. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимость, не могут быть признаны невостребованными земельными долями по этому основанию.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимость решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными. Ж

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сформулируйте определение категории земель сельскохозяйственного назначения. В чем ее отличия от иных категорий земель?

2. Назовите основные субкатегории земель сельхозназначения.

3. Перечислите основные виды правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения. Назовите различия в их правах на землю.

4. Каковы особенности охраны земель сельхозназначения?

5. Какие сделки с земельными участками сельскохозяйственного назначения можно совершать? В чем их особенности?

6. Разъясните особенности правового режима земельной доли.

1. Андреев, Ю. Н. Теоретические вопросы правового режима земель сельскохозяйственного назначения / Ю. Н. Андреев // Аграрное и земельное право. — 2008. — № 7.

2. Анисимов, А. П. Некоторые проблемы правовой организации личного подсобного хозяйства / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец // Юрист. — 2007. — № 1.

3. Анисимов, А. П. Правовые проблемы обеспечения устойчивого развития сельских территорий / А. П. Анисимов // Аграрное и земельное право. — 2008. — № 8.

4. Антонов, А. А. Порядок выделения земельных участков в счет земельных долей из земель сельхозназначения в свете правовых позиций Конституционного Суда РФ / А. А. Антонов // Российская юстиция. — 2009. — № 6.

5. Бакирова, Р. Т. Особенности купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения / Р. Т. Бакирова,

В. Г. Левахин // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 7.

6. Беляева, 3. С. Проблемы совершенствования законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения / 3. С. Беляева, В. В. Устюкова // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 3.

7. Блинов, Р. Н. Правовая природа невостребованных земельных долей / Р. Н. Блинов // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 8.

8. Ибрагимов, К. X. Административно-правовые процедуры в сфере охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения в условиях административной реформы / К. X. Ибрагимов // Аграрное и земельное право. — 2011. — № 10.

9. Ибрагимов, К. X. Прогнозирование и планирование мероприятий по охране и использованию земель сельскохозяйственного

назначения / К. X. Ибрагимов // Экологическое право. — 2011. — № 4.

10. Иващук, И. С. Проблемы совершенствования правового регулирования использования сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения/И. С. Иващук// Экологическое право. — 2011. — № 4.

11. Козырь, М. И. Юридическая природа права на земельную долю /М. И. Козырь//Аграрное и земельное право. — 2009. — № 1.

12. Кособродов, В. М. К вопросу о предмете договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения / В. М. Кособродов // Законодательство и экономика. — 2011. — № 9.

13. Крассов, О. И. О понятии земель сельскохозяйственного назначения / О. И. Крассов, Н. А. Голышев // Экологическое право. -2010. -№ 1.

14. Кузьмин, А. И. Выдел земельного участка в счет доли в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения / А. И. Кузьмин // Аграрное и земельное право. — 2011. — № 7.

15. Мельников, Н. Н. Основания ограничений и прекращения прав на землю в крестьянском (фермерском) хозяйстве / Н. Н. Мельников // Аграрное и земельное право. — 2011. — № 1.

16. Мельников, Н. Строительство жилых помещений на землях сельскохозяйственного назначения / Н. Мельников // Хозяйство и право. — 2011. — № 5.

17. Прокудина, Н. В. Проблемы выдела земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли / Н. В. Прокудина // Законодательство. — 2010. — № 2.

18. Румянцев, Ф. П. О правовой регламентации предельных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения / Ф. П. Румянцев // Аграрное и земельное право. — 2010. — № 10.

19. Румянцев, Ф. П. Региональное законодательство в сфере регулирования приватизации земель сельскохозяйственного назначения / Ф. П. Румянцев // Аграрное и земельное право. — 2011. — № 11.

20. Устюкова, В. В. Общая собственность граждан на земельные участки сельскохозяйственного назначения: миф или реальность? / В. В. Устюкова // Экологическое право. — 2007. — № 2.

21. Чаркин, С. А. Правовые особенности договора купли- продажи земельной доли / С. А. Чаркин // Аграрное и земельное право. — 2008. — № 8.

22. Черныш, О. Надзор за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения / О. Черныш // Законность. —2011. -№ 1.

23. Чикильдина,А. Ю. Историко-правовые аспекты регулирования садоводства, огородничества, дачного строительства в России / А. Ю. Чикильдина // Журнал российского права. — 2009. — № 4.

24. Школина, Н. Н. Общая долевая собственность на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и ее влияние на земельную правосубъектность сельхозорганизаций / Н. Н. Школина // Аграрное и земельное право. — 2010. — № 1.

Земельные доли, правовой режим и особенности их оборота

Возникновение земельных долей

Земельная доля — это часть сельскохозяйственных угодий, переданных бесплатно в собственность конкретному лицу, имеющему по закону право на ее получение, в результате реорганизации сельскохозяйственного предприятия и приватизации земли. Земельная доля — объект земельных отношений, представляющий собой рассчитанную в гектарах площадь земли, без определения границ на местности. На земельные доли делились земельные участки, принадлежащие ранее колхозам и совхозам и иным сельскохозяйственным предприятиям.

В 90-е гг. прошел процесс приватизации сельскохозяйственных коллективных предприятий в России. В процессе реорганизации земельными долями (паями) наделялись работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, лица, занятые в социальной сфере на селе, и временно отсутствующие работники, имеющие право вернуться на прежнее место работы. Земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий, является долей в праве общей собственности на земельный участок, а ее владелец -участником долевой собственности на указанный земельный участок (далее участник долевой собственности). Права на земельные доли удостоверялись Свидетельствами о праве собственности, выдаваемыми Комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. Часть участников долевой собственности, зарегистрировало свои права в Управлении Федеральной регистрационной службы.

Это интересно:  Налог на землю пермский край 2019 год

Земельная доля может быть предметом гражданско-правовых сделок. Но, так как доля индивидуально не определена в Федеральном законе Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предлагается перечень сделок, которые могут быть совершены с ними, например завещание, внесение ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, продажа или дарение другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Иные сделки могут быть совершены только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Земельные доли в аграрной экономике России

Двадцать лет назад Россия встала на рыночный путь развития экономики. Будучи правопреемницей Советского Союза, молодая страна не могла развиваться в соответствии с догматами планового ведения народного хозяйства, что в дальнейшем предопределило процесс реформирования экономической системы. Одним из главных факторов, определяющих рынок, является наличие института частной собственности, который позволяет обособленным субъектам хозяйствования реализовывать собственную рыночную стратегию.

К началу 1990-х годов все земельные ресурсы находились в государственной собственности. Для установления частной собственности на землю возникла необходимость проведения земельной реформы. Основной целью земельной реформы в постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частной собственности. В советский период государство обладало монополией права собственности на землю, которая возникла в результате ее национализации. Это положение было закреплено в Конституции СССР «В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, вода, леса».

Официальный старт денационализации земель в Российской Федерации дан 1 января 1991 г., когда вступили в силу законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с новым Земельным кодексом, принятым в 1991 г., и Законом «О плате за землю» они создали правовую базу для возникновения различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной. Закрепляя институт пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей, эти законы предусматривали также возможность приобретения участков земли в частную собственность.

В основу приватизации сельскохозяйственных земель и иной собственности коллективных хозяйств был положен принцип социально справедливого уравнительного распределения, в рамках которого предусматривалась передача на безвозмездной основе в собственность членам трудовых коллективов, а также работникам социальной сферы села и пенсионерам усредненных земельных долей и имущественных паев. В результате этих преобразований собственниками земельных долей стали около 12 млн. бывших колхозников и работников совхозов, однако это право собственности долгое время оставалось виртуальным — в натуре земельные доли не выделялись, не было ясности и в вопросе о том, как крестьяне могут реально ими распорядиться.

В отсутствие соответствующих федеральных законов отношения по использованию земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных предприятий, регулировались почти исключительно на основании указов Президента и постановлений правительства. В соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» владельцы долей должны были получить документы, удостоверяющие их права на земельные участки, и принять решение по их использованию. Они получали право передавать долю по наследству, получать земельные участки в натуре при выходе из хозяйства, вносить их в уставный капитал сельскохозяйственных предприятий, сдавать в аренду, продавать и покупать. В последующих указах Президента и постановлениях правительства подтверждались права крестьян на земельные доли и устанавливался порядок их использования, при котором разрешались практически все виды операций с землей, включая ее куплю- продажу. Однако в действительности процесс регистрации права на земельные доли и заключения договоров по сделкам с землей шел крайне медленно.

Принятый в конце 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации по вопросам предоставления, использования и распоряжения землями сельскохозяйственного назначения делает отсылку к федеральному закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Следует отметить, что принятию этого Федерального закона предшествовало широкое обсуждение вопроса об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Данная проблема дважды (в декабре 2001 г. и апреле 2002 г.) рассматривалась на парламентских слушаниях в Государственной Думе, на заседании Госсовета у Президента РФ (апрель 2002г.), на конференции Совета Федерации (июнь 2002 г.).

Наконец в июле 2002 г. был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который носил во многом «рамочный» характер и наделял широкими властными полномочиями по созданию рынка земли субъекты Федерации.

Учитывая неравномерное распределение земель, законодательным органам субъектов Федерации было также делегировано право устанавливать минимальные и максимальные пределы сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в частной собственности одного гражданина и членов его семьи. Оговаривалось, что минимальный предельный размер такого участка не может составлять менее 10% общей площади угодий в границах одного административно-территориального образования. С учетом специфики данного вида земель Закон устанавливает особый правовой режим осуществления различных операций с земельными участками сельскохозяйственного назначения (залог, аренда, купля-продажа), предусматривая ряд оснований для ограничения их оборота. Наибольшие возражения вызвала норма, согласно которой при продаже участка земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки имеют субъекты РФ и органы местного самоуправления. Закон также вводит ограничения на изменение целевого использования таких земель, допуская их перевод в другую категорию только по решению органов исполнительной власти субъектов РФ или правительства. Наряду с законами «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю» Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по замыслу его разработчиков, должен составить основу формирования экономической и правовой системы гражданского оборота земельных участков. Он знаменует новый этап земельной реформы, главной целью которой становится концентрация земель в руках эффективных собственников.

Существующее законодательство, регулирующее земельное отношения в России, сравнительное молодое. Основными законами, регулирующими земельные отношения, являются Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, а также ряд федеральных законов.

Статья написана по материалам сайтов: text-books.ru, studfiles.net, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector