+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что делать, если земельный участок пересекает границу муниципального образования

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе председательствующего Ельчаниновой Г.А. судей Хряпиной Е.П., Ениславской О.Л. при секретаре Барановой И.Б.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Н.П. Решетневой на решение Пушкиногорского районного суда Псковской области от 14 августа 2012 года, которым постановлено:

«Удовлетворить исковые требования Курчановой Л.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «ФКП Росреестра» по Псковской области об установлении местоположения границ земельного участка и о постановке земельного участка на кадастровый учет.

Установить местоположение границ земельного участка, принадлежащего Курчановой Л.Н., площадью *** кв.м, с разрешенным использованием «для садоводства и огородничества», в границах в соответствии с межевым планом от 11 мая 2012 года.

Обязать Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области провести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости — земельного участка, принадлежащего Курчановой Л.Н., в соответствие с Порядком кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 года N 144″.

Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Хряпиной Е.П., объяснения представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Н.П. Решетневой, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

Курчанова Л.Н. обратилась в суд с иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал по Псковской области) об установлении местоположения границ принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с КН *** площадью *** кв.м в садово-огородническом обществе «Луговка» и о постановке его на кадастровый учет.

В обоснование иска указала, что данный земельный участок предоставлен ей на основании распоряжения Администрации Пушкиногорского района Псковской области N *** от *** года с указанием размера *** кв.м. При предоставлении представителями администрации были произведены замеры участка и в указанных границах она пользуется им до настоящего времени.

В мае 2012 года в отношении данного земельного участка проведены кадастровые работы, и полученный межевой план направлен в ФГУБ «ФКП Росреестра» (филиал по Псковской области). Решением ответчика от *** года ей отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 3 статьи 27 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», поскольку установлено, что земельный участок с КН *** расположен на стыке трех кадастровых кварталов ***, ***, ***, а границы земельного участка истицы пересекают границу населенного пункта — д. *** (кадастровый квартал ***).

Указывая на то, что земельным участком она пользуется более 15 лет в границах, установленных Администрацией Пушкиногорского района и закрепленных на местности с использованием объектов природного (лесопосадка) и искусственного (забор) происхождения, и изменение границ ее земельного участка не представляется возможным, поскольку стык трех кадастровых кварталов проходит через садовый домик, расположенный на этом земельном участке, просит, ссылаясь на положения статей 304 , 305 ГК РФ, произвести защиту ее права собственности, установив местоположение границ земельного участка в соответствии с межевым планом, выполненным кадастровым инженером Ш. 11 мая 2012 года, обязав ответчика поставить на кадастровый учет земельный участок в указанных границах.

Обращаясь в суд с иском, Курчанова Л.Н. полагала, что органом кадастрового учета ей отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет в связи с допущенной кадастровой ошибкой при определении местоположения границ кадастрового деления (кадастровых кварталов) и указывала, что такая ошибка допущена самим органом, отвечающим за ведение государственного земельного кадастра, а не в результате её действий (бездействия).

В судебном заседании Курчанова Л.Н. исковые требования и доводы в их обоснование поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на отсутствие оснований для удовлетворения иска.

Судом постановлено вышеназванное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене судебного решения в связи с нарушением норм материального права и неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, указывается, что судом первой инстанции не учтено, что земельный участок с КН *** выходит за границу садово-огороднического общества «Луговка», часть земельного участка истицы налагается на земли лесного фонда, а также земельный участок пересекает границу населенного пункта д. ***, что и явилось основанием для отказа во внесении изменений в данные кадастрового учета земельного участка истицы. При этом ФГБУ «ФКП Росреестра» не является надлежащим ответчиком по требованиям об установлении местоположения границ земельного участка, поскольку в силу положений статей 10 и 11 Земельного Кодекса РФ, статьи 8 Лесного Кодекса РФ распорядителями данных земель являются соответственно органы местного самоуправления, органы субъекта Российской Федерации. Фактически своим решением суд первой инстанции изменил границы населенных пунктов д. ***, п. *** и садово-огороднического общества «Луговка». Решение не соответствует требованиям части 2 статьи 83 , части 1 статьи 84 Земельного Кодекса РФ, положениям закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», положениям Градостроительного Кодекса РФ. Доводы истицы и выводы суда о том, что в кадастровом учете изменений данных о земельном участке отказано по тем основаниям, что земельный участок находится на стыке трех кадастровых кварталов, является ошибочным, поскольку данное обстоятельство не препятствует осуществлению кадастрового учета, а порядок его проведения подробно регламентирован приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 года N 144 и сложности не представляет.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил о ее удовлетворении, отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Курчанова Л.Н. не явилась, просила о рассмотрении жалобы в ее отсутствие, возражая против ее доводов и полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что на основании распоряжения администрации Пушкиногорского района Псковской области N *** от *** года Курчановой Л.Н. для садоводства и огородничества предоставлен в собственность земельный участок площадью *** кв.м в садово-огородническом обществе «Луговка».

Документы с описанием местоположения границ земельного участка на момент его предоставления отсутствуют.

Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 13.04.2012 года земельный участок с КН ***, правообладателем которого является Курчанова Л.Н., поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с указанием даты внесения номера в государственный кадастр 24.06.1997 года, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка в результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером ООО «Кадастровое агентство» Ш. подготовлен межевой план, согласно данным которого площадь земельного участка составляет *** в.м, местоположение границ которого согласовано с полномочным представителем органа местного самоуправления — муниципального образования «Пушкиногорский район».

Согласно заключению кадастрового инженера при проведении кадастровых работ конфигурация и площадь земельного участка определены по фактическому местоположению границ земельного участка, существующих более 15 лет и закрепленных на местности с использованием объектов природного и искусственного происхождения. При проведении кадастровых работ выявлено несоответствие сведений ГНК о местоположении земельного участка с КН ***, по сведения ГНК земельный участок расположен в кадастровом квартале ***, а фактически он расположен на стыке кадастровых кварталов ***, ***, ***. При этом границы земельного участка пересекают границу населенного пункта д. *** (кадастровый квартал ***). Изменить границы земельного участка невозможно, так как стык трех кадастровых кварталов проходит через садовый дом, расположенный на участке. По мнению кадастрового инженера, имеется кадастровая ошибка в местоположении границ кадастрового деления.

Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области N *** от *** года отказано в проведении государственного кадастрового учета изменений земельного участка в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», поскольку одна из границ земельного участка пересекает границу населенного пункта.

Это интересно:  Какое расстояние от границы соседнего участка нужно для постройки гаража

Таким образом, доводы истицы и выводы суда первой инстанции о том, что в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости отказано в связи с тем, что земельный участок располагается на стыке трех кадастровых кварталов, являются несостоятельными, не соответствуют существу принятого органом кадастрового учета решения и материалам дела.

Согласно Порядку кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденному приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 года N 144 в случае, если объект недвижимости располагается одновременно на территории нескольких кадастровых кварталов одного кадастрового района, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с порядковым номером «0», границы которого совпадают соответственно либо с границами кадастрового округа либо с границами кадастрового района. При этом изменение описания местоположения границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований и населенных пунктов, а также прекращение существования, образование новых и изменение субъектов РФ, муниципальных образований и населенных пунктов не влечет изменения кадастрового деления. Таким образом, пересечение земельным участком границ трех кадастровых кварталов не было и не могло быть основанием для отказа в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, правообладателем которого является Курчанова Л.Н.

Удовлетворяя исковые требования об установлении границ земельного участка в соответствии с данными межевого плана от 11 мая 2012 года, суд первой инстанции не дал оценки доводам ответчика о том, что границы земельного участка пересекают границы населенного пункта д. ***, что в силу положений пункта 5 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» является основанием для отказа в постановке на учет земельного участка, равно как и в государственном кадастровом учете изменений такого объекта недвижимости.

Решение органа кадастрового учета соответствует требованиям вышеназванного закона и положениям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, согласно части 3 которой границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

А то обстоятельство, что при проведении кадастровых работ конфигурация и площадь земельного участка определенны по фактическому местоположению границ земельного участка, существующих более 15 лет и закрепленных на местности с использованием объектов природного и искусственного происхождения, и орган местного самоуправления согласовал местоположение этой границы, не может являться достаточным основанием для удовлетворения исковых требований.

Кроме того, требования об установлении местоположения границ земельного участка предъявлены Курчановой Л.Н. к ненадлежащему ответчику. Данная категория споров разрешается с участием лиц, являющихся правообладателями смежных земельных участков.

При нанесении координат на карту выявлено, что земельный участок с КН *** выходит за границу садово-огороднического общества «Луговка» и пересекает границу населенного пункта д. ***, а также часть земельного участка налагается на земли лесного фонда.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Однако, территориальное управлением Росимущества по Псковской области к участию в деле привлечено не было, факт наложения земельного участка Курчановой Л.Н. на земли лесного фонда проверен судом первой инстанции не был.

Кроме того, доводы апелляционной жалобы о том, что суд фактически изменил границы населенных пунктов д. ***, п. *** и садово-огороднического общества «Луговка», заслуживают внимания.

Земельный участок состоит на кадастровом учете с указанием местоположения — Псковская область, «адрес», садово-огородническое общество «Луговка», с указанием категории земель: земли населенных пунктов.

В соответствии с частью 2 статьи 83 Земельного Кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Таким образом, земельные участки, расположенные за границей населенного пункта имеют категорию, отличную от земель населенных пунктов. Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию и регулируется Федеральным Законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» с учетом положений ст. 4.1 , Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 29.06.2012) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, суд фактически вмешался в функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

С учетом совокупности указанных обстоятельств, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось, а принятие вышеуказанного решения не разрешило спор по существу, поскольку осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости — земельного участка Курчановой Л.Н. — не представляется возможным. Защита права Курчановой Л.Н. может быть произведена иным способом, установленным законом.

Доводы возражений Курчановой Л.Н. на доводы апелляционной жалобы, в том числе о том, что земельный участок не пересекает границу д. ***; что на местности граница лесного фонда находится на удалении от земельного участка, а величина пересечения границы участка с границей лесного фонда, определенная по карте, меньше допустимой погрешности; что земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения, переданных в распоряжение МО «Пушкиногорье» согласно проекту перераспределения земель СПК » К.», и предназначенных для ведения садоводства (дачи), — не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, доказательства в их обоснование истицей представлены не были, данные доводы не опровергают доводы апелляционной жалобы, кроме того, они не соответствуют выводам кадастрового инженера Ш. и материалам межевого дела от 11 мая 2012 года, на основании которого истица просила произвести государственный кадастровый учет изменений земельного участка.

Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, судом неправильно применены нормы материального права, то имеются предусмотренные статьей 330 ГПК РФ основания для отмены решения суда первой инстанции.

Решение Пушкиногорского районного суда Псковской области от 14 августа 2012 года отменить, постановить по делу новое решение, которым:

В удовлетворении исковых требований Курчановой Л.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «ФКП Росреестра» по Псковской области об установлении местоположения границ земельного участка и о постановке земельного участка на кадастровый учет — отказать.

Председательствующий Ельчанинова Г.А.

Судьи Хряпина Е.П.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

ФГБУ «ФКП Росреестра» информирует, что границы земельного участка, занятого автодорогой, ЛЭП, газопроводом или лесным фондом, не должны пересекать границу муниципального образования или населенного пункта (Письмо от 07.10.2014 N 10-3202-КЛ «О применении норм пункта 7 части 2 статьи 26 Закона о кадастре»).

Согласно разъяснениям «Федеральной кадастровой палаты», орган кадастрового учета в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 26 Закона о кадастре приостанавливает учет земельного участка, занятого автодорогой, ЛЭП, газопроводом или лесным фондом, если при уточнении местоположения его границы или площади выявлено его пересечение с границами муниципального образования или населенного пункта.

В решении о приостановлении учета указываются номера контуров многоконтурного участка, границы которых частично или полностью пересекают границы муниципального образования или населенного пункта, с указанием возможных причин пересечения.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ»

О ПРИМЕНЕНИИ
НОРМ ПУНКТА 7 ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 26 ЗАКОНА О КАДАСТРЕ

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — Учреждение) рассмотрело обращение по вопросу осуществления уточнения местоположения границ ранее учтенного земельного участка (занятого автодорогой, линией электропередач, газопроводом или участками лесного фонда), в случае пересечения таких границ с границами муниципального образования, и в рамках своей компетенции сообщает.

Это интересно:  Придомовая территория как определить границы

Исходя из положений пункта 3 статьи 11.9, пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Образуемые и уточняемые земельные участки (в том числе многоконтурные земельные участки) должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям статьи 11.9 ЗК РФ.

Пунктом 7 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) установлено, что в случае, если одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования и (или) границ населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета такого земельного участка.

Дополнительно необходимо отметить, что границы образуемых многоконтурных земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) населенных пунктов, при этом под пересечением границ понимается:

— фактическое пересечение границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта любым контуром границы многоконтурного земельного участка;

— расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура границы на территории другого муниципального образования и (или) населенного пункта).

Иными словами, все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта (при этом такие контуры границы могут находиться в разных кадастровых кварталах).

Учитывая вышеизложенное, по мнению Учреждения, в случае если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка, занятого автодорогой, линией электропередач, газопроводом или участком лесного фонда, выявлено пересечение границ уточняемого земельного участка с границами муниципального образования и (или) границы населенного пункта, орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении такого учета в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

При этом в решении о приостановлении осуществления кадастрового учета указываются номера контуров многоконтурного земельного участка (обособленного или условного участка, в случае единого землепользования), границы которых частично или полностью пересекают границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, с указанием возможных причин пересечения.

Особенности кадастрового учета, при пересечении границы населенного пункта с земельным участком, на котором расположен линейный объект.

Опубликовано письмо Росреестра, в котором разъясняются особенности кадастрового учета, при пересечении границы населенного пункта с границей земельного участка, предназначенного для размещения протяженного объекта.

В соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

При этом Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации) установлено, что орган регистрации прав в срок не позднее 15 рабочих дней с даты поступления документов (в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов), направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений ЕГРН, в случае, если границы населенного пункта, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны.

Однако, есть исключение: в случае, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков, а также в случае, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ муниципального образования, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в ЕГРН.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее — Закон № 341-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также право аренды земельного участка на публичный сервитут, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.

В соответствии со статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

— размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;

— складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

— устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

— размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

— проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

При этом в соответствии с Законом о регистрации орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 01.09.2018, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут.

Таким образом, проблема наличия пересечения границы населенного пункта с границей земельного участка, предназначенного для размещения протяженного объекта, может быть решена путем оформления публичного сервитута и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.

Границы земельного участка. Требования к установлению. Пересечение границ

Одной из самых распространённых ситуаций в сфере регистрации недвижимости является та, при которой на этапе оформления прав на землю из документов вдруг выясняется, что часть вашего участка накладывается на территорию рядом расположенного участка. Иначе говоря, имеет место пересечение границ. Выявление этого спорного момента приводит к приостановке кадастрового учёта (исключение: если соседний участок в данный момент находится в стадии оформления или преобразования). Поговорим о том, какие требования содержатся в законодательстве к установлению границ и как грамотно урегулировать конфликт интересов при обнаружении факта их пересечения и не испортить отношения с соседями.

Требования при установлении границ

Границы земельного участка – это одно из важнейших понятий в кадастре. Именно границы являются главным признаком земельного участка, поэтому их определение – основной и неотъемлемый пункт работ по межеванию, которые выполняются кадастровым инженером на первом этапе процедуры оформления прав собственного на землю. Поэтому нелишним будет знать некоторые особенности и требования при формировании границ земельного участка, которые прописаны в действующем законодательстве. Так, например, закон запрещает установление так называемых изломанных границ – то есть контуры земельного участка не должны иметь слишком сложную конфигурацию, в линии границ должны отсутствовать острые углы, и вообще участок не должен отличаться повышенной угловатостью. Запрет этот, однако, не повсеместный, а распространяется лишь на те случаи, когда какой-либо угол вклинивается в соседний участок или, скажем, использование участка вследствие столь сложной конфигурации признано нерациональным. Кроме того, в ряд требований при установлении границ входит условие непересечения с пределами населенного пункта, в котором он расположен. Иначе говоря, частный земельный участок не должен выходить ни на метр за границы поселения или муниципального образования.

Это интересно:  Мировое соглашение о границах земельного участка

Существуют также правила отступа границ собственного земельного участка от строений, расположенных на нём, они продиктованы соблюдением мер предосторожности и безопасности. Минимально допустимое расстояние до жилого дома должно составлять не менее трёх метров, отступ от хозяйственных построек наподобие сараев, т.е. предназначенных для хранения инвентаря, кормов и прочих хозяйственных нужд, должен быть не менее 1 метра. До теплиц или загонов для скота отступ должен составлять не меньше 4 метров. Сложнее дело обстоит с банями, саунами или собственными котельными: такие объекты считаются постройками с повышенной пожарной опасностью и расстояние от них до границы земельного участка должно составлять не менее 10 метров. Если вы планируете посадить на участке плодовые деревья, следует учесть, что высокорослые деревья с широкой кроной нужно сажать не ближе, чем в 4 метрах от забора. Дерево средних размеров может расти и в двух метрах от границ участка, а кустарники можно высаживать почти вплотную к соседнему участку, но тем не менее с запасом в 1 метр.

Пересечение границ: что делать

При определении границ земельного участка ставится целью их точное местоположение между двумя соседствующими участками, отражение их в документах и согласование. И уже в ходе этих работ специалистом может быть обнаружен факт пересечения границ, если сведения о рядом расположенном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости. А может быть и наоборот: кадастровый инженер может сам допустить ошибку при установлении границ. Неудивительно, что возникшее обстоятельство может привести к разногласиям или конфликту между владельцами данных земельных участков.

Итак, если при оформлении документов на землю в кадастровой палате выявили пересечение границ, прежде всего нужно выяснить, допущена ли ошибка кадастровым инженером при выполнении работ по установлению границ земельного участка, либо это неточность при внесении сведений в ЕГРН, за что отвечает регистрирующий орган. В последнем случае формальную неточность устраняет само ведомство – достаточно лишь заявить об этом в Росреестр и предоставить точные фактические данные по участку. А вот если ошибся кадастровый инженер при межевании участка, здесь дело обстоит сложнее и ошибку нужно будет устранять одним из следующих способов.

Способ 1: Разрешение конфликта мирным путём без участия суда Необходимо вновь обратиться к специалисту для того, чтобы уточнить границы участка. В результате повторных работ формируется единый межевой план, в котором будут содержаться данные о двух участках – вашем и тем, границы с которым пересеклись. К документу должен прилагаться отчёт кадастрового инженера, в котором подтверждается наличие ошибки. Если выяснилось, что причиной пересечения границ явилась ошибка при межевании не вашего, а рядом расположенного участка, нужно обратиться к соседу с предложением провести повторное межевание его участка. В случае согласия сосед приглашает кадастрового инженера – именно того специалиста, который и допустил ранее ошибку, – и границы уточняются без дополнительной оплаты собственника. После чего эти данные должны быть обязательно внесены в ЕГРН. Этот способ требует времени, но он наиболее безболезненный и лишён непредвиденных расходов. Чего не скажешь о втором способе.

Способ 2: Судебное разбирательство Не всегда удаётся договориться с соседом: как правило, последний уверен в своей правоте, особенно если это границы его участка вторглись в ваши владения и уточнение границ не выйдет в его пользу. Терять «собственные» метры часто люди не намерены, поэтому добровольное и мирное повторное межевание оказывается невозможным. В этом случае приходится обращаться в суд, и именно суд решает, допущена ли ошибка при первичном межевании соседского участка. Проводится земельная экспертиза и выносится судебное решение. И если ошибка подтверждается, соседу всё-таки придётся проводить эти работы, однако теперь уже они будут им оплачены. Также стоит учесть, что если в ходе проведения кадастровых работ уточняются границы вашего земельного участка или смежных с ним и эти сведения содержатся в ЕГРН, то в данном случае необходимо обязательно согласовать местоположение границ этих земельных участков. Согласование осуществляется между собственниками всех задействованных в процедуре участков. Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, являющейся границей другого земельного участка. При этом составляется акт согласования местоположения границ земельного участка, который заверяется личной подписью каждого собственника, чьи интересы здесь затронуты.

Граница считается согласованной также, если при получении извещения о согласовании не представило обоснованный отказ. К межевому плану в этом случае прилагается документ, который подтверждает, что соседу было отправлено соответствующее извещение. Если этого не сделать, регистрирующий орган вправе отказать в постановке вашего участка на кадастровый учёт. При выраженном отказе собственника соседнего участка в согласовании границ обращаются в суд. Суд назначает землеустроительную экспертизу, которая ставит следующие вопросы: 1 – проверка проведения ранее выполнявшихся кадастровых работ в соответствии с требованиями актуального законодательства; 2 – указание координат, по которым должно быть установлено местоположение смежной границы спорных участков. Суд выносит решение, и после его вступления в силу остаётся лишь подать заявление о постановке участка на кадастровый учёт.

Как избежать земельных споров


В связи с тем, что пересечение границ соседних участков – вещь достаточно частая, владельцы участков должны быть заинтересованы в том, чтобы границы их участков были установлены верно и сведения об этом были внесены в ЕГРН. Эта процедура помогает избежать любых земельных споров в дальнейшем. Ведь только в этом случае можно быть уверенным в том, что к вам не придут соседи с требованием проводить повторное межевание, и что вы ни в чём не преступаете закон. Кроме того, и земельный налог вам будет начислен правильно и не придётся выяснять отношения ещё и с этой инстанцией. Для того чтобы внести сведения в единый реестр недвижимости, нужно подать соответствующее заявление об этом. Платы в этом случае не потребуется. Но готовый межевой план у вас уже должен быть на руках, именно с ним вам и нужно обратиться в кадастровую палату. Особенно актуальным этот вопрос стал сейчас, ведь уже менее чем через 5 месяцев – с января 2018 года – собственники участков, сведения о границах которых отсутствуют в реестре, лишаются права проводить с ними любые операции: нельзя будет ни продать такую землю, ни сдать её в аренду. Невозможно будет и провести раздел участка или, наоборот, объединение нескольких. Это касается как садоводческих, огороднических участков, так и предназначенных для индивидуального жилищного или гаражного строительства. Чтобы убедиться в том, что сведения о границах вашего участка внесены в реестр и что при внесении данных не допущена неточность, можно воспользоваться интернет-сервисом «Публичная кадастровая карта» а официальном портале Росреестра. Для этого в поисковой строке нужно указать адрес или кадастровый номер вашего земельного участка. Также эти данные можно запросить в виде выписки в офисах кадастровой палаты или в окне многофункционального центра.

Границы участков должны быть установлены верно и сведения об этом должны быть внесены в ЕГРН

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector