+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Вырубка леса в охранной зоне

Лесной форум Гринпис России сообщает о том, что в период с 25 по 29 декабря 2010 года в ряде регионов Центрального и Приволжского федеральных округов произошла энергетическая катастрофа (массовое отключение населенных пунктов и хозяйственных объектов от электричества), отчасти связанная с лесами. Точные масштабы катастрофы пока неизвестны, по предварительным оценкам, от нее пострадали несколько тысяч населенных пунктов, в основном в Московской, Нижегородской, Смоленской, Тверской, Ярославской и Владимирской областях. Причиной катастрофы стал так называемый ледяной дождь» (дождь при отрицательной температуре приземных слоев воздуха, приводящий к сильному обледенению крон деревьев, проводов и опор ЛЭП и т.д.). Намерзание толстого слоя льда в сочетании с последующим ветром привело к многочисленным обрывам проводов, падению опор ЛЭП, повреждению лесов. По предварительным оценкам, примерно в трети случаев повреждения линий электропередачи были связаны с падением на них обледеневших деревьев.

В наибольшей степени энергетическая катастрофа затронула Московскую область и сопредельные с ней районы соседних областей, и во многом благодаря этому катастрофа произвела серьезное впечатление на федеральное правительство. Посвященные ей правительственные совещания проводились даже в праздники и выходные — как накануне Нового года, так и сразу после него. Во время встречи председателя Правительства РФ В.В. Путина с губернатором Московской области Б.В. Громовым, Министром энергетики РФ С.И. Шматко и с главой «Холдинга МРСК» Н.Н. Швецом, состоявшейся 1 января, последний предложил сделать так, чтобы за содержание охранных зон ЛЭП отвечали те, кто занимается лесным хозяйством. Он также сообщил, что в одной только Московской области для того, чтобы привести ширину просек ЛЭП «в соответствие с фактическими потребностями», надо вырубить восемь тысяч гектаров леса (для сравнения: площадь лесов бывшего лесопаркового защитного пояса Москвы составляет около 63 тысяч гектаров).

Рослесхоз также изложил свою позицию по поводу происходящего, официально объявив, что «у арендаторов, в том числе и энергетических компаний, нет ограничений на проведение необходимых лесохозяйственных мероприятий, предусмотренных технологическими регламентами по эксплуатации линейных сооружений. Действующее лесное законодательство Российской Федерации позволяет проводить вырубку деревьев в лесу, если они представляют угрозу объектам экономики. Необходимо только направить соответствующее уведомление в органы управления лесами в конкретном районе — в лесничества».

В реальности ситуация совсем иная, и в рамках действующего лесного законодательства обеспечить безопасность наземных линий электропередачи, проходящих через лесные массивы, практически невозможно. В чистом виде «заявительный» подход к рубке опасных деревьев, находящихся в охранных зонах ЛЭП, в подавляющем большинстве случаев неприменим, и правовые основания для рубки этих деревьев вне периода действия чрезвычайной ситуации вообще не ясны. Отдельные положения Лесного кодекса РФ и отраслевых нормативно-правовых актов, касающиеся рубок в охранных зонах ЛЭП, противоречат друг другу. Ситуация стала еще менее ясной после вступления в силу федерального закона от 29 декабря 2010 г. №442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — фактически в данной области воцарился полный правовой хаос.

Согласно действующей редакции Лесного кодекса РФ (с учетом изменений, внесенных законом №442-ФЗ), рубка деревьев и кустарников в целях создания необходимых условий для эксплуатации ЛЭП и обеспечения безопасности граждан входит в понятие «использование лесов» (часть 4 статьи 45 Лесного кодекса). Из этого, с учетом принципов лесного законодательства, изложенных в статье 1 Лесного кодекса, следуют два однозначных вывода.

1. Рубка опасных для ЛЭП деревьев должна осуществляться теми, кто осуществляет использование лесов, в границах тех полномочий, которые определяются правоустанавливающими документами на использование лесов. То есть рубка этих деревьев не может осуществляться лесничествами и другими органами управления лесами (в соответствии с принципом «недопустимости использования лесов органами государственной власти»), и не может осуществляться лесхозами и другими организациями, имеющими правоустанавливающие документы лишь на охрану, защиту и воспроизводство лесов.

2. Рубка опасных для ЛЭП деревьев должна осуществляться на платной основе, в соответствии с принципом «платности использования лесов». То есть рубка должна осуществляться или на основании договоров аренды лесных участков, или на основании договоров купли-продажи лесных насаждений — других вариантов платного использования лесов Лесной кодекс не предусматривает (не считая заготовки древесины для собственных нужд граждан и заготовки древесины при осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов — к данной ситуации эти варианты неприменимы). Поскольку действующая редакция Лесного кодекса допускает проведение таких рубок без предоставления лесных участков, логично предположить, что речь идет о возможности рубки на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Приказ Минсельхоза РФ от 5 февраля 2010 года № 28 «Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов» предусматривает необходимость уведомления органов государственной власти, уполномоченных в области лесных отношений о сроках, площади вырубки, объеме, породном составе вырубаемой древесины, о месте осуществления рубки. Однако, из этого приказа не следует, что такое «уведомление» становится правоустанавливающим документом на право рубки. Соответственно, в тех случаях, когда лесной участок не предоставлен электросетевой компании в пользование (например, в аренду), на основании «уведомления» все равно должен составляться какой-то документ, устанавливающий право рубки (например, заключаться договор купли-продажи), а неоформленная должным образом рубка деревьев в охранной зоне ЛЭП является незаконной рубкой.

В целом правовой хаос с использованием лесов при эксплуатации проходящих по землям лесного фонда ЛЭП возник исключительно благодаря жадности и недальновидности федеральных законодателей и разработчиков нормативно-правовых актов лесного хозяйства. Исходная версия нового Лесного кодекса, принятая в 2006 году, предусматривала использование лесов для ЛЭП на основании договоров аренды лесных участков. Идея в целом была совершенно логичной и правильной, но она так и не была реализована по двум причинам. Во-первых, законодатели нигде, ни в самом Лесном кодексе, ни в подзаконных актах, не определили, что именно должно передаваться в аренду энергетикам — вся охранная зона ЛЭП, только прорубленная просека, или только земля под проводами, или земля под столбами и опорами. Во-вторых, постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. №310 были установлены такие ставки за использование лесов под ЛЭП, которые оказались «неподъемными» для энергетиков при условии передачи в аренду всей охранной зоны. Например, в настоящее время годовой размер арендной платы за один километр ЛЭП с напряжением от 1 до 20 киловольт (а это типичная местная ЛЭП — как раз такие в наибольшей степени пострадали от недавнего «ледяного дождя»), проходящей через хвойные леса в пределах бывшего лесопаркового защитного пояса Москвы, должен составлять, при передаче в аренду всей охранной зоны, около 270 тысяч рублей. В окраинных районах области эта плата должна быть не менее 110 тысяч рублей, что тоже немало. В итоге передать энергетикам в аренду охранные зоны ЛЭП целиком не получилось, что в конце концов привело к нынешней ситуации правового хаоса.

У этого хаоса есть еще несколько чисто организационных аспектов. Если рубка деревьев в охранных зонах ЛЭП будет осуществляться энергетиками на основании договоров аренды или купли-продажи, вырубленная древесина автоматически станет собственностью энергетиков. Соответственно, они должны будут ее использовать или продать с соблюдением действующего лесного законодательства, в том числе правил пожарной и санитарной безопасности (невывезенная в срок древесина, а также порубочные остатки, служат источником пожарной опасности и субстратом для размножения насекомых-вредителей), и не факт, что они с этой задачей справятся. В иных случаях вырубленная древесина останется собственностью государства, при том, что эффективного механизма ее реализации для подобных случаев до сих пор нет — соответственно, проблемы с пожарной и санитарной безопасностью возникнут неизбежно.

Кроме того, рубка деревьев в предлагаемых энергетиками масштабах (восемь тысяч гектаров в одной только Московской области) — это очень крупномасштабное мероприятие. Для Подмосковья это будет означать дополнительную заготовку примерно миллиона кубометров древесины — здесь уже давно столько не заготавливалось, и на такие объемы работ в области просто невозможно набрать квалифицированных исполнителей (которые смогли бы выполнить эти работы таким образом, чтобы не оборвать при этом провода ЛЭП). А если эти работы будут выполнять случайно набранные непонятно где исполнители, результатом может стать повторение энергетической катастрофы.

Следует также отметить, пишет Лесной форум Гринпис России, что ныне действующая редакция Лесного кодекса РФ (с изменениями, внесенными федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №442-ФЗ), предусматривает необходимость утверждения Правительством РФ «Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры» (ст. 21), и установления Рослесхозом «Порядка использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» (ст. 45). До принятия этих нормативно-правовых актов любая новая деятельность, связанная с созданием и эксплуатацией ЛЭП, будет как минимум не вполне законной. Документы же эти, разумеется, пока не приняты и даже не подготовлены, и вряд ли они появятся раньше лета 2011 года.

Это интересно:  Квота на вырубку леса

И, наконец, вырубка восьми тысяч гектаров леса, пусть даже формально ради благих целей и в интересах энергетической безопасности — это очень ощутимая потеря для лесов Подмосковья, в особенности для бывшего лесопаркового защитного пояса, где плотность ЛЭП и других линейных объектов максимальна. Даже если такая рубка действительно необходима и обойтись без нее никак невозможно (что во многих случаях вызывает самые серьезные сомнения), проводить ее можно только при условии одновременного обеспечения компенсационных мероприятий — выделения дополнительных земель эквивалентной площади под лесоразведение, причем в тех же районах области и вокруг тех же населенных пунктов, где будут проводиться работы по расширению просек ЛЭП.

Разумеется, все вышеизложенное представляло бы серьезную проблему для правового государства с развитым лесным хозяйством. В наших реальных условиях органы государственной власти могут, как всегда, закрыть глаза на нестыковки в законодательстве в угоду кажущейся целесообразности, предложить собственное толкование Лесного кодекса, очень далекое от буквального, и начать расширение просек под ЛЭП. Аукнуться это может уже летом 2011 года — усыханием примыкающих к ЛЭП лесов, новыми пожарами, потерей ценных рекреационных объектов. А самое главное — это не предотвратит будущие энергетические аварии, поскольку основными причинами их возникновения является не падающие деревья, а чрезмерная изношенность оборудование и утрата профессиональных кадров, пишет Лесной форум Гринпис России.

Следующие и предыдущие новости

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 N 17АП-4497/2009-ГК по делу N А60-1988/2009 Поскольку для проведения работ по вырубке лесной растительности в охранных зонах ЛЭП получение разрешительных документов не требуется, в удовлетворении требований о взыскании ущерба, причиненного лесам в связи с незаконной вырубкой деревьев, отказано.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

от 25 июня 2009 г. N 17АП-4497/2009-ГК

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2009 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Булкиной А.Н.,

судей Жуковой Т.М., Казаковцевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Спиридоновой Т.Н.,

от истца, департамента лесного комплекса Тюменской области: не явились;

от ответчика, ЗАО “АХРСУ-Гескол“: не явились,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца,

департамента лесного комплекса Тюменской области,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 27 апреля 2009 года

принятое судьей Евдокимовым И.В.,

по иску департамента лесного комплекса Тюменской области

к закрытому акционерному обществу “АХРСУ-Гескол“

о взыскании ущерба, причиненного лесам в связи с незаконной вырубкой деревьев,

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 4 Лесного кодекса РФ пункт 4 отсутствует.

Истец, департамент лесного комплекса Тюменской области, с принятым решением не согласен, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в заявленном размере.

Заявитель в жалобе указывает, что ответчиком нарушены требования, действующие на момент проведения работ, Правил отпуска древесины на корню, а также Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; полагает вывод суда о том, что в силу ч. 2.2 ст. 45 ЛК РФ использование лесов для вышеназванных целей осуществляется без предоставления лесных участков, необоснован, поскольку в данной норме нет указания на возможность проведения рубок леса без разрешительных документов. Также истец указывает на подтверждение факта причинения ущерба лесному фонду материалами административного производства. Кроме того, по мнению департамента, ответчиком не подтвержден факт рубки древесно-кустарниковой растительности в охранной зоне, не подтвержден факт передачи данного леса для учета и хранения в собственность государства, как ликвидного, и следовательно, срубленной древесиной ответчик распорядился самостоятельно.

Ответчик, ЗАО “АХРСУ-Гескол“, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения. В отзыве ответчик указывает, что работы по вырубке угрожающих деревьев проводились в пределах существующей просеки (охранной зоны) ВЛ 220 кВ Княжево-Заводоуковск, что подтверждается фототаблицами истца; считает утверждение истца о признании факта нарушения ответчиком несостоятельным. Также ответчик ссылается на то, что периодическая очистка охранных зон линий электропередачи является обязанностью предприятий, в ведении которых находятся линии электропередачи, исполнение которой не может расцениваться как противоправное действие. По мнению ответчика нарушений лесного законодательства им не допущено, ущерб лесному фонду его действиями причинен не был.

Дело рассмотрено апелляционным судом с перерывом в судебном заседании с 17 июня 2009 года по 24 июня 2009 года (ст. 163 АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Во исполнение указанного договора между ответчиком и обществом с ограниченной ответственностью “Форест-Лайн“ заключен договор субподряда от 01.03.2008 г. N 17-01/08-СП (л.д. 64-68), согласно которому субподрядчик (ООО “Форест-Лайн“) обязуется по заданию подрядчика выполнить на объектах ОАО “ФСК ЕЭС“ работы по расчистке трасс высоковольтных линий от древесно-кустарниковой растительности, в том числе произвести вырубку деревьев, угрожающих падением (п. 1.1.3).

По договору аренды от 29 февраля 2008 года N 33-А ответчик предоставил субподрядчику транспорт для проведения указанных выше работ (л.д. 72-73).

По факту выполнения работ по договору субподряда от 01.03.2008 г. N 17-01/08-СП сторонами 31.03.2008 г. подписан акт приемки N 2 (л.д. 69). В числе выполненных работ указана вырубка деревьев, в том числе на участке высоковольтной линии Княжево-Заводуковск.

Протоколом о лесонарушении от 09.04.2008 г. N 4 оформленным участковым лесничим Подунского участкового лесничества зафиксирована незаконная рубка деревьев — 73 шт. (72 м куб.) сосны в кварталах N 137, 138, 139, 4 с/х (л.д. 10-13).

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Общие основания ответственности за причинение вреда установлены статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего:

противоправность и вину причинителя вреда; причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями; размер причиненных убытков.

Указанные обстоятельства по настоящему делу истцом не доказаны (ст. 65 АПК РФ).

В силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ эксплуатация линий электропередач — самостоятельный вид использования лесов.

Согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов.

Согласно части 5 статьи 21 Кодекса в целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

При этом положениями части 2.2 статьи 45 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о необходимости согласования вырубки с органами государственной власти, предоставившим лесной участок являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 8 Приказа МПР РФ от 17.04.2007 г. N 99, отдельные деревья или группы деревьев, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода и опоры ЛЭП и связи, должны своевременно вырубаться.

Это интересно:  Как оформить делянку леса под вырубку

Из совокупного толкования вышеуказанных правовых норм не следует необходимость получения разрешительных документов для проведения работ по вырубке лесной растительности в охранных зонах ЛЭП.

Ведение вырубки именно в охранных зонах ЛЭП подтверждается имеющимися в материалах дела схемой-чертежом (л.д. 14), фотографиями (л.д. 16-19), письмом Заводоуковского лесничества в адрес истца от 06.05.2008 г. N 92 (л.д. 9), объяснениями гражданина В.В.Венбендера от 05.06.2008 г. (л.д. 20). Факт вырубки леса вне охранных зон ЛЭП истцом не доказан.

Согласно пункту 25 Правил охраны электрических сетей напряжением 1000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 г. N 255, предприятия (организации), в ведении которых находятся электрические сети, расположенные на просеках, проходящих через лесные массивы, обязаны: содержать просеки в пожаробезопасном состоянии; поддерживать ширину просек в размерах, предусмотренных проектами строительства электрических сетей, путем вырубки на просеках деревьев (кустарников) и иными способами; вырубать в установленном порядке деревья, растущие вне просек и угрожающие падением на провода или опоры; на просеках, используемых для выращивания деревьев и кустарников, производить вырубку или обрезку деревьев, высота которых превышает 4 метра.

Обеспечение энергетической безопасности и обеспечение бесперебойного и надежного функционирования объектов электроэнергетики является одной из основных задач функционирования энергетической системы Российской Федерации. В целях реализации указанных задач на субъекты электроэнергетики возложена обязанность по содержанию и обслуживанию электрических сетей.

Ссылки заявителя жалобы на характер лесной растительности, подвергнутой вырубке, не имеет правового значения, поскольку вышеприведенные нормы законодательства предусматривают проведение работ по вырубке лесной растительности в целях обеспечения безопасности ЛЭП вне зависимости от характеристик такой растительности.

Не может быть принято и утверждение истца о том, что ответчик допустил нарушение требований Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 г. N 551, так как на момент составления лесничим Подунского лесничества протокола о лесонарушении от 09.04.2008 г., фиксирующего вырубку деревьев, названные Правила утратили силу с 01.04.2008 г. (Постановление Правительства РФ от 13.03.2008 г. N 169).

Таким образом, противоправность действий ответчика из материалов дела не усматривается.

В деле имеются надлежащие доказательства выполнения работ по вырубке лесной растительности субподрядной организацией ООО “Форест-Лайн“. Истцом указанные доказательства не опровергнуты, то есть им не доказано ведение работ по вырубке именно ответчиком.

При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отклонены ссылки истца на материалы административного производства, как на доказательство противоправности действий и вины ответчика. Вывод об отсутствии преюдициальности данного доказательства для суда соответствует статье 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя. Департамент лесного комплекса Тюменской области от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановление может быть обжаловано, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

3.2. Ограничения по видам рубок в особо защитных участках леса

На заповедных лесных участках проведение рубок лесных насаждений запрещается. На других ОЗУ сплошные рубки запрещены, за исключением случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, выполняющих средообразующие функции. Выборочные рубки допускаются только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

Ограничения по видам рубок в особо защитных участках леса


Виды особо защитных участков (ОЗУ)

Признаки и нормативы выделения

особо защитных участков леса

Особо защитные участки, в которых запрещены рубки спелых и перестойных лесных насаждений и допускаются только рубки ухода за лесами и рубки при проведении санитарно – оздоровительных мероприятий

Участки леса на легко размываемых и выветриваемых грунтах

Участки леса на легко размываемых и выветриваемых грунтах. (Выделяются, если эти леса не отнесены к категории защитности «противоэрозионные леса»).

Полосы леса вдоль бровок обрывов, осыпей и оползней

Полосы леса шириной 50 м вдоль бровок обрывов, осыпей и оползней, (выделяются, если эти леса не отнесены к категории защитности «противоэрозионные леса»)

Полосы леса в горах вдоль верхней его границы с безлесным пространством

В горных районах полосы леса шириной 200 м вдоль верхней его границы с безлесными пространствами

Участки леса на крутых горных склонах

В горных районах участки леса на склонах крутизной более 30º независимо от экспозиции склона (выделяются, если эти леса не отнесены к категории защитности «противоэрозионные леса»)

Леса на каменистых россыпях

Леса на карстовых участках и защитные полосы лесов вокруг карстовых образований

Участки леса на карстовых площадях, а также полосы леса шириной 50 м вокруг карстовых образований. (Выделяются, если эти леса не отнесены к категории защитности «противоэрозионные леса»).

Особо охранные части заказников

Площадь особо охранной части заказника определяется при его установлении

Участки леса с наличием реликтовых и эндемичных растений

Участки леса, в составе древесной, кустарниковой и травянистой растительности, в которых имеются реликтовые и эндемичные виды растений, имеющие научную или историческую ценность. Площади и границы каждого такого участка устанавливаются на основании специальных обследований и обоснований. (Выделяются, если они не отнесены к отдельной категории защитности).

Участки леса в местах обитания и распространения редких, занесенных в Красную книгу и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других групп организмов

Участки леса в местах обитания и распространения редких, занесенных в Красную книгу и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и других групп организмов. Площади и границы каждого такого участка устанавливаются на основании специальных обследований и обоснований. (Выделяются, если они не отнесены к отдельной категории защитности).

Полосы леса по берегам рек или водоемов, заселенных бобрами

Полосы леса шириной 100 м по каждому берегу реки или водоема, заселенных бобрами, выделяемые независимо от установленных минимальных размеров водоохранных зон по конкретным водным объектам. При решении вопросов о выделении особо защитных участков леса по берегам рек, заселенных бобрами, утверждается также перечень этих рек, по согласованию с Охотуправлением республики.

Участки леса вокруг глухариных токов

Участки леса в радиусе 300 м вокруг глухариных токов. Выделяется, как правило, не более трех таких участков на 10 тыс. га лесного фонда. В лесах, переданных в пользование специали­зированным охотничьим хозяйствам, количество участков леса, выделенных вокруг глухариных токов, на 10 тыс, га может быть увеличено.

Опушки леса, примыкающие к железным дорогам и автомобильным дорогам

федерального и областного значения

Опушки леса шириной 50 м, непосредственно примыкающие к автомобильным дорогам и 100 м к железным дорогам федерального и областного значения. (Выделяются в защитных полосах лесов, установленных вдоль указанных дорог).

Участки леса вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровитель-ных учреждений

Участки леса вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, и туристических баз и других лечебных и учреждений в радиусе не более 1 км от внешней границы, занимаемой ими территории. (Выделяются, если они не находятся в пределах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов или в лесах иных категорий защитности с аналогичным режимом ведения лесного хозяйства и лесопользования).

Участки леса вокруг минеральных источников, используемых в лечебных и

оздоровительных целях или имеющих перспективное значение.

Участки леса в радиусе 1 км вокруг минеральных источников. (Выделяются, если они не находятся в пределах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов или в лесах иных категорий защитности с аналогичным режимом ведения лесного хозяйства и лесопользования).

Участки леса, имеющие важное значение для охраны месторождений подземных вод и источников водоснабжения

Участки леса, имеющие важное значение для охраны месторождений подземных вод и источников водоснабжения. Площади и границы каждого такого участка устанавливаются после специальных обследований и обоснований. (Выделяются, если они не отнесены к отдельной категории защитности).

Полосы леса вдоль постоянных, утверждённых в установленном порядке трасс туристических маршрутов федерального и областного значения

Полосы леса, в каждую сторону от туристического маршрута:

— федерального значения шириной 200 м

— областного значения шириной 100 м

Участки леса вокруг сельских населенных пунктов (припоселковые и запольные леса) и садовых товариществ.

Участки леса шириной 1 км вокруг сельских населенных пунктов (припоселковые и запольные леса) и садовых товариществ.

Ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливаются от их истока для рек или ручьев протяженностью:

от 10 до 50 км – 100 м

от 50 км и более – 200 м

Ширина водоохраной зоны озер водохранилищ с акваторией менее 0,5 кв. км устанавливается в размере 50м. В границах водоохраных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы.

Участки леса в оврагах и балках, а также примыкающие к ним, и на склонах коренных берегов речных долин.

Это интересно:  Статистика вырубки леса в России

Участки леса в пределах оврагов и примыкающие к бровке оврага на расстоянии

50 м, в балках и на склонах коренных берегов речных долин крутизной более 20°, а также по дну балок полосы леса шириной не более 50 м

Небольшие участки леса, расположенные среди безлесных пространств

Участки леса величиной до 100 га, расположенные среди безлесных пространств.

Опушки леса по границам с безлесными пространствами

Опушки леса шириной 100 м по границе со степными безлесными пространствами

и сельскохозяйственными угодьями, простираю­щимися не менее чем на 1,5 – 2,0 км от

Защитные полосы лесов вдоль гребней и линий водоразделов

Особо защитные участки, в которых запрещены рубки спелых и перестойных лесных насаждений и допускаются только рубки ухода за лесами, рубки при проведении санитарно – оздоровительных мероприятий и рубки реконструкции

Участки леса, имеющие специальное хозяйственное значение:

Площади и границы каждого такого участка устанавливаются на основании специальных обследований и обоснований. (Выделяются, если они не отнесены к отдельной категории защитности).

Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) от 5 февраля 2010 г. N 28 г. Москва «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 апреля 2010 г.

Регистрационный N 17015

В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. 2), ст. 3616; 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735) приказываю:

утвердить прилагаемые Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Министр Е. Скрынник

Правила использования лесов для строительства, реконструкции,

эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов

1. Настоящие Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599; N 30 (ч. 2), ст. 3616; 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 (ч. 1.), ст. 6441) (далее — Лесной кодекс Российской Федерации) и устанавливают требования к использованию лесов, предоставленных для указанных целей.

2. Для строительства линий электропередачи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов (далее — линейные объекты) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствий со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации [1] .

Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты [2] .

3. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации [3] .

4. В целях строительства линейных объектов используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель -участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

5. Осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории.

При использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных и железных дорог исключаются случаи, вызывающие нарушение поверхностного и внутрипочвенного стока вод, затопление или заболачивание лесных участков вдоль дорог.

6. На лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства линейных объектов, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

7. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков [4] .

При осуществлении использования лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан лица, осуществляющие вырубку, уведомляют органы государственной власти, уполномоченные в области лесных отношений о сроках, площади вырубке, объеме, породном составе вырубаемой древесины, о месте осуществления рубки.

В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов [5] .

В защитных лесах предусмотренная настоящим пунктом Правил вырубка деревьев, кустарников, лиан допускается в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей использования линейных объектов не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации [6] .

8. При необходимости рубки лесных насаждений в зоне притундровых лесов и редкостойной тайги механизированная рубка деревьев, трелевка древесины, уборка порубочных остатков, способные нарушить растительный и почвенный покровы, должны осуществляться преимущественно в зимний период. При проведении рубок в данных природно-климатических условиях повреждение почвы с минерализацией ее поверхности не допускается.

После выполнения указанных работ организации, эксплуатирующие линейные объекты, должны привести земельные угодья в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а также возместить ущерб, нанесенный при проведении работ, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

9. В охранных зонах линий электропередачи и линий связи, других объектов электросетевого хозяйства и сооружений связи допускается вырубка насаждений, а также уничтожение химическим или комбинированным способом деревьев и кустарников, произрастающих на просеках, которые приводят к нарушению безопасной работы линейных объектов.

По всей ширине охранных зон линейных объектов на участках с нарушенным почвенным покровом при угрозе развития эрозии должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой кустарников на склонах.

В охранных зонах линий электропередачи и линий связи (за исключением кабельных линий) в целях снижения ущерба лесам и окружающей среде должны создаваться компенсационные посадки деревьев и кустарников высотой, не приводящей к нарушению безопасной работы линейных объектов.

10. При использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается:

повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка;

захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов;

загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами;

проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам за пределами предоставленного лесного участка.

11. Лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают:

регулярное проведение очистки предоставленного лесного участка, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами;

восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек;

принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.

12. Земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, подлежат рекультивации в срок не более 1 года после завершения соответствующих работ.

13. Допускается периодическая расчистка трасс линий электропередачи и связи от древесной и кустарниковой растительности путем ее вырубки. Отдельные деревья или группы деревьев, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры линий электропередачи и связи, должны своевременно вырубаться. В опушках леса, примыкающих к линиям электропередачи или линиям связи (охранных зонах), в обязательном порядке убираются зависшие деревья.

[1] Часть 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации.

[2] Часть 2.1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации.

[3] Часть 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации

[4] Часть 2.2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации.

[5] Часть 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

[6] Часть 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector