+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Борьба с незаконной вырубкой леса 2019 год

Мондохонов А., начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Забайкальского края, кандидат юридических наук.

Федоренко М., прокурор отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры Забайкальского края.

В течение последних нескольких лет вопросы борьбы с незаконным оборотом древесины являются приоритетными для правоохранительных органов Забайкальского края. При координирующей роли прокуратуры края реализованные комплексные меры позволили переломить сложившуюся негативную ситуацию. Значительную часть в противодействии незаконным рубкам леса занимает организация уголовного преследования по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом древесины.

Общая неблагоприятная ситуация с сохранностью лесных ресурсов связана с неснижающимся спросом на древесину. Критическое положение, сложившееся в Читинской области в начале 2000-х гг. в связи с массовыми незаконными рубками лесных насаждений, побудило правоохранительные органы пересмотреть организацию и приоритеты уголовного преследования черных лесорубов».

С 1 марта 2008 г. — Забайкальский край.

Среди основных проблем, с которыми правоприменители сталкивались при раскрытии и расследовании преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, были: ненадлежащий учет, низкая раскрываемость, чрезмерная мягкость назначаемых наказаний и фактическое отсутствие взаимодействия с органами местного самоуправления, со средствами массовой информации и населением.

С учетом этих обстоятельств указанный вопрос был взят на особый контроль в прокуратуре и органах внутренних дел. Ежегодно результаты противодействия незаконным рубкам леса обсуждаются на коллегиях прокуратуры края и координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Прокуратурой края на постоянной основе проводится мониторинг состояния законности и практики прокурорского надзора по этим преступлениям.

В первую очередь, прокурорам было поручено наладить надлежащие учет, регистрацию, рассмотрение и разрешение сообщений о незаконных рубках леса. На системной основе прокуроры ежемесячно проводят сверки со всеми территориальными органами управления лесами и органами внутренних дел по выявлению фактов укрытия от регистрации лесонарушений. В прошедшем году в правоохранительных органах края зарегистрировано 1057 сообщений о незаконных рубках леса, по результатам проверки которых возбуждено 770 уголовных дел. Прокурорами при проверке законности и обоснованности принятых решений об отказе в возбуждении уголовного дела отменено 95 постановлений органов дознания об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам незаконных рубок.

Силами созданных в 2007 г. приказом начальника УВД подразделений по выявлению правонарушений и преступлений в лесной отрасли общей штатной численностью 65 сотрудников на постоянной основе проводятся рейды и профилактические мероприятия. Так, в прошлом году выявлен 391 факт незаконных рубок леса, по которым возбуждено 296 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ст. 260 УК. При снижении количества незаконных рубок по сравнению с 2007 г. на 44,2% раскрываемость преступлений данной категории удалось повысить с 24,6 до 47,4%, а в Петровск-Забайкальском районе — до 77%.

При координирующей роли прокуроров в целях пресечения дальнейшей преступной деятельности и противодействия следствию органы внутренних дел более активно стали использовать уголовно-процессуальное задержание и ходатайства об арестах организаторов незаконных рубок, совершенных в крупных и особо крупных размерах. В прошлом году из 35 ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу 18 удовлетворено (в 2007 г. — соответственно 18 и 13). Так, только в Читинском районе следователи 21 раз обращались с такими ходатайствами в суд (7 удовлетворены, в 11 случаях избраны домашние аресты).

Во исполнение решений координационного совещания руководителей правоохранительных органов края от 10 апреля 2008 г. «О результатах борьбы с правонарушениями и преступлениями в лесопромышленном комплексе» и коллегии прокуратуры края от 29 апреля 2008 г. «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законов, направленных на борьбу с правонарушениями и преступлениями в лесопромышленном комплексе» прокуроры понуждают оперативные подразделения органов внутренних дел к проведению эффективных оперативно-розыскных мероприятий и заведению дел оперативного учета, тем более что вскоре был принят ФЗ от 22 июля 2008 г. N 145-ФЗ, которым преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 260 УК, отнесено к категории тяжких. Формируется практика оперативного сопровождения лиц, задержанных с незаконно заготовленной древесиной, до места ее реализации с целью выявления скупщиков незаконно заготовляемой древесины; организовано взаимодействие с главами поселений и местным населением; в каждом «лесном» районе создаются электронные базы данных о лицах, занимающихся незаконной рубкой леса.

Направлены в суд уголовные дела в отношении директора Хилокского сельского лесхоза, выписавшего лесорубочный билет на рубку сырорастущей древесины, расположенной в нерестовой зоне, а также в отношении директора Газимуро-Заводского лесхоза, который незаконно, до вступления в силу приговора суда, реализовал по заниженной цене древесину объемом 24 куб. м, признанную вещественным доказательством.

Осужден на 2 года 6 месяцев лишения свободы условно с лишением права занимать должности в органах лесного хозяйства на 5 лет, со взысканием 120 тыс. руб. в доход государства лесничий Могзонского лесничества Хилокского района Я., который вносил в официальные документы ложные сведения для проведения лесного аукциона.

Привлечены к уголовной ответственности 7 депутатов представительных органов местного самоуправления Акшинского, Могочинского, Петровск-Забайкальского, Чернышевского и Хилокского районов, организовавших совершение незаконных рубок.

По результатам изучения уголовных дел в порядке надзора прокурорами отменено 74 незаконных постановления о приостановлении дознания по фактам незаконных рубок, внесено 287 требований об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, вынесено 6 постановлений о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановлений о прекращении уголовного дела.

Если в 2004 г. наказание в виде лишения свободы в регионе было применено в отношении 7 лиц, то в 2008 г. в исправительных колониях и колониях-поселениях отбывают наказание уже 53 лица. Только в Хилокском районе осуждены к лишению свободы 34 лица. Так, приговором мирового судьи судебного участка Хилокского района за организацию незаконной рубки в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору на 2 года 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении осужден М. Соучастнику преступления Г. назначено наказание в виде лишения свободы сроком 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении. Кроме того, с осужденных взыскан причиненный ущерб в сумме более 2 млн. 400 тыс. руб.

Большое внимание прокуратурой края уделяется взаимодействию со средствами массовой информации, органами местного самоуправления и населением. Прокуроры районов в обязательном порядке регулярно информируют глав органов местного самоуправления о состоянии законности в сфере лесопользования и результатах борьбы с «черными лесорубами». Сведения о каждом факте реального осуждения виновных, привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, причастных к рубкам леса, публикуются в районных газетах и размещаются на сайте прокуратуры края. В частности, ежегодно в районных газетах публикуются списки лиц, осужденных за незаконные рубки лесных насаждений, с указанием Ф.И.О., даты рождения, места жительства, совершенного преступления, вида и размера назначенного наказания. Эти списки по согласованию с главами городских и сельских поселений размещаются на досках объявлений в администрациях по месту жительства осужденных для информирования населения. Также работники межрайпрокуратур проводят плановые ознакомительные учебные занятия в общеобразовательных учреждениях.

Аппарат прокуратуры края на системной основе осуществляет мониторинг результатов работы, их обобщение, раз в полугодие направляет на места информационно-методические письма, проводит межведомственные и оперативные совещания, организует брифинги и иное взаимодействие со средствами массовой информации.

Вместе с тем ситуация в этой сфере продолжает оставаться сложной. Например, до настоящего времени на законодательном уровне не урегулирован вопрос хранения древесины, изымаемой в ходе расследования уголовных дел, и возможности ее реализации в установленном порядке уполномоченными органами до приговора суда.

Тем не менее правоохранительные органы края продолжают нарабатывать правоприменительную практику в сфере противодействия незаконному обороту древесины. В прошедшем году прокуратурой края на постоянной основе организовано взаимодействие с органами Росфинмониторинга с целью выявления фактов легализации доходов, полученных в результате преступлений в сфере лесопользования. Проводится целенаправленная работа на предмет выявления организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), осуществляющих свою преступную деятельность в лесной отрасли, а также должностных лиц, причастных к преступлениям коррупционной направленности в указанной сфере.

Причины и меры борьбы с незаконными рубками лесов в России

Причины и меры борьбы с незаконными рубками лесов в России.doc

Причины и меры борьбы с незаконными рубками лесов в России

Охрана окружающей природной среды от преступных посягательств и предупреждение экологических преступлений – одна из наиболее актуальных проблем современности, входит в число основных задач Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

В современный период в стране широкое распространение получило такое преступление как незаконная рубка лесных насаждений (статья 260 УК РФ). Незаконный оборот леса в России стоит на втором месте после оборота наркотиков. Об этом заявил на конференции неправительственных организаций «Экология и правозащита» представитель нижегородского общества прав человека Адолий Рассадин. Он отметил, что «контроль за самовольными вырубками леса в стране очень слабый» [6].

Это интересно:  Вырубка леса куда жаловаться 2019 год

С начала XXI века в Российской Федерации лесное браконьерство как негативное социальное явление изменилось качественно. Незаконные рубки леса в значительно большем объеме стали осуществляться организованно, профессионально, с использованием современных технических средств. Эти преступные посягательства представляют угрозу национальной безопасности, как в экологическом, так и в экономическом отношениях [3, c. 21].

Прежде чем говорить о причинах и мерах борьбы с нелегальными рубками, необходимо уточнить сам термин. В узком понимании нелегальные рубки – это рубки, проводимые без разрешительных документов. Согласно широкому определению нелегальные рубки включают в себя и нарушения, связанные с правилами ведения лесного хозяйства.

Oбщeпринятым определениeм незакoнной рубки является определение, зафиксированное в постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». В данном документе отмечено, что нeзаконная рубка – это рубка деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубка по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубка, осуществляемая не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, но данное постановление в настоящее время утратило свою силу.

Однако международного определения, что такое нелегальные рубки не существует. Например, на юге США считается законной заготовка древесины без одобренного правительством плана развития лесного хозяйства. Но тоже самое противозаконно, например, в Бразилии. В некоторых странах низкий уровень нелегальных рубок может быть просто из-за недостатков лесного законодательства (в основном странах с недостаточной практикой лесоводства). В качестве универсального определения, к нелегальным рубкам относят заготовку древесины, ее транспортировку, покупку или продажу с нарушением законов.

Что же является основными причинами незаконной вырубки лесов? Причин много. Рассмотрим основные из них, классифицируя по областям.

К социально — экoномическим причинам можно отнести:

  • устойчивый рост древесины на внешнем и внутреннем рынках;
  • разница в ценах на древесину на внутреннем и внешнем рынках и как следствие, высокая доходность незаконных заготовок;
  • бедность и безработица (особенно эта причина остро стоит для сельского населения, жителей лесных деревень и поселков);
  • низкий уровень дохода у населения [4, с. 18].

К правовым причинам относят:

  • несовершенство лесного, уголовного, административного, таможенного законодательства;
  • неэффективность лесной охраны или ее отсутствие, нехватка полномочий для достаточной охраны лесов или неправильная ее организация [4, с. 19].

Главной же причиной незаконных рубок всегда была и остается бедность и нищета людей в лесных деревнях и поселках, и как следствие безработица. Чаще всего людей толкает на различные правонарушения, в том числе незаконные рубки, неспособность найти законные способы, чтобы прокормить себя и семью, и отсутствие у них средств на переселение в более благополучное место. Ни одна страна в мире не искоренила незаконные рубки, не преодолев бедность сельского населения, сколь бы жесткими наказания за эти правонарушения ни были.

Также нeобходимо отметить и причину нeвыполнимых или прoтиворечивых трeбований лeсного законодательства, и связанную с ними коррупционную нагрузку на законных лeсопользователей. Данная проблема знaчительно пoдавляет рaзвитие зaконного лeсного бизнeса и спoсобствует все большему рaзвитию нeзаконного.

Прежде чем планировать организационно-правовые меры по борьбе с незаконными рубками, нужно определить, на какие виды незаконных рубок будет ориентирована эта борьба. В России в настоящее время условно выделяются три основных типа незаконных рубок (границы между этими типами условны) [5, с. 21].

1. Рубки без разрешительных документов на заготовку древесины или с использованием разрешений, выданных с нарушениями или незаконно:

рубки, совершаемые населением для собственных нужд. Эти рубки в основном связаны с обеспечением жизненно важных потребностей населения таких как отопление, мелкое строительство и ремонт, в связи с чем их ликвидировать невозможно, но необходимо принять меры к их упорядочению.

рубки, осуществляемые гражданами или постоянными бригадами с целью последующей реализации заготовленной древесины. Лесозаготовители, осуществляющие заготовку древесины в коммерческих целях, получили неофициальное название «черные лесорубы». При этом населением незаконные рубки воспринимаются как дополнительный легкий заработок;

рубки, осуществляемые компаниями вблизи от официально разрабатываемых участков, либо в труднодоступных местах, редко посещаемых проверяющими органами;

рубки, осуществляемые при создании лесной инфраструктуры без получения необходимых разрешений и т. п.

2. Совершение рубок не на отведенном участке или за границами отведенных участков, заготовка древесины на участках, отведенных другому лесозаготовителю, либо с использованием документов другого лесозаготовителя.

3. Совершение рубок не в том количестве и не тех пород, какие указаны в разрешительных документах. Этот достаточно распространенный способ практикуется как местным населением, так и фирмами и органами управления лесным хозяйством и заключается в том, что самовольная рубка проводится поверх уже законченной рубки, либо обнаруженной лесной охраной и остановленной самовольной рубки, сделанной другой фирмой или частным лицом.

Государство признает, что в России проблема нелегальных лесозаготовок и торговли лесом имеет существенные негативные последствия для многих сфер деятельности и принимает определенные меры.

Российская Федерация инициировала процесс ENA FLEG (Европейско-североазиатский процесс по совершенствованию практики правоприменения и управления в лесном секторе. Россия осуществляет ряд мероприятий в рамках взятых на себя обязательств:

1) активно участвует в международных совещаниях по обсуждению проблемы нелегальной лесозаготовки;

2) разрабатывает и внедряет систему мер по отслеживанию древесины;

3) осуществляет дистанционный мониторинг лесов с применением аэрокосмических методов и ГИС — технологий, организует выездны е собрания для рассмотрения результатов мониторинга в регионах

4) проводит проверки состояния лесного фонда и организацию лесопользования в субъектах РФ.

Меры по борьбе с нелегальным оборотом древесины активно ведет и поддерживает и Всемирный фонд дикой природы (WWF). Одним из ключевых направлений деятельности WWF стала деятельность по сокращению объемов нелегальной заготовки леса на национальном и региональном уровне. Работа по этому направлению ведётся по проекту в рамках партнерства WWF-IKEA . В рамках этого направленияWWF проводит:

  • изучение схем перемещения экспортируемой древесины;
  • анализирует официальные данных по объемам поставок леса;
  • анализирует породный состав экспортируемой древесины на предмет наличия ценных пород;
  • анализирует деятельность компаний лесного сектора и их экологическую политику [7].

Проанализировав основные причины, виды и проводящиеся мероприятия по борьбе с незаконной рубкой леса и нелегальным оборотом древесины, можно определить ряд мер, способствующих быстрому сокращению объемов незаконных рубок в ближайшие годы. В частности, необходимо сделать следующее:

  • бороться с социальным неблагополучием жителей лесных деревень и поселков, и сельского населения в целом (безработицей, бедностью);
  • реорганизовать и повысить эффективность работы Государственной лесной охраны;
  • внедрить эффективные системы за происхождением древесины;
  • повысить взаимодействие контролирующих структур;
  • создать эффективные пути сообщения «лесосека — покупатель»;
  • сформировать экспертную группу для ревизии важнейших нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет выявления явных ошибок, положений, которые способствуют развитию коррупции или препятствуют развитию малого бизнеса, и других, нуждающихся в незамедлительном исправлении, с внесением и утверждением соответствующих изменений;
  • повысить ответственность (как административную, так и уголовную) за незаконный оборот леса.

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 (ред. от 06.02.2007) «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // «Российская газета», № 223, 24.11.1998.

3. Гордиенков А.Д., Колодина Н.В. Незаконная порубка деревьев и кустарников: причины и проблемы привлечения к уголовной ответственности // Экологическое право. 2009. № 1.

4. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления и экологическая преступность. – М.: Белые Альвы, 2008. – С. 18 – 31.

5. Травина И.Г. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с незаконной рубкой лесных насаждений: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2009. С. 21.

Как бороться с незаконными рубками леса

В последнее время в медийном пространстве все чаще звучат встревоженные заявления некоторых активистов и политиков о том, что в Украине исчезают леса, и поэтому необходимо немедленно положить конец всем рубкам.

Конечно, хорошо, что проблемы лесной отрасли волнуют широкую общественность, но нужно помнить, что всегда находится много желающих поспекулировать на эту тему. Так, часто мы слышим сплошной негатив — леса бесконтрольно уничтожаются, и скоро Украина может полностью «полысеть». Но действительно ли это так?

Во всем мире лес заготавливается на тех территориях, где он растет, и это абсолютно нормально. Лес, который достиг необходимого срока зрелости, должен быть срублен. Ведь после этого он превращается в сухостой, где уже не развивается экосистема, а пожароопасность таких участков в разы повышается. К тому же, вырубка перезревшего леса приносит одни убытки. Итак, если немедленно прекратить все рубки, как призывают некоторые активисты, это не принесет никакой пользы, более того, только навредит. Своевременная заготовка зрелого леса является абсолютно оправданным экономическим и экологическим явлением.

Другое дело – незаконные рубки, которые ежегодно наносят государству миллионные убытки. Так, по информации Гослесагентства только в 2017 году в лесном фонде лесохозяйственных предприятий, подчиненных этому ведомству (это примерно 2/3 лесов Украины), было выявлено 7 тыс. случаев незаконных рубок, при которых заготовлено около 26 тыс. куб. м. лесоматериалов. Общая сумма причиненного ущерба государству составила около 157,5 млн гривен.

Это интересно:  Незаконное вырубка леса статья ст 185 2019 год

Недавно в целях борьбы с незаконной рубкой и оборотом древесины в первом чтении был принят проект Закона №5495 от 6 декабря 2016 года. Данным проектом предлагается ввести усиленную административную и уголовную ответственность за незаконную вырубку, а также перевозку, хранение и сбыт незаконно заготовленной древесины.

Поддерживая необходимость борьбы с указанными негативными явлениями, эксперты Комитета деревообрабатывающей и мебельной отраслей Европейской Бизнес Ассоциации предостерегают, что соответствующие законодательные изменения могут потенциально стать источником давления на добросовестных деревообработчиков (потребителей леса).

Кроме того, усиление установленных законом санкций само по себе, без наличия полной и достоверной информации относительно всего объема заготовки древесины и реализации, положительных результатов дать не сможет. Иными словами, чтобы кого-то привлечь к ответственности за незаконную рубку, такой факт нужно доказать. И часто именно на этой стадии позиция правоохранительных органов оказывается наиболее слабой. Подтверждением этого факта может служить очень незначительный процент соответствующих дел, переданных в суд с обвиняемым актом.

Поэтому, чтобы преодолеть проблему незаконных рубок или, по крайней мере, доказать факт незаконной рубки, нужно вести полноценный учет заготовленного леса, по сути — документировать все действия во время заготовки древесины современными методами. Для этого необходимы: а) единый стандарт учета древесины б) информационная система (программное решение), которая оперативно и в удобном для анализа виде предоставляет данные о заготовленной древесине, законности ее происхождения, стоимости, названии заготовителя (лесхоз) и имени покупателя.

Собственно, первые шаги в этом направлении уже сделаны. Пять лет назад во всех лесных хозяйствах Гослесагентства, а это около 70% лесхозов Украины, была введена Система электронного учета древесины (ЭОД). Эта система обеспечивает прозрачность процесса лесозаготовки, ведь за счет поколодной маркировки стоимостной древесины содержит информацию: 1) кто именно и на основе каких разрешительных документов заготовил древесину; 2) кто и куда ее перевозит; 3) по каким условиям была приобретена древесина. Следовательно, необходимые механизмы уже введены в действие.

Система ЭОД базируется на простом принципе супермаркета, где супермаркет — это лесосека или склад лесхоза, а весь товар учтен и промаркирован штрих-кодом. Таким образом, имеем порядок и консолидированную информацию о каждом бревне.

Также Министерство внутренних дел и Нацполиция уже имеет в своем активе дополнение к ЭОД — модуль Контроль. С помощью этого модуля Нацполиция может оперативно проверять легальность заготовки и транспортировки древесины на основе данных из системы.

Единственное, что остается сделать, чтобы закрыть каналы возможных нелегальных рубок и незаконного оборота древесины, это распространить уже существующую Систему электронного учета древесины на все без исключения леса (на данный момент в Системе ЭОД только лесхозы Гослесагентства). Подробнее о Системе ЭОД я рассказывал в предыдущем материале.

Соответствующий проект постановления Кабмина давно существует, но он уже около двух лет находится на стадии разработки и согласования. Комитет деревообрабатывающей и мебельной отраслей Европейской Бизнес Ассоциации уже достаточно длительное время говорит о необходимости его принятия и призывает обязать всех лесопользователей присоединиться к системе ЭОД. Ведь пока участниками системы являются только лесхозы Гослесагентства, остается пространство для манипуляций с происхождением древесины, и мы не можем приблизиться к преодолению проблемы незаконных рубок и нелегального оборота леса.

Бразильские суды рассматривают крупное дело о нарушениях природоохранного законодательства, отмывании денег, коррупции, подлоге и участии в организованной преступной группе, осуществлявшей, по версии следствия, масштабные махинации с целью незаконной вырубки и сбыта леса. Среди фигурантов дела – политики, высокопоставленные чиновники природоохранных ведомств, крупные предприниматели.

Photo: Фото: Josi Pettengill/ Secom-MT/ mt.gov.br

Статья написана на основе подробного исследования, подготовленного Ольгой Реннер (Германия) для Центра Антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл Россия. Текст исследования (на англ. яз.), текст статьи, а также полный список использованных источников (на англ. яз.) смотрите в одноименном издании «Беллоны».

В 2010 году в Бразилии прогремело скандальное дело о незаконной вырубке лесов и коррупции в структурах исполнительной власти: несколько десятков человек, среди которых оказались крупные предприниматели, землевладельцы, политики, а также высокопоставленные чиновники, – включая представителей природоохранных ведомств, – были арестованы по обвинению в организации преступной группировки, причинившей ущерб природе на сумму около 500 млн долларов, рассказывает издание Mongabay.com (на англ. яз.).

Разоблачение масштабной коррупционной схемы в лесной отрасли бразильского штата Мату-Гросу стало результатом двухлетней операции, получившей кодовое название «Журупари». От деятельности «черных лесорубов», по данным следствия, пострадали 496 км 2 тропических лесов Амазонки, объем незаконных лесозаготовок составил 1,5 млн м 3 .

По данным официальной бразильской статистики, приведенным, например, в репортаже британской The Telegraph (на англ. яз.), в период с августа 2012 по июль 2013 года темпы обезлесения в Бразилии – несмотря на динамику снижения начиная с 2009 года – подскочили на 28%. В том же штате Мату-Гросу рост составил 52%. За год, по общенациональной статистике, были уничтожены 5843 км 2 тропического леса, что, впрочем, по сравнению с предыдущим годом, составляет незначительный рост в абсолютном выражении. Худшим периодом стал 2004 год: тогда в Бразилии было вырублено 27 тыс. км 2 леса.

Лесное законодательство Бразилии

По Лесному кодексу Бразилии от 1965 года, определенная часть территории включена в категорию земель, на которых должно быть обеспечено сохранение естественной растительности. В эти охраняемые земли попадают как территории, подлежащие постоянной защите и являющиеся неприкосновенными (леса, расположенные на склонах гор и вдоль берегов рек, мангровые, пойменные леса), так и территории, где разрешены лесозаготовки, но не сплошная вырубка.

Защите подлежат 80% земель в Амазонской низменности, 35% земель в саваннах, 20% лугопастбищных угодий.

Как пишут исследователи (на англ. яз.) Ли Джей Альстон (Lee J. Alston, США) и Бернардо Мюллер (Bernardo Mueller, Бразилия), лесное законодательство 1965 года уникально не только по причине огромных масштабов подлежащих охране территорий, но также благодаря тому, что предусматривает покрытие расходов, связанных с лесовосстановлением, исключительно за счет землевладельцев.

Однако в 2010 году, под давлением сельскохозяйственных производителей и фермеров – и несмотря на сопротивление со стороны общественных организаций – власти Бразилии начали пересмотр отдельных норм лесного законодательства. Лоббисты требовали сократить площади охраняемых лесов, ввести мораторий на восстановление лесов для малых фермерских хозяйств и разрешить крупным частично возмещать потерю естественных лесов культурами, выращиваемыми на продажу. Были также и требования ослабить ограничения в отношении прибрежных земель.

Принятый после ожесточенных дебатов в 2012 году новый Лесной кодекс хотя и сохранил процентное соотношение охраняемых территорий (80% земель Амазонии, 35% территории саванн, 20% лугов и пастбищ), но пересмотрел характеристики подлежащих охране земель. В результате, как указывает брошюра об изменениях в лесном законодательстве (на англ. яз.), опубликованная WWF, часть бывших охраняемых территорий оказалась законно доступной для вырубки лесов. Одним из наиболее спорных нововведений стали положения об амнистии нарушителей: тогда как по старой версии кодекса фермер обязан был восстановить всю незаконно вырубленную растительность, то уже новый кодекс, – в случаях, когда незаконная вырубка велась до 2008 года, – полностью освободил от такого обязательства мелких фермеров (владельцев земель площадью до 400 га) и частично – владельцев береговых участков. Крупные же землевладельцы, за сплошную вырубку лесов, проведенную до 2008 года, должны теперь компенсировать лишь половину утраченных лесов, и вольны компенсировать ее любыми посадками.

Photo: Фото: Wilson Dias/ ABr/ Wikimedia Commons

Как сообщила The Guardian (на англ. яз.), правительство настаивало, чтобы новая версия кодекса позволила согласовать экологические приоритеты и интересы сельскохозяйственных производителей, однако законопроект вызвал резкую критику в экологическом сообществе. Так, десять бывших министров экологии Бразилии подписали письмо, в котором назвали изменения в законодательстве «шагом назад». Как отмечает брошюра WWF, новый Лесной кодекс открывает дорогу «золотой лихорадке» обезлесения, посылая нарушителям сигнал о том, что теперь им можно перестать беспокоиться о неотвратимости наказания. Тем более, правительству будет сложно доказать, в какой именно период велась незаконная вырубка.

Управление лесной отраслью

Структура управления лесной промышленностью Бразилии соответствует федеральной организации политической системы и состоит из двух уровней.

Как рассказывается в исследовании «Законный лес: осуществление контроля и управление в лесопромышленной отрасли» (Legal Timber: Verification and Governance in the Forest Sector, на англ. яз.), планированием, управлением и контролем в области охраны природы на национальном уровне занимается Министерство природных ресурсов Бразилии и его исполнительный орган – Бразильский Институт окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов (Instituto Brasileiro do Meio Ambiente e dos Recursos Naturais Renováveis, IBAMA).

Природоохранные ведомства штатов, в свою очередь, ответственны за лицензирование и мониторинг лесозаготовок на участках всех форм собственности и полномочны устанавливать свои правила и осуществлять собственный контроль за вырубками, если эти правила не входят в противоречие с федеральными законами. Если штат оказывается неспособен организовать эффективное управление лесной отраслью – вмешивается IBAMA.

Выявление правонарушений и привлечение нарушителей к уголовной ответственности осуществляется и на национальном уровне, и на уровне штатов; наложение административных санкций – штрафов и конфискации незаконно полученной древесины – осуществляется институтом IBAMA и природоохранными ведомствами штатов.

В 2006 году были созданы два новых ведомства: Бразильская лесохозяйственная служба, для управления лесами в федеральной собственности, а также, под эгидой IBAMA, национальная система информации и контроля за транспортировкой лесной продукции (на англ. яз.) – Documento de Origem Florestal (DOF). В то же время штаты Мату-Гросу и Пара имеют свои информационные системы, созданные с той же целью – Sistema de Comercialização e Transporte de Produtos Florestais (SISFLORA). С помощью этих систем отслеживается вся цепочка поставок и транспортировки леса.

Это интересно:  Вырубка леса в кемеровской области 2019 год

Организация лесозаготовок

Как отмечают Альстон и Мюллер, статус охраняемой территории прописан в праве собственности на землю, и границы охраняемой территории в дальнейшем не подлежат изменению. Экологически рациональная хозяйственная деятельность на охраняемых природных территориях Бразилии допускается только после того, как специалист-лесотехник составит подробный план ведения лесного хозяйства, а государственное природоохранное ведомство его затем одобрит. По закону, перед тем, как подать план на рассмотрение, лесозаготовительная компания, согласно исследованию «Законный лес», должна получить специальное разрешение, подтверждающее легальность права пользования участком и статус землепользователя или собственника и удостоверяющее наличие леса спутниковым снимком территории.

Photo: Фото: Wilson Dias/ Agência Brasil/ Wikimedia Commons

Одобрив план лесопользования, природоохранное ведомство выдает разрешение на проведение рубки леса, занося информацию в компьютерную систему DOF. Зарегистрированные в системе лесозаготовители в дальнейшем могут использовать доступ к системе в режиме онлайн-торговли для реализации древесины. При совершении сделки по продаже объем проданной древесины списывается со «счета», под которым зарегистрирован лесозаготовительный план, а система выдает документ с индивидуальным штрих-кодом. Этот распечатанный «чек» должен сопровождать древесину или обработанную лесопродукцию во время транспортировки до места назначения.

Причины нелегального лесного бизнеса в Бразилии

По мнению исследователей из Института мировых ресурсов (World Resources Institute, WRI, на англ. яз.), возникновению незаконных рубок часто способствует комбинация нескольких факторов: рассогласованность принятых из лучших побуждений, но противоречащих друг другу мер, плохо отлаженная система контроля, нерешенные вопросы землевладения – и коррупция.

Анализируя ситуацию в Бразилии, WRI выделил, во-первых, возможность злоупотреблений в использовании системы DOF, позволяющую легализовать незаконные вырубки такими, например, способами, как фальсифицирование планов лесопользования или предоставление недостоверной информации о количестве леса на участке.

Во-вторых, считают исследователи, существует недостаток прозрачности и скоординированности в работе структур, отвечающих за контроль над соблюдением закона в лесном секторе – института IBAMA, Бразильской лесохозяйственной службы, природоохранных ведомств штатов и федеральной прокуратуры. Неидеально информационное взаимодействие, и зачастую из-за проблем несовместимости находящиеся в ведении разных штатов системы DOF не способны отследить перемещение древесины из одного штата в другой.

Немаловажную роль играют бюрократические препоны: бразильский лесозаготовительный бизнес регулируется огромным количеством правил и требований, – получение лицензии на лесозаготовки может занять больше года, – что создает возможности для злоупотреблений и коррупции.

Кроме того, исследователи отмечают фактор влияния налоговой политики, создающей более благоприятные условия для мелких лесозаготовителей. Налоговые послабления не поощряют создание крупных лесопромышленных компаний. В результате на рынке появляется множество мелких фирм, зачастую работающих без должного оформления и не способных оперировать в рамках состоявшегося ответственного бизнеса.

Помимо социальных проблем и экологического ущерба, незаконные рубки создают трудности для компаний, желающих работать в лесной отрасли легально, считают исследователи WRI. Из-за того, что разница в цене на лес у законопослушных и недобросовестных производителей может достигать 40%, официальная продукция просто не в состоянии выдержать конкуренцию со стороны более дешевой, но незаконно добытой древесины.

Преступная схема уничтожения лесов

По версии следствия, незаконной вырубкой лесов, с последующим экспортом древесины в США, Китай и Европу, занималась организованная преступная группа, в участии в которой теперь обвиняются специалисты лесного и сельского хозяйства, частные землевладельцы и предприниматели, а также правительственные чиновники. Обвинения предъявлены высокопоставленным сотрудникам администраций двух сменивших друг друга губернаторов штата Мату-Гросу, должностным лицам – включая тех, кто занимал руководящие посты – в природоохранном ведомстве штата, SEMA (Secretaria de Estado do Meio Ambiante), а также родственникам и двум советникам президента Законодательного собрания штата.

Photo: Карта: Google Maps

Согласно Джеферсону Шнейдеру (Jeferson Schneider), одному из судей, получивших дело на рассмотрение после двухлетнего расследования, руководство преступной группой осуществлялось чиновниками природоохранной структуры SEMA, сообщает статья на вебсайте Rádio Progresso AM 640 (на порт. яз.). SEMA – ведомство, в чьи обязанности входит лицензирование и надзор в сфере лесопользования, а также управление системой SISFLORA – действующего на территории Мату-Гросу аналога DOF, который документирует и отслеживает вырубку, реализацию и транспортировку леса.

Организационная структура предполагаемой преступной схемы, согласно судье Шнейдеру, задействовала четыре уровня: политический, бюрократический (SEMA, игравшая посредническую роль), технический (лесотехники, эксперты) и коммерческий (землевладельцы, арендаторы, заказчики проектов лесозаготовки).

Незаконная рубка зачастую начиналась с выдачи разрешений чиновниками и утверждения планов ведения лесного хозяйства, основанных на ложной информации об участке и статусе права владения на него, а также фальсификациях лесного реестра. Далее, при составлении планов лесопользования, технические специалисты, проводившие инвентаризацию участка, указывали намеренно искаженные данные об объемах и видах леса, доступных для законной коммерческой вырубки.

Задействованные в преступных махинациях сотрудники SEMA, по долгу службы обязанные проверять указанные в планах сведения, обеспечивали быстрое положительное рассмотрение заявок. А выданные на фактически незаконную рубку разрешения позволяли создавать «виртуальные» объемы леса, зарегистрированные для производства и продажи в информационной системе SISFLORA. В дальнейшем с помощью таких фальсифицированных данных можно было «легализовывать» лес, вырубленный противозаконно на других участках, например, в национальных парках.

Чиновники совершали должностные преступления по двум причинам: либо они были подкуплены, либо, – как рассказывает об одном из арестованных по делу чиновников издание Diário de Cuiabá (на порт. яз.), – имели доли в компаниях, торговавших нелегальной древесиной. Соблазн был велик: по информации Mongabay.com, наличие разрешительной документации на «законную» вырубку повышало продажную стоимость одного спиленного дерева с 28 до 770 долларов.

Операция «Журупари»

Вторая часть статьи (на англ. яз.), опубликованной на Mongabay.com, подробно рассказывает о масштабной и кропотливой работе, проведенной следствием с целью выявления участников преступных махинаций. Толчок делу дал сигнал из института IBAMA, где были замечены несоответствия в планах лесопользования в штате Мату-Гросу за 2006 и 2007 годы: планы, разрешенные для федеральных земель, были утверждены для освоения участков с уже вырубленными лесами.

Уникальным методом в сборе улик стал анализ спутниковых снимков. Выбрав ближайшие попавшие под подозрение действующие планы лесопользования и лесопильные заводы, следователи сравнивали снимки с данными информационной транспортной системы SISFLORA, а затем, при обнаружении несостыковок в инвентарных сведениях, запрашивали санкции на отслеживание телефонных разговоров и сообщений через Интернет, проверку банковских счетов и т.д. Таким образом следствие выявило подозреваемых в незаконной вырубке и поставках леса.

Photo: Фото: Портал Федеральной полиции Бразилии, dpf.gov.br

В ходе расследования были обнаружены участки, заявленные в бизнес-планах как подлежащие вырубке, но на самом деле уже не имевшие лесных насаждений. В случаях с наиболее очевидной фальсификацией данных реальные характеристики участков позволяли установить, что планы завышали имевшиеся для вырубки объемы леса на 400%.

Следствию пришлось задействовать как привычные методы расследования – наружное наблюдение, оперативную работу, так и анализ данных геоинформационных систем и дистанционной съемки и экспертные знания в области лесохозяйства.

Операция «Журупари», как следует из материала на Mongabay.com, стала первым расследованием преступной деятельности в экологической сфере, для которого в четко отлаженной скоординированной работе объединили усилия сотрудники различных правоохранительных структур. Впоследствии использованная в операции методика была взята на вооружение (на англ. яз.) бразильскими властями во всех делах о незаконной добыче и транспортировке леса и полезных ископаемых.

Долгое дело

В июне 2012 года, как следует из сообщения Rádio Progresso AM 640, федеральная прокуратура выдвинула против 171 подозреваемого обвинения в участии в организованной преступной группе, подлоге, незаконной рубке и хищении древесины с охраняемых природных территорий.

Некоторые из обвиняемых, как сообщает Journal Advogado (на порт. яз.), заявили протест на заключение их под стражу, считая арест незаконным и ссылаясь на конституционно закрепленный институт foro privilegiado, согласно которому (на нем. яз.) юрисдикция в привлечении к суду политиков, занимающих руководящие посты в федеральном правительстве и на уровне штатов, других высших чинов, законодателей, прокуроров и судей принадлежит только судам высшей инстанции. Поскольку в ходе следствия санкций высших судов получено не было, то, по мнению защиты, право обвиняемых на «особую юрисдикцию» было нарушено.

В марте 2013 года производство по уголовному делу было приостановлено до рассмотрения жалобы, говорится в статье на портале Olhar Jurídico (на порт. яз.), а дело, согласно еще одному сообщению на портале (на порт. яз.), передано в Федеральный верховный суд Бразилии. Впрочем, как сообщил сайт в ноябре 2013 года (на порт. яз.), высшая инстанция постановила вернуть дела обвиняемых, не наделенных правом на «особую юрисдикцию», в суд низшей инстанции, Федеральный суд штата Мату-Гросу.

По данным портала Olhar Jurídico на ноябрь 2013 года, в производстве, начало которому положила операция «Журупари», находятся 133 уголовных дела. Приговоры по делам еще не вынесены.

Статья написана по материалам сайтов: yaneuch.ru, biz.nv.ua, bellona.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector