+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Вырубка городских лесов 2019 год

Письмо Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. N Д23-382

О правовом положении городских лесов

В соответствии с письмом Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение регионального общественного учреждения (далее — Комитет) и в пределах компетенции согласно поставленным в обращении вопросам сообщает.

Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Понятие земли поселений» было исключено из текста Земельного кодекса Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

В соответствии с п. 2 ст. 83 Земельного кодекса если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий земель, то данные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов. При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» орган местного самоуправления, утвердивший генеральный план, направляет копию такого акта в территориальный орган Росреестра. О внесенных изменениях территориальный орган уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков и вносит изменения в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение семи дней.

Требования к оформлению документов, представляемых для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости».

Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

По вопросу о том, какому органу государственной власти могут быть переданы полномочия по управлению городскими лесами, а также по вопросу, какой орган государственной власти (местного самоуправления) вправе осуществлять полномочия по управлению и распоряжению лесными участками, включенными в границы населенного пункта, сообщаем.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст. ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Лесной кодекс).

При этом в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В части определения порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков лесного фонда, отнесенных к защитным лесам, сообщаем.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются по итогам градостроительного зонирования, указываются в градостроительных регламентах, являющихся составной частью правил землепользования и застройки (ч. 2, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс).

На основании ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости») в государственный кадастр недвижимости, в случае если объектом учета является земельный участок, вносятся также сведения о разрешенном использовании.

Частью 6 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.

На основании данных документов орган кадастрового учета изменяет записи кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельных участков.

По вопросу о выдаче разрешений на осуществление порубок на покрытых лесом земельных участках, включенных в границы населенных пунктов, сообщаем, что в соответствии со ст. 23 Лесного кодекса в границах населенных пунктов располагаются городские леса. При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования. До момента признания древесная растительность, расположенная на земельном участке, не относится к городским лесам.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Порядок исполнения судебных решений регламентирован положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одновременно сообщаем, что ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлена ст. 3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Заместитель директора
Департамента недвижимости

Вырубка городских лесов

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИЖЕВСКА

от 19 августа 2011 года N 835

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЫРУБКИ ДЕРЕВЬЕВ В ГОРОДСКИХ ЛЕСАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ИЖЕВСК» ДЛЯ УСТРОЙСТВА МИНЕРАЛИЗОВАННЫХ ПОЛОС

В целях обеспечения пожарной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие лесных пожаров в городских лесах на территории муниципального образования «Город Ижевск», в соответствии со статьями 53, 53.1, 84 Лесного кодекса РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Правилами пожарной безопасности в лесах», утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, руководствуясь Уставом города Ижевска, постановляю:

Утвердить Порядок вырубки деревьев в городских лесах муниципального образования «Город Ижевск» для устройства минерализованных полос (прилагается).

Глава Администрации г. Ижевска
Д.В.АГАШИН

ПОРЯДОК ВЫРУБКИ ДЕРЕВЬЕВ В ГОРОДСКИХ ЛЕСАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ИЖЕВСК» ДЛЯ УСТРОЙСТВА МИНЕРАЛИЗОВАННЫХ ПОЛОС

Утвержден
постановлением
Администрации города Ижевска
от 19 августа 2011 года N 835

Настоящий Порядок вырубки деревьев в городских лесах муниципального образования «Город Ижевск» для устройства минерализованных полос (далее — Порядок) разработан в целях обеспечения пожарной безопасности, а также в целях предупреждения перехода огня в лесные массивы при возникновении очагов возгорания на прилегающих территориях путем проведения выборочных рубок для устройства минерализованных полос. Мероприятия по устройству минерализованных полос осуществляются в соответствии с требованиями п. 3 ч. 2 ст. 53.1 и п. 6 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 15 (3) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 28.02.2011 N 132-р «Об охране лесов от пожаров и защите их от вредных организмов в 2011 г.», постановления Администрации г. Ижевска от 12.08.2014 N 865 «О реализации полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования «Город Ижевск», Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества, утвержденного постановлением Администрации г. Ижевска от 28.06.2010 N 639.

Это интересно:  Вырубка леса в ссср и россии сравнение 2019 год

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок регулирует отношения, возникающие при выполнении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие пожаров (рубке деревьев для устройства минерализованных полос) в городских лесах на территории муниципального образования «Город Ижевск».

(в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 10.05.2016 N 134/2)

1.2. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие пожаров в городских лесах, выполняются на основании заявлений районных Администраций города Ижевска либо юридических лиц, имеющих объекты вблизи или внутри лесных массивов, и включают в себя следующие работы:

(в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 10.05.2016 N 134/2)

— проведение натурного обследования участка городских лесов, примыкающего к микрорайону города Ижевска или к иному объекту (садовые и (или) дачные некоммерческие товарищества, детские оздоровительные лагеря, базы отдыха, гаражные кооперативы и т.п.) на предмет наличия необходимости выборочной рубки деревьев для устройства минерализованных полос с составлением акта обследования участков лесных насаждений (далее — Акт) (приложение N 1). Натурное обследование участка городских лесов проводится комиссией в составе: специалиста Ижевского лесничества — отдела лесного хозяйства Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска, представителя администрации района г. Ижевска и представителя заявителя — юридического лица;

— отвод и таксацию участков городских лесов, намеченных для устройства минерализованных полос, а также составление Расчета платы за выборочную рубку деревьев в городских лесах для устройства минерализованных полос (приложение N 3) (проводится специалистами Ижевского лесничества — отдела лесного хозяйства Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска с участием заявителей);

— подготовку проекта создания минерализованной полосы;

(в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 10.05.2016 N 134/2)

— получения разрешения на выборочную рубку деревьев в городских лесах муниципального образования «Город Ижевск» для устройства минерализованных полос;

— выборочную рубку лесных насаждений на участке, отведенном под создание минерализованной полосы;

(в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 11.03.2014 N 211/4)

— утилизацию либо вывоз порубочных остатков с минерализованной полосы;

(в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 11.03.2014 N 211/4)

— частичное или полное корчевание пней срубленных деревьев;

(в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 11.03.2014 N 211/4)

— создание минерализованных полос в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

(в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 11.03.2014 N 211/4)

1.3. Мероприятия по устройству минерализованных полос по заявкам администраций районов выполняются Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в рамках выделенных бюджетных ассигнований.

(в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 11.03.2014 N 211/4)

1.4. Юридические лица, имеющие объекты, граничащие с лесом или расположенные внутри лесных массивов, мероприятия по устройству минерализованных полос могут выполнять за счет собственных средств.

1.5. Перечень микрорайонов и объектов экономики и социальной сферы, где необходимо проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие лесных пожаров, пожаров в городских лесах, утверждается решением заседания Комиссии по предупреждению и обеспечению пожарной безопасности Правительства Удмуртской Республики.

(п. 1.5 в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 10.05.2016 N 134/2)

2. Порядок получения разрешения на выборочную рубку деревьев в городских лесах для устройства минерализованных полос

2.1. Разрешение на выборочную рубку деревьев в городских лесах для устройства минерализованных полос (далее — Разрешение) (приложение N 2) выдается Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска (далее — УПРиООС Администрации г. Ижевска).

2.2. Для получения Разрешения юридическое лицо подает заявление о необходимости создания минерализованной полосы на имя начальника УПРиООС Администрации г. Ижевска в письменной форме. К заявлению может быть приложено (при наличии) предписание службы пожарного надзора о необходимости выполнения противопожарных мероприятий.

2.3. Заявление в УПРиООС Администрации г. Ижевска рассматривается в течение 7 рабочих дней.

(в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 13.08.2013 N 949/2)

2.4. После положительной визы начальника Управления специалистами отдела лесного хозяйства УПРиООС Администрации г. Ижевска проводится обследование участка лесных насаждений для устройства минерализованных полос с участием заявителя, представителя администрации района г. Ижевска и составлением Акта.

2.5. Разрешение выдается УПРиООС Администрации г. Ижевска в течение трех рабочих дней после проведенного обследования при предъявлении платежного поручения о перечислении средств за вырубаемую древесину в бюджет г. Ижевска по ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений, утвержденных постановлением Администрации г. Ижевска от 23.06.2008 N 459 и постановлением Администрации г. Ижевска от 05.02.2009 N 70.

(в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 13.08.2013 N 949/2)

2.6. Разрешение действительно в течение одного года с момента выдачи. Копии Актов и Разрешений хранятся в делах УПРиООС Администрации г. Ижевска в течение трех лет.

(п. 2.6 в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 11.03.2014 N 211/4)

2.7. При проведении выборочной рубки лесных насаждений заявитель обязан производить очистку мест рубок от порубочных остатков путем укладки их в кучи с последующим сжиганием в непожароопасный период.

При сжигании порубочных остатков должны обеспечиваться сохранность имеющихся на местах рубок подроста, деревьев-семенников и других несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков.

Сжигание порубочных остатков сплошным палом запрещается.

(п. 2.7 введен постановлением Администрации г. Ижевска от 11.03.2014 N 211/4)

2.8. При проведении очистки мест рубок осуществляются:

— весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

— завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок, производится осенью после окончания пожароопасного сезона (установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова).

(п. 2.8 введен постановлением Администрации г. Ижевска от 11.03.2014 N 211/4)

2.9. Ответственность за соблюдение требований Разрешения, очистки места выборочной рубки и удаления порубочных остатков, соблюдение требований техники безопасности при рубке несет заявитель.

2.10. После окончания выборочной рубки заявитель обязан в течение трех рабочих дней вызвать представителей УПРиООС Администрации г. Ижевска для освидетельствования места рубки путем:

Это интересно:  Про вырубку леса в сибири 2019 год

— подачи соответствующего заявления при личном присутствии заявителя;

— направления извещения в письменной форме на имя начальника УПРиООС с помощью почтовой, факсимильной связи, а также электронной почты. Способ направления извещения выбирается заявителем.

Заявление (извещение) об окончании работ по вырубке древесины оформляется заявителем в произвольной форме.

(п. 2.10 в ред. постановления Администрации г. Ижевска от 10.05.2016 N 134/2)

2.11. Представители УПРиООС Администрации г. Ижевска в течение 10 рабочих дней с момента получения письменного извещения заявителя об освидетельствовании места рубки выезжают на место выборочной рубки для проведения освидетельствования. По результатам освидетельствования места рубки оформляют акт освидетельствования места рубки (приложение N 4) в 2 экземплярах: один экземпляр хранится в УПРиООС Администрации г. Ижевска в течение 3 лет, второй экземпляр предоставляется заявителю.

(п. 2.11 введен постановлением Администрации г. Ижевска от 11.03.2014 N 211/4)

3. Реализация древесины, заготавливаемой при выборочной рубке для устройства минерализованных полос

3.1. Реализация древесины, заготовленной при выборочной рубке для устройства минерализованных полос вокруг микрорайонов г. Ижевска, осуществляется УПРиООС Администрации г. Ижевска путем заключения муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству городских лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений по ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений, утвержденных постановлением Администрации г. Ижевска от 23.06.2008 N 459 и постановлением Администрации г. Ижевска от 05.02.2009 N 70, с зачислением сумм в бюджет г. Ижевска.

3.2. Реализация древесины, заготовленной при выборочной рубке для устройства минерализованных полос вокруг объектов экономики и социальных объектов, осуществляется юридическими лицами, организующими выполнение этих мероприятий.

4. Ответственность за нарушение Порядка

(введен постановлением Администрации г. Ижевска от 11.03.2014 N 211/4)

4.1. За незаконное повреждение и (или) уничтожение (вырубка, снос) зеленых насаждений в городских лесах виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

4.2. Лица, виновные в нарушении настоящего Порядка, несут административную ответственность в соответствии с действующим административным законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.

4.3. Применение мер ответственности не освобождает нарушителей от обязанности устранения допущенных нарушений.

Приложение N 1. Акт N _______ ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

Приложение N 1
к Порядку
вырубки деревьев в городских лесах
муниципального образования
«Город Ижевск» для устройства
минерализованных полос

Акт N _______ ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

от «__» _______________ 20__ г. г. Ижевск

Комиссия в составе представителей:

УПРиООС Администрации г. Ижевска: _________________________________________

Администрация района ______________________________________________________

Провела обследование __________________________________________________

По результатам выезда обнаружено ______________________________________

Ведомость деревьев, подлежащих уборке

Статья 10. Леса, не входящие в лесной фонд. (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 N 171-ФЗ)

В лесной фонд не входят леса, расположенные на:
землях обороны;
землях городских поселений — городские леса;
землях сельских поселений.
Комментарий к статье 10
Последними изменениями в данную статью 2003 г. было определено, что поселения бывают не только городского, но и сельского типа. И статус лесов, расположенных как на тех, так и на других землях, схож в том, что данные леса не относятся к лесному фонду, но их правовое положение, как и лесов, расположенных на землях обороны, регламентируется лесным законодательством, т.к. они относятся все-таки к лесам, хотя и не входящим в лесной фонд.
Земли обороны в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации являются составляющей категории земель, которая называется «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Земли поселений являются самостоятельной категорией земель, и таковыми признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий (ст. ст. 7, 83, 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
В федеральном законодательстве отсутствует единый правовой акт о статусе городских лесов. Как правило, сами субъекты Российской Федерации, руководствуясь тем, что городские леса не являются исключительной собственностью Российской Федерации, поскольку не входят в лесной фонд, принимают свои законы о городских лесах.
Но тем не менее, несмотря на отсутствие единого документа, регламентирующего статус городских лесов, их правовой статус вполне определен и сводится к следующему.
Как уже указывалось выше, в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ подразделяются на 7 категорий. Понятие городских лесов связано с понятием городского поселения. Согласно п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ черта городских, сельских поселений отделяет эти земли от земель иных категорий.
Таким образом, в городских и сельских поселениях не могут находиться земли лесного фонда. Это также подтверждается абз. 2 ст. 7 Лесного кодекса РФ, где установлено, что границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ, а также ст. 101 Земельного кодекса РФ в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления. К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда.
В соответствии со ст. 10 ЛК РФ в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны и землях городских поселений, — городские леса.
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (ст. 19 ЛК РФ). Таким образом, городские леса не находятся в исключительной федеральной собственности.
Согласно ст. 133 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также сохранения благоприятной экологической обстановки. Ведение лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на землях городских поселений, осуществляются в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Лесного кодекса РФ лесорубочный билет, ордер или лесной билет выдаются лесопользователю. Кто является лесопользователем — раскрывает ст. 17 ЛК РФ. Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд. Таким образом, на городские леса, являющиеся участками лесов, не входящих в лесной фонд, лесорубочный билет, ордер или лесной билет для рубок необходимы.
Для рубки древесно-кустарниковой растительности (ДКР) на землях городских и сельских поселений лесорубочный билет, ордер или лесной билет не требуются.
Данное положение подтверждается также п. 23 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551: лесорубочный билет выдается лесопользователю. Лесорубочные билеты выдаются также на право рубки в лесах, не входящих в лесной фонд, т.е. городские леса и леса обороны, ДКР, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, землях водного фонда.
ДКР, расположенная на землях поселений, в данном пункте не предусмотрена. Аналогичное правило закрепляется также Приказом МПР РФ от 12 августа 2002 г. N 522 «Об утверждении Правил учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов».

Это интересно:  Кто занимается вырубкой леса 2019 год

Порядок вырубки леса на земельном участке обороны и безопасности, находящемся в собственности организации

«Электронный журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации», 2014, N 5

Ситуация: Общество планирует строительство железной дороги. Разрешение на строительство формально не получено, однако вся необходимая документация для его получения согласована и передана на рассмотрение органу, уполномоченному на выдачу разрешений на строительство. Проект прокладки железной дороги предполагает прохождение трассы в том числе по земельному участку, покрытому лесом и находящемуся в собственности общества. Этот участок находится как в границах города («городские леса»), так и за его пределами. Строительство железной дороги неизбежно повлечет за собой вырубку леса, находящегося на данном земельном участке.

Вопрос: Каков порядок вырубки леса, которым покрыт находящийся в собственности общества земельный участок, запроектированный для строительства железной дороги, если:

  • лес находится на балансе общества;
  • на баланс общества лес не поставлен?

Ответ: В соответствии со ст. 23 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ), п. 9 Лесоустроительной инструкции (утв. Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N 516) городские леса — это леса, которые расположены на землях населенных пунктов. Городские леса подразделяются на лесничества и лесопарки и относятся к защитным лесам (пп. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 ЛК РФ).

Отметим, что земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования.

До этого момента древесная растительность, расположенная на земельном участке, не относится к городским лесам (Письмо Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N Д23-382) .

В силу п. 8 ст. 1, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки.

На основании ч. 5.1 ст. 105 ЛК РФ в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства (п. 5 ч. 3 ст. 105 ЛК РФ).

Иными словами, вырубка леса, относящегося к категории городских лесов, в целях строительства объекта капитального строительства не допускается нормами действующего законодательства и возможна только при условии перевода земельного участка, занятого городскими лесами, в иную категорию земель, допускающую такую вырубку .

В рассматриваемой ситуации категория земель земельного участка, принадлежащего обществу, — это земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а вид разрешенного использования — «для обеспечения обороны».

Согласно ст. 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Отметим, что сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости (пп. 12 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Лес также подлежит бухгалтерскому учету. Факт непостановки леса на баланс общества может свидетельствовать о нарушении положений законодательства о бухгалтерском учете, однако не может влиять на возможность или невозможность осуществления тех или иных действий с лесом, находящимся на земельном участке, принадлежащем обществу на праве собственности.

На основании ст. ст. 21, 45 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях, не относящихся к лесному фонду, на которых расположены леса, допускаются только в случаях, определенных федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

Согласно ч. 1 ст. 93 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ и другими федеральными законами.

В связи с этим целевым использованием земель обороны и безопасности являются (ч. 2 ст. 93 ЗК РФ):

  1. строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
  2. разработка, производство и ремонт вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
  3. размещение запасов материальных ценностей государственного материального резерва.

Таким образом, системное толкование ст. ст. 21, 45 ЛК РФ и ст. 93 ЗК РФ позволяет сделать вывод, что вырубка леса для строительства линейного объекта на землях обороны допускается, но только для тех целей, для которых земли обороны были предоставлены.

Иными словами, если строительство железной дороги планируется не для тех целей, которые обозначены в ч. 2 ст. 93 ЗК РФ, полагаем, что вырубка леса на земельном участке обороны и безопасности в таком случае не допускается.

Если планируемое строительство железной дороги соответствует целевому назначению земельного участка, вырубка леса может быть осуществлена при условии соблюдения правил такой вырубки.

Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в соответствии с ч. 5 ст. 45 ЛК РФ установлен Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (утв. Приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 г. N 223; далее — Правила N 223).

  • наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество — для физического лица;
  • объем и породный состав вырубаемой древесины, а также сведения о ее качественной (товарной) характеристике — разбивка на деловую (в том числе по классам крупности) и дровяную древесину;
  • сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (выдел, квартал);
  • срок завершения рубки лесных насаждений.

При применении указанных норм следует учитывать, что работы по осуществлению рубок могут носить длящийся характер. В связи с этим информация может представляться в отношении отдельного этапа работ, для которого определены конкретные временные границы и (или) территория проведения при планировании рубок. В качестве срока завершения рубок в целях определения сроков представления информации может использоваться предполагаемая дата завершения отдельного этапа работ (п. 4 Письма Рослесхоза от 13 декабря 2012 г. N НК-03-54/14278).

За нарушение правил использования лесов установлена административная (ст. 8.25 КоАП РФ) и уголовная (ст. 260 Уголовного кодекса РФ) ответственность.

Статья написана по материалам сайтов: docs.cntd.ru, www.zonazakona.ru, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector