+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Земельные споры зк рф 2019 год

Глава 9. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров.

Статья 59. Признание права на земельный участок.
1. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
2. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения.
1. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
2. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления.
1. Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
2. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 62. Возмещение убытков.
1. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
2. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Статья 63. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
1. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:
1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
3) возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
2. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
3. Расходы, понесенные собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.
4. Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

Статья 64. Рассмотрение земельных споров.
1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Ст.64 ЗК РФ – рассмотрение земельных споров

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

4. Управление в области использования и охраны земель с/х назначения

1) Понятие управления – см. общую часть

Это интересно:  План организации земельного участка образец 2019 год

2) Виды управления

3) Органы, осуществляющие управление

Выделяют 3 вида управления:

1) общее управление (его осуществляет Правительство РФ, Правительства субъектов РФ)

— Федеральная служба государственного земельного кадастра

и её структуры, подразделения

— Министерство сельского хозяйства

— Министерство природных ресурсов

3) внутрихозяйственное (осуществляется непосредственно на предприятии самим землепользователем, собственником).

1) государственный земельный кадастр

2) мониторинг земель

4) государственный земельный контроль

5) предоставление и изъятие земель.

Право землепользования

Сельскохозяйственных кооперативов (колхозов, совхозов)

Изначально сельскохозяйственные предприятия, представленные колхозами и совхозами, рассматривались как основные формы хозяйствования на земле.

Колхозы и другие межхозяйственные предприятия (создававшиеся как кооперативные предприятия) отличались от государственных с/х предприятий (совхозов), хотя было и много общего (пахотные поля, формы деятельности и т.д.).

Колхозы рассматривались как собственники принадлежащего им имущества => они в рамках закона в соответствии с целевым назначением имущества должны были бы самостоятельно распоряжаться этим имуществом. Однако после проведения коллективизации и т.д. это право они имели только формально. Постепенно шёл процесс огосударствления колхозов, т.е. в их внутреннюю деятельность вмешивались партийные органы. Сверху давались предписания. Это вмешательство не всегда было обоснованным.

Колхозы как кооперативные предприятия и совхозы как государственные предприятия.

Статус работников существенно различался.

До 1958 года на земельные ресурсы колхозов по сути было 3 хозяина:

2) машинно-тракторные станции (МТС)

3) сами предприятия (колхозы).

Колхозы и совхозы владели землёй на титуле (праве) пользования.

Совхозы (как государственные предприятия) распоряжались имуществом на праве оперативного управления.

31 марта 1958 года был принят союзный закон «О реорганизации машинно-тракторных станций и дальнейшем развитии колхозного строя», согласно которому техника и все землеобрабатывающие орудия должны были перейти к колхозам и совхозам путём выкупа. Поскольку не все предприятия располагали для этого достаточными средствами => Правительство выделяло целевой кредит => пошёл процесс укрепления материально-технической базы с/х предприятий. Государство строго следило за целевым использованием предприятиями полученных средств.

В середине 60 – 70-х гг. отмечался бурный рост подготовки высококвалифицированных специалистов => улучшилось финансовое состояние предприятий (т.к. управление ими стало более разумные, рациональным; увеличилось количество работающих специалистов).

Шёл процесс развития с/х производства => в середине 60-х годов (в 1964 г.) появился закон о пенсиях и пособиях членам колхозов (до этого времени подобного закона не было). Минимальный размер пенсии составлял 12 рублей, через 5 лет – 28 рублей, ещё через 3 года – 45 рублей. Работникам стали выплачиваться пособия по временной нетрудоспособности. Женщины получали пособия по беременности и родам.

В отличие от государственных с/х предприятий, где учёт рабочего времени осуществлялся в рамках рабочего дня, в колхозах в качестве единицы учёта рабочего времени использовался трудодень. За год у работников выходило до 500 трудодней => они перевыполняли норму выработки (что говорит о подъёме производства). Однако часто прибыль выплачивалась не за все трудодни, поскольку существовали жёсткие правила последовательности распределения прибыли:

во-первых, непрерывно должно было идти поступление выработанной продукции в закрома Родины;

во-вторых, необходимо было создавать внутрихозяйственные резервные фонды (семенной фонд, фонд техники и т.п.);

и только после этого (в-третьих) оставшуюся продукцию распределяли по количеству отработанных трудодней между работниками.

До середины 60-х гг. оплата производилась преимущественно в натуральной форме, после передовые предприятия по своему усмотрению вводили денежную оплату.

На государственных предприятиях (в совхозах) существовали нормы рабочего времени, в самые напряжённые периоды работник не мог быть занят более 10 часов в день; рабочее время и время отдыха колхозников решалось самими колхозниками на собрании (протяжённость рабочего дня могла достигать 14 часов).

1 января 1966 года ЦК КПСС и Советом министров СССР было принято постановление, в котором было рекомендовано с 1 июня 1966 года перейти на ежемесячную денежную гарантированную оплату труда колхозников. Государство выдало предприятиям целевой кредит на 5 лет, погашение которого предусмотрено с третьего года с момента его получения.

Однако натуральная форма оплаты труда тоже использовалась наряду с денежной.

В советский период была плановая система экономики. Составлялся план развития с/х производства, который возводился в ранг закона. К предприятиям предъявлялись очень серьёзные требования по его выполнению.

Предприятие в основу внутрихозяйственного планирования клало государственный план, спускаемый сверху.

Создавались резервные, страховые фонды по всем их видам (семенной фонд, фонд техники и т.д.).

Предусматривалась продажа предприятиями продукции, полученной сверх плана (цена на такую продукцию возрастала до 50%).

Нередко в течение одного года планы пересматривались в сторону повышения количества продукции, которую необходимо сдать государству – это вносило дезорганизацию в процесс производства.

Колхозы и совхозы владели землёй на титуле (праве) пользования – постоянного бессрочного пользования на бесплатной основе (колхозы – навечно).

Весь земельный фонд предприятия делился на 2 составные части:

1) земли общего пользования

2) земли приусадебного фонда

Из второго фонда членам предприятия и их семьям предоставлялись земли для ведения личного подсобного хозяйства. Второй фонд не мог расширяться за счёт заимствования земель из первого фонда.

Право предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства членам предприятия и их семьям было предоставлено коллегиальным органам управления колхозов => имели место перегибы, нарушения (т.к. правление имело право не только предоставить земельный участок, но и изъять его). В качестве дисциплинарной меры применялось изъятие земельных участков к тем участникам колхозов, чьи семьи не выполняли установленные нормы трудового участия в производстве (для мужчин 300 дней, для женщин 180 – 200). Минимальные нормы устанавливались общим собранием членов колхоза.

Это интересно:  Публичный сервитут линейные объекты 2019 год

Устав 1935 г. в качестве меры ответственности предусматривал занесение (помещение фотографии) на чёрную доску. После такая практика была отменена.

Государство могло изъять земли у колхоза. Чтобы у колхоза изъять земельный участок или его часть нужно было получить согласие колхоза. Как правило, колхоз был вынужден дать такое согласие, т.к. иначе со стороны государственных органов могли создаваться препятствия для его нормальной деятельности (колхоз мог не получить нужной ему техники или оборудования, его могли заставить купить ненужную ему технику, предоставление ссуд и кредитов такому колхозу происходило в последнюю очередь и т.п.).

После распада СССР вышел Указ Президента 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы…», который предписывал начать процесс реорганизации колхозов и совхозов.

По конституции РСФСР совхозы не могли реорганизовываться => в конституцию были внесены изменения.

Принцип добровольности. Пункт 2.3 «Положения о порядке реорганизации…» 1992 года предоставлял трудовому коллективу право принять решение на собрании о том, чтобы оставить действующую форму хозяйствования. Однако её следует привести в соответствие с действующими законами.

ש Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

ש Закон «О кооперациях в СССР» 1988 г. (нормы этого закона применяются только в тех

частях, в которых они не противоречат нынешнему законодательству)

ש Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ О регулировании

земельных отношений на территории Свердловской области».

Согласно этому закону земельные ресурсы кооперативы могут иметь тройной вариант:

1) право собственности на землю принадлежит кооперативу

2) право общей совместной собственности на землю принадлежит кооперативу и его членам

3) право собственности на земельные участки принадлежит членам кооператива.

Статья 64 ЗК РФ. Рассмотрение земельных споров (действующая редакция)

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 64 ЗК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только в судебном порядке, исключая данную категорию споров из юрисдикции органов управления. Само определение «земельные споры» означает споры, возникающие из земельных и связанных с ними иных правоотношений.

Земельные споры рассматриваются судами в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности дел, установленными процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 22 ГПК РФ определяет подведомственность дел судам общей юрисдикции. К ним, в частности, относятся дела:

1) исковые с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ. В соответствии с данной статьей суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности, по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

4) особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ. В порядке особого производства суд рассматривает, в частности, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;

5) об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Это интересно:  Мировое соглашение о сносе самовольной постройки 2019 год

Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, определяется в соответствии со ст. 28 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами — другими организациями и гражданами.

Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определена ст. 29 АПК РФ. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности:

об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Статьей 30 АПК РФ определяется подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов установлена ст. 31 АПК РФ.

Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл. 30 АПК РФ дела:

1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 32 АПК РФ определяет подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Арбитражные суды рассматривают в соответствии с гл. 31 АПК РФ дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Специальная подведомственность дел арбитражным судам установлена в ст. 33 АПК РФ.

2. Возможность рассмотрения земельного спора в третейском суде допускается только до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом в зависимости от подведомственности конкретного дела. Законодательной базой регулирования деятельности третейских судов является Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Основанием рассмотрения спора в третейском суде является заключенный в письменной форме договор о передаче спора на рассмотрение третейского суда. Состав суда определяется по усмотрению сторон либо в количестве нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию, либо третейским судьей становится лицо, кандидатура которого устраивает все стороны спора. Законодательством предусматриваются особое содержание третейской записи (договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда), специальные требования к членам третейского суда, перечень оснований для перемены судьи в споре. Третейский суд не связан правилами гражданского судопроизводства, однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений. Решение выбранного сторонами третейского суда принимается большинством голосов третейских судей. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда окончательно, то в течение трех месяцев оно может быть оспорено в компетентный суд общей юрисдикции или арбитражный суд согласно АПК РФ или ГПК РФ. Решение третейского суда отменяется в случаях, например, неподведомственности дела третейскому суду, неуведомления стороны о составе, времени и месте заседания третейского суда, нарушения законодательства или основополагающих принципов российского права и т.п.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, установленные в решении; если срок не установлен, решение исполняется немедленно. Если решение третейского суда не исполняется, то оно подлежит исполнению по правилам исполнительного производства, т.е. на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.net, www.zakonrf.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector