+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Правовое регулирование купли продажи земельных участков 2019 год

Земельным кодексом урегулированы особенности купли-продажи зе­мельных участков как особого объекта правовых отношений и особого объекта недвижимости. Положения о купле-продаже земельных участков при этом основаны на принципах и нормах Земельного кодекса РФ, а также на общих положениях о купле-продаже, установленных частью второй ГК РФ.

Понятие договора По договору купли-продажи (в соответствии

купли-продажи со ст. 454 ГК РФ) одна сторона (продавец)

земельного обязуется передать земельный участок в соб-

участка ственность другой стороне (покупателю), апокупатель обязуется принять земельныйучасток и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Это составляет основное содержание данного договора. На земельные отношения распространяются и статьи § 7 «Продажа недвижимости» главы 30 ГК РФ. В соответствии со ст. 549 по договору купли-прода­жи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) прода­вец обязуется передать в собственность покупателя в том числе и зе­мельный участок.

Часть 3 ст. 129 ГК РФ делает оговорку о том, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допуска­ется законами о земле и других природных ресурсах. Для собственни­ков земельных участков или тех, кто собирается их приобрести, это означает, что при решении правовых вопросов следует обращаться к земельному законодательству, чтобы уяснить особенности сделки. Правда, современное законодательство о земле пока достаточно скупо регулирует именно сделки купли-продажи. Но определенные акты, позволяющие заключать договоры, уже приняты. В частности, разра­ботаны Порядок купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков 1 , Типовой договор купли-продажи (купчая) зе­мельного участка 2 .

Согласно требованиям, специально оговоренным Земельным ко­дексом РФ, являются недействительными следующие условия догово­ра купли-продажи земельного участка:

Порядок купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков. Утвержден Постановлением Совета Министров РФ от 30 мая 1993 г. №503 // САПП РФ. 1993. №23. Ст. 2114.

2 Типовой договор купли-продажи (купчая) земельного участка. Утвержден Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 2 июня 1993 г. // РГ. 1993. 24 июля.

устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;

ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;

ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

Указанные требования применяются также к договору мены.

Земельный участок

Как объект

Договора

Купли-продажи

Важным положением гражданского и земель­ного законодательства является требование о том, что при заключении договора о продаже земельного участка должны быть точно ука­заны данные, позволяющие определить раз­мер земельного участка, его местонахождение, перечень угодий, вхо­дящих в состав земельного участка, цель использования земельного участка, его кадастровая оценка.

Земельным кодексом устанавливается специальное требование о том, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Для точного определения всех параметров земельного участка к договору купли-продажи прилагается план земельного участка. Все необходимые данные также указываются в договоре. При отсутствии плана участка он изготовляется за счет средств продавца или покупа­теля по соглашению между ними.

Продавец при заключении договора купли-продажи обязан пре­доставить покупателю имеющуюся у него информацию об обреме-нениях земельного участка и ограничениях его использования. Если эти данные будут в договоре отсутствовать, договор будет считаться незаключенным и сделка недействительной в соответствии с Граж­данским кодексом РФ. Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земель­ного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данно­го земельного участка; об использовании соседних земельных уча­стков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупате­лем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение по­купателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения до­говора купли-продажи земельного участка и возмещения причинен­ных ему убытков.

При совершении сделки купли-продажи продавец или покупатель не вправе по своему усмотрению изменить целевое назначение земель­ного участка, а также такие условия его использования, как право про­хода (проезда) по участку, технического обслуживания или ремонта зданий и др.

Кадастровый учет земельного участка осуществляется на основа­нии ст. 69 настоящего Кодекса и в соответствии с Федеральным зако­ном «О государственном земельном кадастре». В соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежит переход права собственности на земельный участок по до­говору купли-продажи.

Форма и цена О форме договора продажи земельного уча-

договора стка законодательство высказывается одно-

купли-продажи значно: договор заключается в письменной земельного форме, а несоблюдение этой формы догово-

участка ра влечет за собой его недействительност(ст. 550 ГК). Мы уже говорили о том, чтобыла разработана и принята типовая форма договора купли-продажи земельного участка, которой должны придерживаться участники сдел­ки.

Одним из последствий несоблюдения покупателем установленной формы договора может являться то, что он не вправе рассчитывать на получение свидетельства о праве собственности на землю, без которо­го ни доказать, ни защитить свои права на землю он не сможет.

Срок передачи земельного участка продавцом покупателю опреде­ляется договором. Если срок договором не установлен, обязательства по передаче участка должны быть выполнены в разумный срок, в со­ответствии со ст. 314 ГК РФ, величина срока определяется с учетом всех обстоятельств исполнения обязательств.

Одним из важных условий заключения договора купли-продажи земельного участка является цена договора, цена участка. При отсут­ствии условия о цене участка договор считается незаключенным (ст. 555 ГК РФ). Цена участка определяется по соглашению сторон. При заключении сделок с местной администрацией о покупке земли, а иногда и сделок между частными лицами нередко стороны руковод­ствуются нормативной ценой земли.

Покупатель обязан оплатить земельный участок непосредственно до или после передачи земельного участка, если иное не предусмотре­но законодательством или договором. Если договором не предусмот­рена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить цену зе­мельного участка полностью. Если покупатель своевременно не опла­чивает переданный земельный участок, продавец вправе потребовать его оплаты и уплаты процентов в соответствии с гражданским зако­нодательством (ст. 486 ГК РФ).

Это интересно:  Договор купли продажи земли под гаражом 2019 год

Нормативно-правовые основы регулирования купли-продажи земельных участков

Процесс правового регулирования купли-продажи земельных участков осуществляется на основе многих юридических средств. Они являются инструментами регламентации и управления этим процессом и одновременно составляют его нормативные основы.

Категория «Нормативно-правовые основы» характеризует базовые, фундаментальные элементы, части стороны юридического процесса. Они представляют собой систему основополагающих начал, принципов, нормативно-правовых актов, правовых режимов и процедуру, определяющих регулирование процесса купли-продажи земельных участков.

Ядром нормативно-правовых основ регулирования процесса купли- продажи земельных участков выступают правовые акты, прежде всего законы, а также важнейшие принципы землепользования. В состав нормативно-правовых актов регулирования купли-продажи земельных участков входят федеральные законы, земельные, гражданское законодательство, решения органов местного самоуправления, центральное место среди них занимает конституция РФ. Она определяет: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ч. 1 ст. 9)39. Конституция РФ также закрепляет то, что «земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности».

Ст. 36 устанавливает, что собственник свободно владеет, пользуется и распоряжается землей, но свободное распоряжение землей может быть ограничено40. Данные положения развиваются в ЗК РФ, в котором закреплены как нормы, ограничивающие либо запрещающие оборот отдельных видов земельных участков, предусматривающие особые условия договоров, так и нормы, направленные на создание единого объекта недвижимого имущества.

Большое значение для правового регулирования земельных отношений имеет Земельный кодекс РФ. Согласно ст. 6 ЗК РФ земельный участок является объектом земельных отношений. В соответствии с п. 1, 2 ст.5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российской Федерации, муниципальные образования, а также иностранные граждане, иностранные юридические лица и апатриды.

Правовое регулирование купли-продажи земельных участков регулируется гл. 5 ЗК РФ — возникновение прав на землю, которая устанавливает процедуру предоставления земельных участков, а именно «основания возникновения прав на землю» (ст. 25 ЗК РФ)42; приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (ст. 28 ЗК РФ). Согласно ст. 30, 34, земельные участки предоставляются под различные цели:

  • — под строительство;
  • — под жилищное строительство;
  • — для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
  • — для целей, не связанных со строительством.

Все сделки с земельными участками, отмечает Я.С. Гришина, совершаются в соответствии с нормами гражданского законодательства и его требованиям в отношении их содержания, способности сторон к участию в них, соответствия воли и волеизъявления, соблюдения формы сделки.

Статьей 37 ЗК РФустановлен ряд требований, соблюдение которых при совершении сделок с земельными участками, в первую очередь сделок купли-продажи, является обязательным. К их числу относятся следующие требования: «к объекту договора купли-продажи — земельному участку, в отношении которого должен быть проведен кадастровый учет, и к продавцу участка — по предоставлению покупателю имеющейся у него информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования; к условиям договора купли-продажи земельного участка; к информации, предоставляемой продавцом в отношении участка и о гарантиях покупателю участка»44. Особенности купли-продажи земельных участков регулируются ст.38 ЗК РФ.

Одной из особенностей купли-продажи, подчеркивает А.П. Анисимов, находящихся в государственной собственности «является процедура торгов.

Связано это с развитием законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий, и с введением конкурсной и аукционной продажи государственного имущества, и попытками обеспечить соблюдение публичных интересов при приватизации».

В настоящее время проведение торгов регулируется ст. 38 ЗК РФ, где закреплены наиболее общие требования к приобретению земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г.№808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков».

Предметом торгов, конкурсов, аукционов, отмечает А.И. Дихтяр, «может быть сформированный земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка»46. Согласно ст. 9,10 ЗК РФ в качестве продавца земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах своей компетенции47.

Общим правилом при совершении сделок остается необходимость учета положений о делимом и неделимом земельном участке, об установленных минимальных и максимальных размерах участка при совершении сделок с земельными участками или их частями. Также установлены ограничения на деление участка между наследниками, если в результате могут образоваться участки размером менее минимального размера, установленного субъектами Российской Федерации.

Земельное законодательство закрепило особой способ определения и индивидуализации земельного участка — формирование земельных участков с последующим их кадастровым учетом. В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ производится процедура описания земельного участка и присвоения ему уникального кадастрового номера.

К сделкам с землей в равной степени предъявляются и требования о регистрации, установленные Федеральном законом от 21.07.1997 (в ред. от 12.12.2011. № 427-ФЗ) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Как справедливо подчеркивает О.А.Беляева: «эффективное применение законодательства, регулирующего оборот земельных участков, предполагает учитывать значение судебной, судебно-арбитражной практики, ее обобщений, актов высших судебных органов»48. В числе последних таких актов по времени следует выделить Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №11 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

Особое место в этой системе актов занимают постановления и определения Конституционного Суда РФ.

Важным элементом нормативно-правовых основ правового регулирования купли-продажи земельных участков выступают принципы землепользования, к которым относятся:

  • — единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (здания, сооружения…);
  • — приоритет сохранения особо ценных земель, что означает изменение их целевого назначения ограничивается или запрещается;
  • — платность использования земли;
  • — категоризация земель по их целевому назначению;
  • — разграничение государственной собственности на землю, на собственность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальную собственность;
  • — дифференцированный подход к установлению правового режима земель;
  • — сочетание интересов общества и граждан в процессе землепользования. Данные принципы систематизируют земельное законодательство, устанавливают исходные начала и пределы регулирования процесса купли-продажи земельных участков. Они являются важнейшим элементом нормативно-правовых основ правового регулирования купли- продажи земельных участков.

Выводы по первой главе.

Это интересно:  Купля продажа земельного участка зк 2019 год

Проведенный системный анализ проблемы правового регулирования купли-продажи земельных участков позволяет сформулировать ряд обобщений и выводов.

  • 1. Процесс правового регулирования купли-продажи земельных участков Сохраняет свою актуальность и важность, так как обеспечивает легитимность приобретения права собственности на объект недвижимости. Он представляет собой системно-организованное, целенаправленное и результативное воздействие на земельные отношения и поведение их субъектов, участвующих в торгах или аукционах и заключающих договоры купли-продажи земельных участков. Данное определение отражает специфику юридической регламентации земельных отношений в ходе торгов.
  • 2. Субъектами правового регулирования купли-продажи земельных участков выступают, как правило, органы государственной или муниципальной власти, представленные их должностными лицами, а также отдельные физические лица — покупатели земельных участков. Объектом правового воздействия предстает земельный участок, его часть, прошедшие кадастровый учет и регистрацию и находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
  • 3. Правовое регулирование купли-продажи земельных участков как вид управленческой деятельности осуществляется на нормативно-правовых основах, они представляют собой систему актов, важнейших принципов землепользования и процедур, составляющих фундамент, основание существования и функционирования этого процесса. Важнейшими структурными элементами данных органов выступают Конституция РФ, Гражданский, Земельный кодексы, федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственном кадастре недвижимости», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другие.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ И АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В НОВОМ ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовое регулирование купли продажи земельных участков

Совершение сделок с землей стало регулироваться земельным законодательством сравнительно недавно. Земля в течение многих лет была исключена из гражданского оборота, и советское земельное законодательство не допускало возможности совершения сделок с землей Козырь О.М. Особенности регулирования сделок с землей земельным законодательством // Экологическое право. 2003. N 4. С. 10.. Права на землю преимущественно возникали из актов органов государственной власти. Совершение сделок с землей было прямо запрещено и квалифицировалось как уголовно наказуемое деяние. В условиях, когда гражданско-правовое регулирование оборота иных объектов недвижимости продолжало развиваться и совершенствоваться, земельные участки стали следовать судьбе иного недвижимого имущества — строений или сооружений: при переходе прав на строение в большинстве случаев к приобретателю права переходило право пользования земельным участком. Батяев А.А., Бобкова О.В., Васильчикова Н.В., Корнийчук Г.А., Резепов И.Ш., Сальникова Л.В., Скачкова О.А., Смагина И.А., Суняева Р.Л., Шлянцев Д.А. 1001 договор на все случаи бизнеса. М.: РАВНОВЕСИЕ. 2008. С.430. К сожалению, даже после того, как земельные участки были вновь законодательно признаны объектами недвижимого имущества, в гражданско-правовом регулировании сохранилась тенденция воспринимать земельный участок как зависимый от судьбы основной недвижимости — строения.

Возможность совершения сделок с земельными участками появилась в связи с разгосударствлением собственности на землю, введением аренды земли и признанием права частной собственности на землю. Только один вид сделок с землей — аренда — был закреплен в законодательстве до введения частной собственности на землю.

С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993г. и ГК РФ (первой и второй частей) процесс сближения и последующей унификации правового регулирования сделок с землей и иными объектами недвижимости стал стремительно развиваться.

Сторонами сделок с земельными участками являются не только граждане и юридические лица, но также государство и муниципальные образования в лице соответствующим образом уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих функции распоряжения государственной и муниципальной собственностью. Иначе говоря, сторонами сделки выступают участники земельных отношений, определенные ЗК РФ в п. 1 ст. 5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) ред. от 05.04.2011 // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147.

Статья 36 Конституции РФ 1993г. устанавливает, что собственник свободно владеет, пользуется и распоряжается землей, но свободное распоряжение землей может быть ограничено в публичном интересе. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 21.01.2009. Поэтому в новом ЗК РФ закреплены как нормы, ограничивающие либо запрещающие оборот отдельных видов земельных участков, предусматривающие особые условия договоров, так и нормы, направленные на создание единого объекта недвижимого имущества. Общее понятие оборотоспособности закреплено в ст. 129 ГК РФ, согласно которой объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Вторая часть ГК РФ подробно регулирует порядок совершения сделок с различными объектами недвижимости, в том числе и земельными участками. К сделкам с землей в равной степени предъявляются и требования о регистрации, установленные Федеральным законом от 21 июля 1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ред. от 20.03.2011 (принят ГД ФС РФ 17.06.1997) // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3594.

Положение ст. 36 Конституции РФ о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, получило дальнейшее развитие в ГК РФ (ч. 3 ст. 209). ГК РФ также закрепил положение о том, что перечисленные правомочия собственник земли и других природных ресурсов осуществляет в той мере, в какой их оборот допускается законом (ч.3 ст. 129 ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) ред. от 06.04.2011 // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301. Указанные нормы явились основой для установления земельным законодательством ограниченной оборотоспособности земельных участков. Как подчеркивается в работах специалистов в области земельного права, выработанное гражданским правом общее понятие оборотоспособности применимо и к сфере земельных отношений, но основное отличие оборотоспособности земельных участков от оборотоспособности иных объектов гражданских прав заключается в том, что земельное законодательство устанавливает определенные пределы и ограничения распоряжения земельной собственностью.

Положения земельного законодательства, регулирующие совершение сделок с земельными участками, не ограничиваются только нормами, предусматривающими изъятие из оборота или ограничение в обороте отдельных земельных участков. Статьями 35, 36, 37 ЗК РФ предусмотрены особые правила, касающиеся приобретения и отчуждения земельных участков. Статья 35 предусматривает, что отчуждение здания, строения, сооружения в случаях, когда земельный участок принадлежит их собственнику, производится вместе с земельным участком. Указанное положение земельного законодательства основано на принципе единой судьбы земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества (ст. 1 ЗК РФ). Добрачев Д.В. Проблемы судебной практики в сфере оборота земли. М.: Волтерс Клувер. 2005. С.116.

Это интересно:  Запрет на продажу земельного участка 2019 год

Ст. 36 ЗК РФ регулирует особенности приобретения прав на застроенные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности: собственники расположенных на этих участках зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию таких участков.

Появление в ЗК РФ статьи, регулирующей особенности купли-продажи земельных участков (ст. 37), стало результатом реализации принципа разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства (п. 1 ст. 1 ЗК РФ) в сфере оборота земельных участков См. Козырь О.М. Особенности регулирования сделок с землей земельным законодательством // Экологическое право. 2003. N 4.. Сделки с земельными участками совершаются в соответствии с нормами гражданского законодательства и его требованиями в отношении законности их содержания, способности сторон сделки к участию в сделке, соответствия воли и волеизъявления, соблюдения формы сделки.

Статьей 37 ЗК РФ установлен ряд требований, соблюдение которых при совершении сделок с земельными участками, в первую очередь сделок купли-продажи, является обязательным. К их числу относятся следующие требования: к объекту договора купли-продажи — земельному участку, в отношении которого должен быть проведен кадастровый учет, и к продавцу участка — по предоставлению покупателю имеющейся у него информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования; к условиям договора купли-продажи земельного участка; к информации, предоставляемой продавцом в отношении земельного участка и о гарантиях покупателю участка.

Одной из особенностей аренды и купли-продажи земель, находящихся в государственной собственности, стало широкое использование торгов. Это относительно новый институт современного земельного законодательства, получивший достаточно широкое развитие в течение последних 10 лет на территориях тех субъектов Российской Федерации, где активно развивались рыночные отношения. Возникновение этого института в первую очередь связано с развитием законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий, и с введением конкурсной и аукционной продажи государственного имущества, и попытками обеспечить соблюдение публичных интересов при приватизации.

В настоящее время проведение торгов регулируется ст. 38 ЗК РФ, где закреплены лишь наиболее общие требования к приобретению земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка, а также утвержденными Правительством РФ 11 ноября 2002 г. новыми Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» ред. от 29.12.2008 // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. N 46. Ст. 4587.

Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах своей компетенции, установленной в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ. Указанные органы определяют на основании отчета независимого оценщика начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения (шаг аукциона). Задаток для участия в торгах определяется в размере не менее 20 процентов начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы.

Извещение о проведении торгов публикуется не менее чем за 30 дней до проведения торгов и должно содержать, в том числе следующие сведения о земельном участке: местоположение (адрес), площадь, границы, обременения, кадастровый номер, целевое назначение и разрешенное использование, а также любые иные сведения, позволяющие индивидуализировать земельный участок. Указываются дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности.

Победитель торгов заключает договор купли-продажи земельного участка или его аренды с продавцом в срок не позднее 5 дней с момента подписания протокола о результатах торгов.

ЗК РФ не предусмотрел особенностей регулирования совершения иных сделок с земельными участками. Общим правилом при совершении сделок остается необходимость учета положений о делимом и неделимом земельном участке, об установленных минимальных и максимальных размерах участка при совершении сделок с земельными участками или их частями. Так, например, ограничение наследования участков из земель сельскохозяйственного назначения установлено ст. 11 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Толкование положений указанной статьи позволяет сделать вывод о том, что иностранные граждане, лица без гражданства не смогут получить по наследству земельный участок в собственность или на праве пожизненного наследуемого владения, а иностранные юридические лица и российские юридические лица с более чем 50% доли иностранного капитала в уставном (складочном) капитале не получат участок по наследству в собственность. Также установлены ограничения на деление участка между наследниками, если в результате могут образоваться участки размером менее минимального размера, установленного субъектами Российской Федерации.

Таким образом, правила совершения сделок с землей неодинаковы для земельных участков различных категорий и целей использования. Структурно правовой институт купли-продажи земельных участков полностью не сформирован. Нормы параграфа 7 главы 30 ГК РФ обеспечивают учет лишь отдельных особенностей земельного участка как объекта недвижимости. Поэтому нормы об обороте земли в тексте ГК РФ требуется свести воедино, что — в целях минимизации законодательных перемен можно было бы сделать путем развития ряда положений главы 17 ГК РФ (раскрывая полномочия собственника по распоряжению земельным участком).

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, www.lawmix.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector